Муниципальному унитарному предприятию (МУП) для ремонта зданий, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения, администрацией города выделяются денежные средства. МУП не разместило положение о закупках.
В рамках какого Федерального закона - от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и кем - МУП, уполномоченным органом или специализированной организацией должны проводиться процедуры, связанные с определением контрагентов (подрядчиков) при расходовании выделенных средств?
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. По смыслу данной нормы, с учетом ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, право хозяйственного ведения наравне с правом собственности возлагает на субъект, обладающий данным правом, бремя содержания соответствующего имущества (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2009 N Ф09-9423/09-С5, ФАС Поволжского округа от 12.12.2006 N А06-1574/2-17/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2003 N Ф08-3988/03).
Следовательно, предприятие, которому переданы права по владению и пользованию имуществом, обязано нести бремя его содержания, в том числе осуществлять ремонт и реконструкцию переданных в хозяйственное ведение зданий.
Как мы ответили Вам в предыдущем запросе, муниципальное унитарное предприятие, своевременно не разместившее положение о закупках, до дня его размещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязано руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По общему правилу согласно ч. 4 ст. 15 и ч. 26 ст. 112 Закона N 44-ФЗ на унитарные предприятия при предоставлении им в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пп. 1-3 ч. 1 ст. 1 данного Закона (планирование закупок, определение поставщиков, заключение контрактов), и положения этого же закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Эти нормы обязательны для применения государственными, муниципальными унитарными предприятиями лишь с 1 января 2017 года. Однако в данном случае указанное правило не применимо, так как унитарное предприятие обязано руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ при расходовании бюджетных средств, выделенных на реконструкцию муниципальных зданий в силу требований ч. 4 и ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ по причине неразмещения Положения о закупках.
Таким образом, при расходовании бюджетных средств, выделенных на реконструкцию муниципальных зданий, унитарное предприятие в части определения подрядчиков обязано руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ. При этом, как правило, процедуры, связанные с определением контрагентов, проводит именно заказчик (в данном случае - унитарное предприятие) и только в определенных случаях ряд полномочий заказчика может быть передан уполномоченному органу либо специализированной организации (ст. 26, ст. 40 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) при осуществлении закупок заказчики используют:
- конкурентные способы определения контрагентов: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений;
- либо осуществляют закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент).
Заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Причем согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
В связи с этим отметим, что согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Перечень), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона N 44-ФЗ. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
В указанный Перечень включены работы строительные (код 45 по ОКПД кроме кода 45.12), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае проведения закупки работ строительных, кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071 только с учетом упомянутых ограничений, что не исключает возможности осуществления закупок строительных работ путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона N 44-ФЗ (смотрите также разъяснения Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 07.05.2014 NN 10194-ЕЕ/Д28и, АЦ/18475/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных", Тему N 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2014)).
Осуществлять закупку услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, когда использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает наличие особых оснований для заключения контракта с единственным контрагентом, и заключение договоров подряда на выполнение работ по реконструкции в них не упоминается. Без дополнительных же оснований закупка у единственного контрагента возможна только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму до 100 тысяч рублей при условии, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей*(1).
Таким образом, окончательный выбор одного из перечисленных способов закупки может сделать только сам заказчик исходя из обстоятельств конкретной ситуации и ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
6 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) К сожалению, вопрос о порядке расчета совокупного годового объема закупок унитарных предприятий, руководствующихся положениями Закона N 44-ФЗ, не ясен. Поэтому по указанному вопросу рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.