Энциклопедия судебной практики. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (Ст. 2 НК)

Энциклопедия судебной практики
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
(Ст. 2 НК)


1. Применение налогового законодательства в таможенном регулировании


1.1. Термины налогового законодательства применимы в таможенных правоотношениях, если они не определены таможенным законодательством


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2013 N Ф03-888/2013 по делу N А80-249/2012

По мнению заявителя, ст. 2 НК РФ исключает применение законодательства о налогах и сборах к таможенным правоотношениям, следовательно, при определении понятия "основные производственные фонды" суды не должны были руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

В рассматриваемом случае идет речь об использовании терминов в таможенном регулировании, тогда как в указанной норме говорится о неприменении законодательства о налогах и сборах к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц.

Таким образом, если используемые в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" термины в нём не определены, то такие термины используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.


1.2. Использовать положения налогового законодательства при классификации автомобиля нельзя даже при отсутствии разъяснений таможенных органов


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.10.2008 N Ф03-4127/2008 по делу N А51-13149/200733-259/7

Отсутствие чёткого разъяснения Федеральной таможенной службы о том, как следует классифицировать автомобиль "мусоровоз", не даёт право руководствоваться положениями налогового законодательства.


1.3. Применению подлежат нормы налогового законодательства, если ТК РФ не предусматривает особенностей направления декларанту требования об уплате налога


Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2003 N КА-А40/5224-03

Согласно ст. 2 НК РФ к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

На основании п. 7 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.

Поскольку Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает особенностей направления декларанту требования об уплате налога, подлежат применению нормы налогового законодательства.


1.4. Законодательством о налогах и сборах регулируются правоотношения, связанные с уплатой таможенной пошлины


Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2003 N Ф08-5069/02-1797А по делу N А32-10189/02-40/174

Согласно налоговому законодательству таможенная пошлина относится к федеральным налогам. Следовательно, связанные с ее уплатой правоотношения в силу ст. 2 НК РФ относятся к налоговым отношениям.


2. Налоговое законодательство в гражданско-правовых отношениях


2.1. Основания применения субсидиарной ответственности к налоговым правоотношениям не применяются


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2010 по делу N А78-5481/2009

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются, о чем обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций.


2.2. Налоговое законодательство не регулирует правоотношения между хозяйствующими субъектами


Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2013 по делу N А12-13746/2012

Налоговое законодательство не регулирует правоотношения между хозяйствующими субъектами и не устанавливает порядок осуществления (возникновения, изменения, прекращения) права собственности и других вещных прав.


2.3. Порядок исчисления прибыли, установленный налоговым законодательством, не может быть применен при определении понятия прибыли от сделки как гражданско-правового отношения


Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2008 по делу N А65-8205/07СГ3-25

Гражданское законодательство, в отличие от налогового, не раскрывает понятия прибыли в гражданско-правовом смысле этого слова. Прямое применение налогового законодательства в гражданско-правовых отношениях недопустимо в силу ст. 2 Налогового кодекса РФ, так как налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, что не связано с отношениями, регулируемыми гражданским законодательством (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Порядок исчисления прибыли, установленный налоговым законодательством в целях налогообложения прибыли юридического лица-налогоплательщика, не может быть применен при определении понятия прибыли от сделки как гражданско-правового отношения, так как налог на прибыль исчисляется по итогам календарного периода и в целом по предприятию.


2.4. Отсутствие законной неустойки за просрочку внесения арендной платы за землю не означает возможность применения размера пени, установленного налоговым законодательством


Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2013 по делу N А32-26092/2012

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Следовательно, отсутствие законной неустойки за просрочку внесения арендной платы за землю не означает возможность (без специального соглашения об этом сторон) применения размера пени, установленного налоговым законодательством, на том лишь основании, что и арендная плата, и земельный налог являются формами платы за землю.


3. Налоговое законодательство в иных правоотношениях


3.1. Правоотношения по поводу уплаты налогов предприятия-банкрота регулируются нормами закона о банкротстве с учетом требований налогового законодательства


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2004 N А78-3059/03-С1-6/101-Ф02-4141/04-С2

Отношения, которые регулируются законодательством о несостоятельности (банкротстве), установлены в статье 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года. Эта статья предусматривает, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что правоотношения по поводу уплаты налогов предприятия-банкрота регулируются нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом требований налогового законодательства. Нормы гражданского законодательства не изменяют нормы Налогового кодекса Российской Федерации.


3.2. Право на возврат излишне взысканного налога, определенное НК РФ, не может быть передано в рамках гражданско-правовых отношений


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2006 N А19-27305/04-52-Ф02-2877/06-С1 по делу N А19-27305/04-52

Частью 1 ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, порядок возврата излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора) регулируется положениями законодательства о налогах и сборах.

После вступления в законную силу решения суда об обязании инспекции возвратить налогоплательщику незаконно взысканный налог на имущество налогоплательщик, не предъявляя исполнительный лист к исполнению, на основании договора уступки права требования произвел переуступку ООО права требования к инспекции о возврате налога на имущество.

На основании норм НК РФ сумма излишне взысканного налога может быть возвращена только самому налогоплательщику, а не ООО.


3.3. Часть первая НК РФ подлежит применению только к отношениям, связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2016 г. N Ф06-6359/16 по делу N А65-22053/2015

Круг отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, определен в части первой статьи 2 НК РФ.

В связи с этим часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.


3.4. Налоговым законодательством добровольная уплата в бюджет денежных средств не регулируется


Постановление ФАС Поволжского округа от 29.03.2006 по делу N А65-11483/05-СА1-19

Правоотношения, связанные с добровольной уплатой в бюджет денежных сумм, не являющихся налогами и сборами, в силу ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым законодательством не регулируются.



В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.