Энциклопедия судебной практики. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Объекты обложения (Ст. 333.2 НК)

Энциклопедия судебной практики
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Объекты обложения
(Ст. 333.2 НК)


1. Сам по себе факт оформления и выдачи лицензии (разрешения) на добычу объектов животного мира не свидетельствует о возникновении объекта обложения и не влечет взимание сбора


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2010 N Ф03-8012/2009 по делу N А73-12788/2009

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени РФ и субъектов РФ, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Таким образом, обязанность уплаты сбора за пользование объектом животного мира возложена на пользователей объектами животного мира, получающих лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и непосредственно осуществляющих изъятие объектов животного мира из среды их обитания.

Из системного толкования норм главы 25.1 НК РФ и Закона N 52-ФЗ, следует, что сбор за пользование объектами животного мира взимается не за оформление и выдачу лицензий (разрешений) на добычу объектов животного мира, а за пользование такими объектами, то есть за право изъятия этих объектов из среды их обитания.


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.07.2008 N Ф03-А51/08-2/2329 по делу N А51-5150/0720-105

Как следует из статьи 333.2 НК РФ, объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ предусмотрено, что сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

Арбитражным судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что сбор, по поводу которого возник спор, взимается не за оформление и выдачу лицензии (разрешения) на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, а за пользование такими ресурсами.

По смыслу статей 333.2, 333.4 и 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении) на пользование.


2. Обязанность по уплате сбора неразрывно связана с фактом получения лицензии (разрешения), в которой указана квота добычи (вылова)


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2009 N Ф03-2082/2009 по делу N А73-8288/2008

Согласно статьям 34, 35 названного Закона, добыча (вылов) водных биоресурсов производится на основании разрешения, удостоверяющего право на изъятие этих ресурсов из среды их обитания, в том числе при осуществлении промышленного рыболовства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.2 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Таким образом, возникновение обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связано, прежде всего, с фактом получения (выдачи) лицензии (разрешения), в которой в числе прочего указываются квота добычи (вылова) и район промысла.


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.10.2007 N Ф03-А51/07-2/964 по делу N А51-15738/2005-31-620

Согласно статье 333.2 Кодекса объектами обложения указанным сбором признаются объекты водных биоресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения (лицензии) на пользование данными объектами, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные, которые плательщик упомянутого сбора отражает в представленных в налоговый орган сведениях, должны совпадать с информацией, содержащейся в разрешениях в период их действия, то есть быть достоверными, так как размер сбора непосредственно связан с квотой добычи (вылова) объектов водных биоресурсов.

Таким образом, глава 25.1 Кодекса предполагает в качестве единственного способа надлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате сбора представление им достоверных сведений, основанных на данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения.


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.11.2006, 08.11.2006 N Ф03-А37/06-2/3961 по делу N А37-786/06-9/3а

Абзацем 2 пункта 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения в этом случае признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 333.4 НК РФ установлен порядок исчисления сборов, а статьей 333.5 настоящего Кодекса - порядок и сроки уплаты сборов.

Вместе с тем из анализа приведенных выше норм права следует, что уплата плательщиками сбора за пользование объектами ВБР обусловлена непосредственно фактом выдачи лицензии на осуществление промысла соответствующих видов и объемов водных биологических ресурсов и наличием у плательщика сбора обязанности по соблюдению правил налогообложения, поэтому сбор подлежит уплате за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по лицензии (разрешению). Возможность корректировки суммы сбора за пользование объектами ВБР, подлежащей уплате по нереализованным лицензиям (разрешениям), главой 25.1 настоящего Кодекса, регулирующей спорные правоотношения, не предусмотрена.


3. Увеличение или уменьшение объема разрешенных к добыче водных биоресурсов влечет увеличение или уменьшение объекта обложения


Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 45

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 333.2 НК РФ объектом обложения сбором являются объекты водных биологических ресурсов.

Поэтому судам следует исходить из того, что при внесении изменений в выданные лицензии (разрешения) в виде увеличения или уменьшения объема разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов соответствующим образом увеличивается или уменьшается объект обложения сбором, разрешенный к добыче (вылову) на основании соответствующей лицензии (разрешения).


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2008 N Ф03-А24/08-2/49 по делу N А24-4109/07-13

Как следует из статьи 333.2 НК РФ, объектами обложения сбором признаются объекты водных биологических ресурсов согласно перечню, установленному пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленного для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

По смыслу статей 333.3 - 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении) на пользование этими объектами.

Таким образом, суд правомерно указал на то, что при изменении объема объектов водных биологических ресурсов, подлежащих добыче (вылову) по конкретной лицензии (разрешению), или аннулирование лицензии (разрешения) до истечения срока действия сумма сбора за пользование ими подлежит соответствующей корректировке.


4. Замена разрешения (лицензии) путем выдачи нового с одновременным приостановлением действия старого не является основанием для повторного начисления сбора


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2007 по делу N А42-7831/2006

Согласно пункту 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения сбором признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 20.12.04 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях. Из пункта 3 названной нормы следует, что изменения в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или посредством телеграфного отправления о внесении изменений в такое разрешение и являются неотъемлемой частью разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Таким образом, внесение изменений в действующее разрешение на промысел водных биологических ресурсов, в том числе в виде перераспределения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов по судам, не признается выдачей нового разрешения, а следовательно, не влечет для его обладателя обязанности по корректировке суммы сбора, ранее уплаченного в пределах объема выделенной ему квоты. Доказательства выдачи Колхозу "новых" разрешений (лицензий) Инспекция не представила.


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2006 по делу N А42-2391/2006

Объектом обложения рассматриваемым сбором являются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации, а не лицензия (разрешение), на основании которой производится пользование объектами водных биологических ресурсов (пункт 1 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суд установил, что Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по области выданы новые разрешения от 28.12.2005, которыми в соответствующей части отменено ранее действовавшее разрешение от 20.10.2005 (ранее выданное разрешение от 20.10.2005 приостанавливается с 28.12.2005). В новых разрешениях перераспределены квоты между судами, используемыми предпринимателем, без изменения условий вылова и общего размера квоты, выделенной заявителю первоначальным разрешением, то есть у него не возникло права на добычу дополнительных биоресурсов. Таким образом, выдача новых разрешений не привела к увеличению объема разрешенных к добыче (вылову) объектов биоресурсов, а следовательно, не возник новый объект обложения сбором. При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления сбора по обжалованному решению.

Тот факт, что изменения в действующее разрешение были внесены органом, его выдавшим, в форме выдачи новых разрешений с приостановлением деятельности предыдущего, не может являться основанием для повторного начисления предпринимателю уплаченного в установленном порядке сбора за весь объем подлежащих добыче предпринимателем водных биоресурсов.


5. Корректировка сбора, подлежащего уплате, производится путем представления в налоговый орган уточненных сведений


Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 N 1488/07 по делу N А51-15677/05-10-562

Данные, которые плательщик сбора отражает в представленных в налоговый орган сведениях, должны совпадать с информацией, содержащейся в разрешениях в период их действия, то есть быть достоверными, поскольку размер сбора непосредственно связан с квотой добычи (вылова) водных биоресурсов.

Достоверными являются уточненные сведения, так как именно в них указаны надлежащие данные о полученных разрешениях, сроках начала и окончания их действия, количестве объектов водных биоресурсов, суммах сбора, подлежащего уплате в виде разового и регулярных взносов.

Таким образом, глава 25.1 Кодекса не только не содержит препятствий по представлению в налоговый орган уточненных сведений, вызванных изменением объема добычи, но предполагает в качестве единственного способа надлежащего исполнения плательщиком сбора обязанности по его уплате представление достоверных сведений, основанных на данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения.


Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 N 1519/07 по делу N А51-4301/2006/20-123

Согласно статье 333.2 Кодекса объектами обложения сбором признаются объекты водных биоресурсов исходя из перечня, установленного пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения (лицензии) на пользование объектами водных биоресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 36 Закона N 166-ФЗ предусмотрено внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, их аннулирование.

Данные, которые плательщик отражает в представленных в налоговый орган сведениях, должны совпадать с информацией, содержащейся в разрешениях в период их действия, то есть быть достоверными, поскольку размер сбора непосредственно связан с квотой добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Достоверными являются уточненные сведения, так как именно в них указаны надлежащие данные о полученных разрешениях, сроках начала и окончания их действия, количестве объектов водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащего уплате в виде разового и регулярных взносов.

Общество дважды представило сведения об исчисленных суммах сбора.

Повторно представленные сведения учитывают соответствующие изменения, аннулирование разрешения (лицензии), выдачу нового разрешения и не связаны с фактическими объемами добытых объектов водных биоресурсов.

Таким образом, глава 25.1 Кодекса не только не содержит препятствий по представлению в инспекцию уточненных сведений, вызванных изменением объемов добычи, но предполагает в качестве единственного способа надлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате сбора представление им достоверных сведений, основанных на данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения.


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2007 N Ф03-А24/07-2/1785 по делу N А24-4058/06-14

Данные, которые плательщик упомянутого сбора отражает в представленных в налоговый орган сведениях, должны совпадать с информацией, содержащейся в разрешениях в период их действия, то есть быть достоверными, так как размер сбора непосредственно связан с квотой добычи (вылова) объектов водных биоресурсов.

Таким образом, глава 25.1 Налогового кодекса РФ предполагает в качестве единственного способа надлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате сбора представление им достоверных сведений, основанных на данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения.


6. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов является платой за право изъятия данных объектов


Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 3330/07 по делу N А73-464/2006-10

В силу статьи 333.2 Кодекса объектами обложения сбором признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 333.4 Кодекса, сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Анализ положений главы 25.1 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что сбор, по поводу которого возник спор, взимается не за оформление и выдачу лицензии (разрешения) на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, а за пользование такими ресурсами.


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2009 N Ф03-5777/2009 по делу N А73-13401/2008

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов удостоверяет право на изъятие водных биологических ресурсов из среды их обитания при осуществлении: промышленного рыболовства, в том числе прибрежного рыболовства; рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Таким образом, организуя и регулируя спортивное и любительское рыболовство, учреждение не осуществляет изъятие объектов ВБР из среды их обитания, а создает необходимые условия для осуществления физическими лицами права пользования этими ресурсами.

Исходя из системного толкования норм главы 25.1 Налогового кодекса РФ и Федерального закона N 166-ФЗ, следует, что сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов взимается не за оформление и выдачу лицензий (разрешений) на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов, а за пользование такими объектами, то есть за право изъятия этих объектов из среды их обитания.


7. Внесение изменений в действующее разрешение (лицензию) не является выдачей нового разрешения (лицензии), следовательно, не является основанием для повторного начисления сбора


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.01.2007 по делу N А26-2676/2006-29

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях. Изменения в выданное разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или посредством телеграфного отправления о внесении изменений в такое разрешение и являются неотъемлемой частью разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 3 статьи 36 Закона N 166-ФЗ).

Таким образом, внесение изменений в действующее разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов не признается выдачей нового разрешения, а следовательно, не влечет для его обладателя обязанности по исчислению суммы сбора, ранее уплаченной в пределах объема выделенной ему квоты.


8. Истечение срока действия лицензии (разрешение) либо досрочное прекращение её действия влечет прекращение обязанности по уплате сбора


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2006 по делу N А05-15526/2005-22

Согласно пункту 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Из приведенных норм права следует, что сбор уплачивается плательщиками только при наличии лицензии, ставка сбора устанавливается в зависимости от разрешенного к вылову количества объектов водных ресурсов, оставшаяся сумма сбора, после уплаты разового взноса, уплачивается равными долями в течение всего срока действия лицензии.

Таким образом, после прекращения срока действия лицензии либо при ее досрочном прекращении ее обладатель перестает быть плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.