Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия судебной практики. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Ставки сборов (Ст. 333.3 НК)

Энциклопедия судебной практики
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Ставки сборов
(Ст. 333.3 НК)


1. Поскольку нормы НК РФ не устанавливают отчетный период, налогоплательщик вправе учитывать объем биоресурсов в целях применения ставки за весь налоговый период


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.10.2013 N Ф03-4702/2013 по делу N А59-5721/2012

Судами установлено, что ЗАО создано 14.05.2012 путем реорганизации в форме преобразования из ООО, в 2011 году деятельность не осуществляло, разрешения на добычу (вылов) ВБР получены обществом 27.01.2012 и 15.02.2012. Доля выручки налогоплательщика от реализации добытых ВБР к общему объему доходов от реализации товаров за 9 месяцев 2012 составила 100%. Следовательно, общество соответствовало условиям, установленным п. 7 ст. 333.3 НК РФ, для признания его рыбохозяйственной организацией и применения льготной ставки сбора в размере 15% общих ставок сбора.

Поскольку нормы Налогового кодекса не устанавливают отчетный период, за который следует определять долю дохода в целях применения пониженной ставки налога, суд отклонил довод налогового органа о том, что для подтверждения права на льготу необходимо представить данные о доходах периода, предшествующего периоду, в котором выдано разрешение на вылов.


2. Отсутствие указания на конкретные объекты животного мира в ст. 333.3 НК РФ не освобождает налогоплательщика от обязанности получения лицензии


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.05.2006 N Ф04-557/2005(22056-А03-33) по делу N А03-7877/04-23

Поскольку отдельные виды животного мира, в том числе утка и гусь, не указаны в перечне объектов обложения сбором за пользование объектами животного мира, предусмотренном ст. 333.3 НК РФ, пользователи животным миром при получении лицензии освобождаются от уплаты соответствующих сборов.

Однако отсутствие ссылки в ст. 333.3 НК РФ на платность изъятия гусей и уток из среды обитания не свидетельствует о том, что изъятие данных объектов из среды их обитания должно осуществляться без выдачи именных разовых лицензий, поскольку НК РФ регулирует отношения в сфере налогов и сборов, общие принципы налогообложения. В данном случае речь идет об отношениях в области лицензирования на использование объектов животного мира, на которые действие НК РФ не распространяются.


3. В целях применения льготной ставки налогоплательщик вправе учитывать деятельность как по добыче водных биоресурсов, так и по их переработке


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.08.2012 N Ф03-3349/2012 по делу N А73-11545/2011

Из анализа указанной правовой нормы [абз. 3 п. 7 ст. 333.3 НК РФ] следует, что право на применение 15-ти процентной ставки сбора имеют организации, которые осуществляют как добычу (вылов) водных биологических ресурсов, так и первичную и последующую (промышленную) переработку водных биологических ресурсов и реализуют эту продукцию.


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2013 N Ф03-3457/2013 по делу N А80-335/2012

Из буквального толкования указанной правовой нормы [абз. 7 п. 7 ст. 333.3 НК РФ] следует, что организации осуществляющие наряду с добычей (выловом) водных биоресурсов или производством рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, добытых (выловленных) ими самостоятельно, также и производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, добытых (выловленных) другими организациями, и реализующие добытые (выловленные) объекты водных биоресурсов (свои уловы) или произведенную из уловов водных биоресурсов рыбную и иную продукцию, имеют право на применение льготной ставки сбора, предусмотренной п. 7 ст. 333.3 НК РФ, при условии, если суммарная доля дохода от реализации их уловов водных биоресурсов или произведенной из них рыбной и иной продукции и от реализации рыбной и иной продукции, произведенной из водных биоресурсов, добытых (выловленных) другими организациями, составляет не менее 70% от общего дохода организации от реализации товаров (работ, услуг).


4. При определении доли дохода от добытых водных биоресурсов в целях применения льготной ставки учитывается только объем биоресурсов, добытых самостоятельно


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.12.2010 N Ф03-8418/2010 по делу N А73-4076/2010

При определении доли дохода от реализации добытых (выловленных) уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной рыбной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения пониженной ставки сбора учитываются только объемы водных биологических ресурсов, добытые организацией самостоятельно.


5. Понятия "промышленные квоты" и "квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов" по своей правовой природе являются идентичными


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 по делу N А05-11279/2007

До 2005 года законодательно не предусматривалось разделения квот по видам: океанический и прибрежный вылов биоресурсов, поэтому льготировался суммированный объем выделенных организации квот в пределах установленного в 2001 году объема квоты. В проверяемом периоде определение понятия "промышленные квоты" для целей взимания сбора дано в Федеральном законе от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Поскольку спорный объем биоресурсов (треска и пикша) добыт (выловлен) заявителем в пределах, не превышающих объем их квоты, установленный на бесплатной основе на 2001 год, то следует признать правильным вывод суда о том, что Колхоз законно и обоснованно применил понижающий размер ставки сбора на их добычу.


6. В случае выдачи лицензии на промысел объектов водных биологических ресурсов сбор уплачивается за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по данной лицензии


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2005 N А42-7804/04-29

Объем промысла объектов водных биологических ресурсов, а также район работ с данными объектами могут быть изменены лишь с разрешения органа, выдавшего лицензию (разрешение), при внесении им в установленном порядке соответствующих изменений в лицензию (разрешение). Поэтому в случае выдачи лицензии (разрешения) на промысел объектов водных биологических ресурсов сбор следует уплачивать за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по этой лицензии (разрешению).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на январь 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.