Энциклопедия судебной практики. Водный налог. Объекты налогообложения (Ст. 333.9 НК)

Энциклопедия судебной практики
Водный налог. Объекты налогообложения
(Ст. 333.9 НК)


1. При отказе в использовании льготы по водному налогу налоговый орган при проверке обязан установить цели водопользования


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.06.2009 N А19-17625/08-66-Ф02-2706/09 по делу N А19-17625/08-66

В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

На основании положений указанной статьи суд признал несостоятельным довод налоговой инспекции о невозможности с достоверностью определить объем воды, использованной для личных нужд и в иных целях и применить к налогоплательщику рассматриваемую льготу, поскольку налоговой инспекцией при проведении выездной проверки не проводились мероприятия для установления целей водопотребления, в том числе с учетом соответствующих установленных норм.


2. Возврат воды в водный объект не уменьшает объем забранной воды в целях исчисления водного налога


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2009 по делу N А45-13692/2009

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов. "Сброс воды" объектом налогообложения не является, а также не является фактором, влияющим на исчисление объема "забора" воды. Также суд указал, что налоговое законодательство не содержит иного толкования термина "забор воды" и не содержит отсылочных норм.


Постановление ФАС Московского округа от 16.07.2010 N КА-А40/7234-10 по делу N А40-106951/09-115-638

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов. Налоговое законодательство не содержит положений о возможности корректировки налоговой базы по водному налогу, которой в данном случае непосредственно выступает объем забранной воды, на объемы воды, возвращаемые в водный объект, используемый для такого забора ввиду наличия оборотной схемы водоснабжения. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что филиал ГРЭС неправомерно уменьшил фактический объем воды, забранной из водного объекта, на объемы воды в связи с применяемой схемы "теплого сброса" и "сброса за счет работы эжекторов блока...", тем самым занизил налоговую базу по водному налогу.


3. Организация, одной из задач которой является обязанность по тушению пожаров, вправе не учитывать при расчете водного налога объем воды, забранной в таких целях, но фактически не использованный


Постановление ФАС Московского округа от 21.02.2011 N КА-А41/17726-10 по делу N А41-8934/10

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности не признается объектом налогообложения водным налогом, и предприятие водоканала исключает из общего объема забранной воды объем воды, необходимый для обеспечения пожарной безопасности в городе

В соответствии с пунктом 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, "централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения", а пожаротушение является одной из мер по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из этого, в задачи предприятия водоканала входит поддержание систем централизованного водоснабжения в состоянии постоянной готовности к тушению пожаров в городе в соответствии со СНИП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

В спорной правовой ситуации предприятие водоканала правомерно не учитывало при расчете налога объемы воды, забранной на цели обеспечения пожарной безопасности города, а не объемы, фактически использованные для пожаротушения.



В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.