Энциклопедия судебной практики. Упрощенная система налогообложения. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (Ст. 346.13 НК)

Энциклопедия судебной практики
Упрощенная система налогообложения. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
(Ст. 346.13 НК)


1. Порядок и условия начала применения УСН


1.1. Срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь созданных организаций не является пресекательным


Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2013 по делу N А12-31595/2012

Уведомление налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения лишь констатирует возможность применения специального налогового режима при соблюдении налогоплательщиком определенных условий. Поскольку заявление о применении УСН носит уведомительный характер и главой 26.2 НК РФ налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, пятидневный срок для подачи заявления вновь созданной организацией нельзя признать пресекательным.


1.2. Подача заявления о переходе на УСН после подачи заявления о постановке на налоговый учет не влечет невозможности перехода


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2015 г. N Ф06-2188/15 по делу N А57-22777/2014

Согласно пункту 2 статьи 346.13 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Закон устанавливает заявительный порядок перехода на УСН, не предусматривая возможности отказа налоговым органом в таком переходе.


1.3. Налоговым законодательством не закреплена необходимость подачи заявления о переходе на УСН одновременно с представлением документов на государственную регистрацию


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2006, 18.10.2006 N Ф03-А16/06-2/3598 по делу N А16-99/2006-2

Налоговым органом необоснованно отказано обществу в применении УСН, поскольку на момент подачи заявления о переходе на УСН у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о государственной регистрации юридического лица и заявления о переходе на УСН в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета.


1.4. Право на применение УСН не требует наличия специальных документов


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.12.2008 N Ф03-5920/2008 по делу N А37-469/2008-2

Выбор режима налогообложения является правом налогоплательщика, и специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему либо отказ от ее применения, не требуется.


1.5. Налоговый орган не вправе отказать вновь созданной организации в применении УСН


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 по делу N А27-6733/2011

Заявление о применении УСН носит уведомительный характер, и нормы главы 26.2 НК РФ не устанавливают право инспекции на запрет применения УСН - за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 356.12 НК РФ.

Из содержания статьи 346.13 НК РФ видно, что в ней не содержится указаний на последствия несоблюдения вновь зарегистрированным предпринимателем срока подачи заявления о применении УСН.


1.6. Применение УСН не ставится в зависимость от способа создания юридического лица


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2016 г. N Ф04-273/16 по делу N А75-8406/2015

На основании пункта 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Иных правил применения данного режима налогообложения действующее законодательство не предусматривает. Применение упрощенной системы налогообложения не ставится в зависимость от способа создания юридического лица.


1.7. УСН применяется в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2014 г. N Ф05-7334/14 по делу N А40-172242/2013

При этом пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ установлено, что вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.

В этом случае указанная система применяется в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.


1.8. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в применении УСН по причине пропуска срока на подачу заявления о переходе на УСН


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.08.2012 по делу N А45-10185

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания для отказа налогоплательщику в применении УСН, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении УСН.


1.9. Налогоплательщики вправе изменить объект налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН


Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2009 N Ф09-758/09-С3 по делу N А50-10108/08-А19

Признание неправомерным применения налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" нарушает право общества на самостоятельный выбор объекта налогообложения.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.


1.10. Налогоплательщики не вправе изменить объект налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН


Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2004 N А82-96/2003-А/1

Подав заявление и выбрав объект налогообложения, налогоплательщик не мог его изменить в течение всего срока применения УСН.


1.11. Налогоплательщик до начала применения УСН имеет право изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2016 г. N Ф07-1839/15 по делу N А26-1774/2015

Апелляционный суд обоснованно исходил из того, что переход на УСН является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Добровольность перехода на УСН предполагает наличие у организации права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины.


1.12. Арбитражный управляющий, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе применять УСН при соблюдении ограничений, установленных п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2014 г. N 17283/13

Арбитражный управляющий, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе применять упрощенную систему налогообложения, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, и после 01.01.2011 при соблюдении ограничений, установленных пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2014 г. N Ф04-3168/14 по делу N А46-7917/2013

Арбитражный управляющий, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе применять упрощенную систему налогообложения, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, и после 01.01.2011 при соблюдении ограничений, установленных пунктом 4.1 статьи 346.13 НК РФ.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2014 г. N Ф06-3453/13 по делу N А65-8034/2013

Арбитражный управляющий, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе применять упрощенную систему налогообложения, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, и после 01.01.2011 при соблюдении ограничений, установленных пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2014 г. N Ф07-10486/13 по делу N А05-5600/2013

Арбитражный управляющий, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе применять УСН, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, и после 01.01.2011 при соблюдении ограничений, установленных пунктом 4.1 статьи 346.13 НК РФ.


1.13. Переход к УСН, несмотря на добровольный характер, осуществляется налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2015 г. N Ф04-26607/15 по делу N А45-23777/2014

Указание в пункте 1 статьи 346.11 НК РФ на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком одновременно с общей системой налогообложения, - эта система также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями (статья 346.13 НК РФ).


1.14. Применение специального налогового режима является правом налогоплательщика


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4157/10

Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.08.2005 предприниматель сообщила инспекции об утрате ею права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения.

Применение специального налогового режима является правом налогоплательщика, поэтому указанное сообщение следует рассматривать как уведомление предпринимателем инспекции о ее намерении перейти на иной режим налогообложения.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2016 г. N Ф04-2550/16 по делу N А27-20640/2015

Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.10.2013 Общество сообщило Инспекции об утрате им права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 3 квартала 2013 года на общий режим налогообложения.

Поскольку применение специального налогового режима является правом налогоплательщика, то указанное сообщение следует рассматривать как уведомление Обществом Инспекции о его намерении перейти на иной режим налогообложения.


1.15. УСН в случае ее применения ИП является общей по отношению к патентной системе налогообложения


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) (пункт 22)

Взаимосвязанные положения гл. 26.2 и 26.5 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что упрощенная система налогообложения в случае ее применения индивидуальным предпринимателем является общей по отношению к патентной системе налогообложения, в рамках которой осуществляется налогообложение доходов лишь по отдельным видам деятельности налогоплательщика.


2. Право на применение УСН при реорганизации


2.1. При реорганизации юридического лица путем преобразования к вновь возникшему юридическому переходит право реорганизованного юридического лица на применение УСН


Постановление ФАС Уральского округа от 05.06.2008 N Ф09-4028/08-С3 по делу N А76-6966/2007

Общество является полным правопреемником государственного унитарного предприятия, которое применяло УСНО. Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение УСНО. Обязанность реорганизованного лица на подачу заявления о переходе на специальный налоговый режим в случае, если предприятие до реорганизации применяло УСНО, действующим законодательством не предусмотрена.


2.2. Вновь созданное в процессе реорганизации юридическое лицо для перехода на УСН обязано подать соответствующее заявление в налоговый орган


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.09.2008 N Ф03-А37/08-2/3162 по делу N А37-1974/2007-14

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН определены в статье 346.13 НК РФ, которая не предусматривает правопреемство данной системы налогообложения в случае реорганизации (в том числе путем преобразования) юридического лица, но устанавливает особый порядок перехода на УСН вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Следовательно, общество вправе в порядке п. 2 ст. 346.13 НК РФ применять УСН, направив в инспекцию заявление о применении упрощенной системы

Таким образом, налоговым органом правомерно отказано обществу в применении УСН при отсутствии у него заявления о переходе на данный налоговый режим.


3. Порядок и условия прекращения применения УСН


3.1. Статья 346.13 НК РФ предусматривает исчерпывающий перечень условий утраты права на применение УСН


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2015 г. N Ф09-2612/15 по делу N А76-3223/2013

Главой 26.2 НК РФ устанавливаются правила и порядок применения УСН как специального режима налогообложения, не являющегося льготным по смыслу ст. 56 Кодекса. Условия утраты права на применение УСН определены п. 4 ст. 346.13 Кодекса.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2015 г. N Ф05-16235/14 по делу N А40-108465/2013

В силу п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ и п. 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, данная статья предусматривает исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень условий, при которых налогоплательщик утрачивает право на применение УСН.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2014 г. N Ф06-4794/13 по делу N А55-13983/2013

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, в Налоговом кодексе Российской Федерации определен исчерпывающий перечень условий, при которых применение УСН невозможно.


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2014 г. N Ф10-4560/13 по делу N А48-374/2013

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 60 мл. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, в НК РФ определен исчерпывающий перечень условий, при которых возможность применения УСН утрачивается.


3.2. Для отказа от УСН и перехода на ОСН не требуется какого-либо подтверждающего или разрешающего документа от налогового органа


Постановление ФАС Центрального округа от 16.01.2014 по делу N А68-276/2013

Определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении УСН является фактическое ведение хозяйственной деятельности в соответствии с выбранным режимом налогообложения с начала налогового периода, а подача заявления в инспекцию носит уведомительный характер. Следовательно, применение УСН и возврат к общему режиму налогообложения зависят от волеизъявления налогоплательщика при соблюдении условий, установленных гл. 26.2 Кодекса. Такое волеизъявление налогоплательщика не поставлено в зависимость от разрешительных действий налогового органа.


3.3. Нарушение предпринимателем установленного срока направления уведомления о переходе с УСН на ОСН не является основанием для признания незаконным применения последней


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2014 г. N ВАС-1687/14

Доводы инспекции о нарушении предпринимателем установленного пунктом 6 статьи 346.13 Кодекса срока направления уведомления, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, поскольку налоговым законодательством не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2016 г. N Ф07-1839/15 по делу N А26-1774/2015

Нарушение налогоплательщиком срока направления уведомления, установленного пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ, не является основанием для признания незаконным применения им общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер и Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения.


3.4. Уведомление об отказе от применения УСН может быть сделано в форме заявления


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08

Поскольку переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11 - 346.13 Кодекса условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2016 г. N Ф05-5392/16 по делу N А41-82076/2015

Переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных статьями 346.11 - 346.13 НК РФ, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2016 г. N Ф04-2550/16 по делу N А27-20640/2015

Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.10.2013 Общество сообщило Инспекции об утрате им права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 3 квартала 2013 года на общий режим налогообложения.

Поскольку применение специального налогового режима является правом налогоплательщика, то указанное сообщение следует рассматривать как уведомление Обществом Инспекции о его намерении перейти на иной режим налогообложения.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2015 г. N Ф06-3661/15 по делу N А12-7651/2015

Переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11-346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер.


3.5. Для отказа от УСН и перехода на ЕСХН не требуется какого-либо подтверждающего или разрешающего документа от налогового органа


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.10.2009 N Ф03-5405/2009 по делу N А59-1700/2009

Переход на ЕСХН носит уведомительный характер, непредставление сообщения о прекращении применения УСН не может служить основанием для отказа в признании права общества на переход на уплату ЕСХН, предусмотренного главой 26.1 НК РФ.


3.6. Факт превышения размера дохода налогоплательщика, установленного в целях применения УСН, может быть установлен на основании данных ККМ о полученной выручке


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф04-2447/14 по делу N А81-689/2013

Кассационная инстанция исходит из того, что отсутствует связь между превышением размера дохода в целях применения УСН и установлением размера расходов по УСН (пункт 4 статьи 346.13 НК РФ), в связи с чем у суда апелляционной инстанции, признавшего неустановление Инспекцией реальных налоговых обязательств Предпринимателя в связи неисследованием вопроса о расходах, не имелось правовых оснований для признания неверным вывода суда первой инстанции относительно представления в материалы дела надлежащих доказательств невозможности применения Предпринимателем режима УСН со второго квартала 2011 года в связи с превышением предельного уровня дохода.

Суд первой инстанции сделал основанный на материалах дела вывод о правомерности перевода Предпринимателя со специального налогового режима УСН на общеустановленную систему налогообложения, поскольку при определении суммы доходов Предпринимателя на основании данных ККМ о полученной выручке от реализации продовольственных товаров в спорный период являлся документально подтвержденным факт превышения дохода Предпринимателя по итогам отчетного периода суммы 60 млн.руб.


3.7. Возврат от УСН к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2015 г. N Ф04-26607/15 по делу N А45-23777/2014

Указание в пункте 1 статьи 346.11 НК РФ на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком одновременно с общей системой налогообложения, - эта система также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями (статья 346.13 НК РФ).


3.8. Утрата права на применение патентной системы налогообложения не является основанием прекращения применения УСН


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) (пункт 22)

Гл. 26.5 НК РФ не содержит нормы, в силу которой утрата налогоплательщиком права на применение патентной системы налогообложения влекла бы одновременную утрату им права на применение упрощенной системы налогообложения либо изменение порядка исчисления налога, уплачиваемого в рамках упрощенной системы.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2016 г. N Ф04-5150/16 по делу N А46-1497/2016

Среди оснований прекращения применения УСН, перечисленных в статье 346.13 НК РФ, такое основание как утрата права на применение ПСН не предусмотрено.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2015 г. N Ф01-4764/15 по делу N А82-2856/2015

Кодекс (главы 26.5 и 26.2) допускает возможность одновременного применения упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. При этом среди оснований прекращения применения упрощенной системы налогообложения, перечисленных в статье 346.13 Кодекса, такое основание, как утрата права на применение патентной системы налогообложения не предусмотрено.

Взаимосвязанные положения статей 346.13 и 346.45 Кодекса не возлагают на предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения в отношении одного из видов деятельности и не уплативших в установленный срок налог в бюджет, обязанность уплачивать налоги по общей системе налогообложения.


3.9. Налогоплательщик теряет право на применение УСН, если им получена необоснованная налоговая выгода путем "дробления" выручки от реализации между взаимозависимыми лицами с целью непревышения лимита доходов от реализации


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2016 г. N Ф01-3032/16 по делу N А82-3639/2015

В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о получении Обществом, применяющим упрощенную систему налогообложения, необоснованной налоговой выгоды посредством создания между взаимозависимыми лицами финансовой схемы с целью минимизации налоговых обязательств и уклонения от уплаты налогов по общепринятой системе налогообложения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.

Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о создании Обществом схемы уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения путем формального разделения хозяйственной деятельности между взаимозависимыми лицами и получения им необоснованной налоговой выгоды.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2016 г. N Ф02-7803/15 по делу N А58-795/2015

Проверкой установлено, что ИП 1, ООО и ИП 2 осуществляли производственную деятельность по реализации ГСМ как одно лицо, поскольку взаимозависимые лица осуществляли единый производственный процесс по реализации нефтепродуктов.

Инспекцией также установлено отсутствие самостоятельной реализации ИП 2 и ООО приобретенного для перепродажи предпринимателем топлива, создание искусственного документооборота между ИП 1, ИП 2, ООО в виде заключения агентских договоров и договоров аренды с целью "дробления" выручки от реализации ГСМ, наличие у каждого налогоплательщика зарегистрированной контрольно-кассовой техники, расчетного счета и операции по ним, будучи средствами создания видимости самостоятельной предпринимательской деятельности каждого из них, не является свидетельством самостоятельной реализации приобретенного заявителем товара (ГСМ).

Установив данные обстоятельства, которые подтверждены имеющимися в деле доказательствами, и по существу налогоплательщиком при рассмотрении дела не оспаривались, суды пришли к правомерным выводам о создании заявителем финансовой схемы для минимизации налоговых обязательств и получении необоснованной налоговой выгоды в виде разницы налоговых обязательств при применении общеустановленного и специального режимов налогообложения.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.