Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия судебной практики. Орган, осуществляющий государственную регистрацию (Ст. 2 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Энциклопедия судебной практики
Орган, осуществляющий государственную регистрацию
(Ст. 2 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")


1. Налоговые органы прежде всего обеспечивают исполнение юридическими лицами налоговых обязательств, но при этом обязаны осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства о государственной регистрации


Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П

Налоговые органы призваны прежде всего обеспечивать своевременное выполнение юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Располагая соответствующими финансово-бухгалтерскими документами, в том числе относящимися к результатам обязательного аудита, эти органы имеют возможность оценивать в целом их финансовую состоятельность. Кроме того, на налоговые органы с 1 июля 2002 года возложена функция государственной регистрации юридических лиц (статья 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц", постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"), т.е. предполагается, что они обязаны осуществлять и контроль за соблюдением юридическими лицами требований законодательства.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2014 г. N Ф07-4116/14 по делу N А56-49658/2013

Федеральная налоговая служба как регистрирующий орган обладает полномочиями по проверке соблюдения юридическим лицом нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц и в случае выявления нарушения законодательства о государственной регистрации может привлекать виновных лиц к административной ответственности, а также требовать ликвидации юридического лица в судебном порядке. В том числе, у Федеральной налоговой службы имеются полномочия по проведению проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ.


2. Централизованная система налоговых органов предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими, в том числе и в сфере государственной регистрации юридических лиц


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2014 г. N Ф06-10192/13 по делу N А49-8553/2013

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Таким образом, вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими, а также их взаимодействие.


3. Вышестоящий регистрирующий орган не вправе отменить решение нижестоящего о государственной регистрации юридического лица, поскольку законом не предусмотрен такой порядок обжалования


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2013 г. N Ф06-8468/13 по делу N А55-27519/2012

Законодательством о государственной регистрации не предусмотрен порядок обжалования решений нижестоящих органов в вышестоящий орган.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций не приняли во внимание, что на спорные правоотношения не предусмотрена возможность отмены вышестоящим регистрирующим органом решения нижестоящего регистрирующего органа, поскольку отношения в сфере государственной регистрации не являются отношениями, регулируемыми законодательством о налогах и сборах.

Придя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным, суды обеих инстанций не учли, что обжалование ненормативных актов, решений, действий (бездействия) должностных лиц, связанных с государственной регистрацией, осуществляется в судебном порядке.

Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Управления полномочий по отмене решения МИФНС России о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.


Примечание

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц_" дополнен главой VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации"


4. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать требования к органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц


Решение Нижегородского областного суда от 21 июня 2006 г. N 3-169

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать требования к органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в том числе запреты отказа в государственной регистрации благотворительной организации по какому-либо основанию и обязанности по контролю за деятельностью благотворительной организации.


5. Обязать осуществить государственную регистрацию допустимо только уполномоченный регистрирующий государственный орган, а не само юридическое лицо


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2013 г. N Ф09-10323/13 по делу N А60-516/2013

Суд первой инстанции удовлетворил требования инспекции о признании незаконной государственной регистрации, предъявленные к обществу. При этом само общество не является лицом, осуществляющим государственную регистрацию, следовательно, такие требования не могут быть предъявлены к нему как к заинтересованному лицу.


6. Отсутствие у участника организации входящего в компетенцию ИФНС права по внесению изменений в ЕГРЮЛ не исключает возможность его понуждения к совершению действий, направленных на внесение таких изменений


Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 марта 2014 г. по делу N 33-2333/2014

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца о понуждении ответчика к совершению действий, направленных на внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части исключения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации.

Доводы жалобы, что ответчики не являются регистрирующим органом и не наделены правом по внесению таких изменений, не состоятельны. Обязанность ответчика по совершению действий, направленных на внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, обусловлена тем, что на момент рассмотрения спора ответчик является единственным учредителем ООО, на котором в силу п. 5 ст. 5, п. 1.3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" лежит обязанность по предоставлению в регистрирующий орган сведений, касающихся юридического лица.

То обстоятельство, что в резолютивной части решения судом первой инстанции не указано лицо, на которое возложена обязанность сообщить соответствующие сведения в налоговый орган в части исключения сведений, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения и его неисполнимости. В случае неясности решения суд, принявший его, вправе разъяснить решение в порядке ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.