Энциклопедия судебной практики. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (Ст. 39 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
(Ст. 39 ГрК)


1. Общие положения о порядке предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства


1.1. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в его предоставлении решается с соблюдением баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 18-КГ14-12

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2015 г. N Ф03-2547/15 по делу N А73-15292/2014

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по административным делам Брянского областного суда от 01 марта 2016 г. по делу N 33а-935/2016

Органы управления муниципальным образованием представляют интересы всех жителей муниципального образования применительно к решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселений. В связи с чем вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения [в порядке ст. 39 ГрК РФ] решается органами управления муниципального образования исходя из соблюдения баланса интересов населения всего муниципального образования в целом.


Апелляционное определение СК по административным делам Воронежского областного суда от 12 января 2016 г. по делу N 33а-29/2016

Органы управления муниципальным образованием представляют интересы всех жителей муниципального образования применительно к решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселений. В связи с чем, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения [в порядке ст. 39 ГрК РФ] решается органами управления муниципального образования исходя из соблюдения баланса интересов населения всего муниципального образования в целом.


Решение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 мая 2015 г. по делу N 33-3891/2015

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2015 г. по делу N 33-8398/2015

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 октября 2014 г. по делу N 33-1760/2014

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 февраля 2016 г. по делу N 33-1845/2016

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в соответствии с установленной законом процедурой, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу N 33-13688/2015

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 02 февраля 2016 г. по делу N 33-1170/2016

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу N 33-3111/2015

Из [ч. 1, ч. 2, ч. 8, ч. 9 ст. 39 ГрК РФ] следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.


1.2. Под комиссией, уполномоченной принимать решения в порядке ст. 39 ГрК РФ, понимается комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда Омской области от 04 декабря 2013 г. по делу N 33-7998/2013

Исходя из системного толкования норм действующего градостроительного законодательства [ч. 1, 2 ст. 39 ГрК РФ, ч. 1, 2 ст. 40 ГрК РФ], принимая во внимание положения ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, следует, что под комиссией, уполномоченной принимать решения в порядке ст. 39, 40 Градостроительного кодекса РФ, является комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации.


1.3. Положения ст. 39 ГрК РФ применяются и в случаях, когда собственник, арендатор или иной владелец земельного участка желает изменить вид его условно разрешенного использования


Определение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2012 г. по делу N 4г-7686/2012

Указанным образом [в порядке ст. 39 ГрК РФ] решаются вопросы в тех случаях, когда собственник, арендатор или иной владелец земельного участка желают изменить вид условно разрешенного использования.


1.4. За получением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может обратиться правообладатель этого участка


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2012 г. N Ф10-5215/11 по делу N А35-4768/2011

В соответствии со [ст. 39 ГрК РФ] для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган правообладатель этого участка.


1.5. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства представляет собой один из этапов процедуры градостроительного зонирования


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-8597/11 по делу N А55-26197/2010

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предусмотренного статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляет собой один из этапов процедуры "градостроительного зонирования", регламентированной главой 4 названного Кодекса.


1.6. Статья 39 ГрК РФ не применяется к отношениям о предоставлении земельного участка под строительство


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-8597/11 по делу N А55-26197/2010

Положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям о предоставлении заявителю земельного участка под строительство, включая необходимость проведения публичных слушаний, не подлежат применению.


1.7. В случае использования земельного участка с целью размещения на нем объекта торговли получение разрешения в порядке ст. 39 ГрК РФ является обязательным


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2012 г. N ВАС-1652/12

Суд указал, что с учетом заявленной цели использования земельного участка - размещение объекта торговли получение разрешения в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным.


1.8. Согласно ст. 39 ГрК РФ помещение является частью объекта капитального строительства


Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 22 октября 2013 г. по делу N 33-3109/13

Помещение как самостоятельный объект капитального строительства [Градостроительным] Кодексом не определено. Однако в части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса указано на "помещения, являющиеся частью объекта капитального строительства".


2. Публичные слушания для решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования


2.1. Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением


Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2011 г. N 381-О-О

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение Московского городского суда от 20 апреля 2016 г. N 33а-15132/16

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 01 сентября 2015 г. по делу N 33-14865/2015

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 09 июля 2014 г. по делу N 33-2456

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 марта 2016 г. по делу N 11-2969/2016

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2016 г. по делу N 33-1544/2016

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 января 2016 г. по делу N 33а-176/2016

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 03 декабря 2015 г. по делу N 33а-1039/2015

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


Апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01 сентября 2015 г. по делу N 33-5649/2015

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участия в обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.


2.2. Конечной целью публичных слушаний в порядке ст. 39 ГрК РФ является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта


Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2011 г. N 381-О-О

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2015 г. N Ф08-10688/14 по делу N А32-16017/2014

[Исходя из смысла ст. 39 ГрК РФ] публичные слушания организуются и проводятся с целью выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получения общественной оценки правового акта. Процесс принятия управленческих решений в этих случаях становится более открытым для граждан, а такая открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам. Публичные слушания призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений, гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний.


Апелляционное определение Московского городского суда от 20 апреля 2016 г. N 33а-15132/16

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 01 сентября 2015 г. по делу N 33-14865/2015

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 09 июля 2014 г. по делу N 33-2456

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 марта 2016 г. по делу N 11-2969/2016

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения -выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2016 г. по делу N 33-1544/2016

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 января 2016 г. по делу N 33а-176/2016

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 03 декабря 2015 г. по делу N 33а-1039/2015

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


Апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01 сентября 2015 г. по делу N 33-5649/2015

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участия в обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения -выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.


2.3. Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2016 г. N Ф01-646/16 по делу N А11-2316/2015

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты их проведения учитываются компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01 июня 2015 г. по делу N 33-3884/2015

Из системного толкования статьи 39 ГрК РФ и статьи 31 ЗК РФ следует, что публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение обязательно при рассмотрении компетентным органом вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 06 февраля 2015 г. по делу N 33-132/2015

По смыслу ст. ст. 28, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер.


Апелляционное определение Московского городского суда от 10 декабря 2014 г. N 33-39365/14

Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 14 октября 2015 г. по делу N 33-22545/2015

По смыслу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и их проведение учитывается компетентным органом при принятии решения. При этом публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2015 г. по делу N 33-9950/2015

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и результаты их проведения могут лишь учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть, они носят рекомендательный характер и не являются обязательными.


Решение Липецкого областного суда от 05 апреля 2016 г. по делу N 3а-62/2016

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и результаты их проведения могут учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть, они носят рекомендательный характер и не являются обязательными для органа местного самоуправления, в компетенции которого находится решение вопросов, касающихся градостроительной деятельности.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 февраля 2016 г. по делу N 33а-586/2016

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер, так как это не влечет каких-либо юридических последствий. При этом проведение публичных слушаний направлено на соблюдение баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 03 декабря 2015 г. по делу N 33а-1039/2015

Публичные слушания, являясь составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 20 октября 2014 г. по делу N 33-5753

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их результат учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, при этом, в силу п. 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, а не сам результат публичных слушаний.


2.4. Публичные слушания и заключения по их результатам носят рекомендательный характер


Апелляционное определение Московского городского суда от 10 декабря 2014 г. N 33-39365/14

Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными. Проведение публичных слушаний рассматривается как действие, предшествующие принятию решения об утверждении документации по планировки территории. Заключение, принятое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер (не предопределяет с обязательностью то или иное содержание проекта) и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 14 октября 2015 г. по делу N 33-22545/2015

По смыслу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, и их проведение учитывается компетентным органом при принятии решения. При этом публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2015 г. по делу N 33-9950/2015

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности и результаты их проведения могут лишь учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть они носят рекомендательный характер и не являются обязательными.


Решение Липецкого областного суда от 05 апреля 2016 г. по делу N 3а-62/2016

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и результаты их проведения могут учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть, они носят рекомендательный характер и не являются обязательными для органа местного самоуправления, в компетенции которого находится решение вопросов, касающихся градостроительной деятельности.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 06 февраля 2015 г. по делу N 33-132/2015

Результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер. При этом проведение публичных слушаний направлено на соблюдение баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.

Таким образом, публичные слушания, являясь формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер.


Апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 23 марта 2016 г. по делу N 33а-1002/2016

Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не имеют решающего значения для принятия компетентным органом решения, в связи с чем не могут являться основанием для отмены принятого решения.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 февраля 2016 г. по делу N 33а-586/2016

Из содержания ст. ст. 28, 39 Градостроительного кодекса РФ следует, что результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер, они не обязательны для уполномоченного органа местного самоуправления при принятии им распорядительного решения.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 17 марта 2015 г. по делу N 33-408/2015

Действия должностных лиц по составлению протокола публичных слушаний, носящего рекомендательный характер, не нарушают права, свободы и законные интересы заявителей, препятствий к их осуществлению не создают, так как никакого императивного характера не носят, никаких обязанностей ни на кого не возлагают.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 20 февраля 2015 г. по делу N 33-2005/2015

Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения относится к исключительной компетенции главы местной администрации.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 января 2015 г. по делу N 33-306/2015

Закон не обязывает главу Администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний, которое носит рекомендательный характер, что следует из ч. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.


2.5. Ч. 11 ст. 39 ГрК РФ не исключает процедуры проведения повторных публичных слушаний


Апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 г. по делу N 33-9606/13

Пункт 11 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ не исключает процедуру проведения повторных публичных слушаний.


2.6. Законодательство не предусматривает возможности приостановления публичных слушаний


Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 18 июля 2013 г. по делу N 33-5872

Действующее законодательство, в том числе правовыми актами органов муниципального образования, не предусматривает возможность приостановления публичных слушаний [в порядке ст. 39 ГрК РФ].


2.7. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка на территории муниципального образования должны проводиться с обязательным извещением всех его жителей


Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 21 мая 2013 г. по делу N 33А-371/2013

Исходя из системного толкования норм во взаимосвязи со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка на территории муниципального образования должны проводиться с обязательным извещением всех жителей такого образования.


2.8. При отсутствии граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, публичные слушания могут не проводиться


Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 марта 2012 г. по делу N 33-869

Является несостоятельным довод апелляционного представления о том, что в нарушение ч. 2 ст. 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для проектирования строительства не обсуждался на публичных слушаниях.

В силу ч. 3 ст. 39 ГрК РФ публичные слушания возможно было проводить только с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Однако сведений о том, что в данной территориальной зоне проживают граждане, не имеется.


2.9. В ч. 11 ст. 39 ГрК РФ предусмотрен единственный случай непроведения публичных слушаний


Кассационное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20 июля 2011 г. по делу N 33-3022/11

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает единственный случай непроведения публичных слушаний при решении вопроса о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, указанный в части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства ранее был включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний).


2.10. Установление в ч. 11 ст. 39 ГрК РФ упрощенного порядка не может быть истолковано как возможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, не перечисленный в градостроительном регламенте


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2014 г. N Ф02-2302/14 по делу N А33-10024/2013

Не свидетельствует о возможности иного толкования норм содержание части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусматривается упрощенный (без проведения публичных слушаний) порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Установление указанного выше упрощенного порядка не может быть истолковано как возможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, не перечисленный в градостроительном регламенте.


2.11. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не требует проведения публичных слушаний, если испрашиваемый вид разрешенного использования не противоречит целевому назначению земельного участка


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 04 июля 2012 г. по делу N 33-3133/2012

Анализ [ст. 37, 39 ГрК РФ] позволяет сделать вывод о том, что изменение установленного для земельного участка заявителя вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, предусматривающий жилищное строительство, в отсутствие Правил землепользования и застройки не требует проведения публичных слушаний, поскольку испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка не противоречит целевому назначению земельного участка.


2.12. Проведение публичных слушаний обязательно при рассмотрении компетентным органом вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2016 г. N Ф09-9973/14 по делу N А60-24250/2014

В силу положений ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение публичных слушаний является обязательной процедурой для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Решение о предоставлении такого разрешения может быть принято только по результатам публичных слушаний.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф04-26508/15 по делу N А03-16887/2014

В силу части 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2016 г. N Ф06-7617/16 по делу N А57-7138/2015

В соответствии со статьей 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2016 г. N Ф10-375/16 по делу N А09-5538/2015

Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июня 2015 г. N Ф08-3539/15 по делу N А53-15195/2014

Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.


Апелляционное определение СК по административным делам Пермского краевого суда от 01 декабря 2014 г. по делу N 33-10508

В силу ч. 2 ст. 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01 июня 2015 г. по делу N 33-3884/2015

Из системного толкования статьи 39 ГрК РФ и статьи 31 ЗК РФ следует, что публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение обязательно при рассмотрении компетентным органом вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


2.13. При предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства не требуется проведения повторных публичных слушаний


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2014 г. N Ф02-511/14 по делу N А33-8683/2013

По смыслу [ч. 11 ст. 39 ГрК РФ] при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства не требуется проведение повторных публичных слушаний.


2.14. Перечень документов, необходимых для принятия решения по результатам проведения публичных слушаний, ст. 39 ГрК РФ не предусмотрен


Кассационное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 июля 2011 г. по делу N 33-6709

Частями 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса определен общий порядок проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования, перечень документов, необходимый для принятия данного решения, указанной нормой не предусмотрен.


2.15. Процедура проведения публичных слушаний предшествует предоставлению земельного участка для строительства


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-8597/11 по делу N А55-26197/2010

Процедура проведения публичных слушаний предшествует предоставлению земельного участка для строительства.


2.16. Законодательством не установлена возможность отдельного оспаривания в судебном порядке публичных слушаний


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 29 июля 2015 г. по делу N 33-18166/2015

Действующим законодательством не установлена возможность отдельного оспаривания в судебном порядке публичных слушаний и протокола по ним.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2015 г. по делу N 33-9950/2015

Действующим законодательством не установлена возможность отдельного оспаривания в судебном порядке публичных слушаний.


2.17. Протокол публичных слушаний не относится к перечню документов, на основании которых принимается решение о предоставлении (непредоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства


Апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 17 марта 2015 г. по делу N 33-408/2015

В силу ст. 39 ГрК РФ протокол [публичных слушаний] не относится к перечню документов, на основании которых в итоге принимается решение о предоставлении либо не предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.


2.18. Положения ст. 39 ГрК РФ не обязывают орган местного самоуправления при наличии отрицательного заключения по результатам публичных слушаний принимать положительное решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка


Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июля 2015 г. по делу N 33-4308/2015

Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.


Апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-2290/2015

Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств. Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч. 9 ст. 39 Градостроительный кодекс РФ).


Апелляционное определение СК по административным делам Брянского областного суда от 02 февраля 2016 г. по делу N 33а-408/2016

Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения. Орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.

Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 01 декабря 2014 г. по делу N 33-26519/2014

Часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предписывает физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направлять заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию и не предусматривает обязанности принятия положительного решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка исключительно в зависимости от соблюдения процедуры организации публичных слушаний и результатов данных слушаний.


Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 02 сентября 2014 г. по делу N 11-9060/2014

Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств. Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч. 9 ст. 39 Градостроительный кодекс РФ).


2.19. Проведение публичных слушаний по вопросам об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2016 г. N Ф08-9824/15 по делу N А32-16017/2014

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 сентября 2014 г. по делу N 33-7238/2014

Из толкования приведенных норм [в т.ч. ч. 3 ст. 39 ГрК РФ] следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

Таким образом, законодателем сформулированы обязательные требования к обсуждению вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в том числе в части уменьшения минимального отступа от границ смежного земельного участка, не путем получения согласования от смежного землепользователя, а именно на публичных слушаниях.


Апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 21 августа 2015 г. по делу N 33-8336/2015

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу N 33-15641/2015

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


3. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка


3.1. Физические и юридические лица не могут самостоятельно выбрать условно разрешенный вид использования


Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 24 сентября 2013 г.

В силу статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица не могут самостоятельно выбрать условно разрешенный вид использования.


3.2. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2015 г. N Ф04-20387/15 по делу N А46-13760/2014

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2015 г. по делу N 33-4505/2015

Частями 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по данному вопросу.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 июля 2015 г. по делу N 33-4308/2015

Исходя из положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-2290/2015

Предоставление разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2014 г. по делу N 33-2378/2014

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу N 33-4553/2016

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 октября 2015 г. по делу N АПЛ-773/2015

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Определение Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2015 г. по делу N 4г-8069/2015

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 августа 2015 г. по делу N 33-4230/2015

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2015 г. по делу N 33-5558/2015

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.


3.3. Решение о возможности либо невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка принимается только по результатам публичных слушаний


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 23 марта 2015 г. по делу N 33-6365/2015

Только по результатам публичных слушаний принимается решение главой органа местного самоуправления о возможности либо невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 14 сентября 2015 г. по делу N 33-9172/2015

Только по результатам публичных слушаний принимается решение главой органа местного самоуправления о возможности либо невозможности изменения вида разрешенного использования и категории земель земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2014 г. по делу N 33-18042/2014

[Исходя из положения ст. 39 ГрК РФ] только по результатам публичных слушаний принимается решение главой органа местного самоуправления о возможности либо невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.


3.4. Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения


Апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2015 г. по делу N 33-4505/2015

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-2290/2015

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2014 г. по делу N 33-2378/2014

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Апелляционное определение СК по административным делам Брянского областного суда от 02 февраля 2016 г. по делу N 33а-408/2016

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Определение Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2015 г. по делу N 4г-8069/2015

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 августа 2015 г. по делу N 33-4230/2015

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 30 июля 2015 г. по делу N 33-8575/2015

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2015 г. по делу N 33-5558/2015

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.


3.5. Рекомендации комиссии и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с ними


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2014 г. N Ф04-972/14 по делу N А46-5249/2013

Рекомендации комиссии и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что вытекает из положений части 12 статьи 39 ГрК РФ.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 22 октября 2014 г. по делу N 33-6737/2014

Рекомендации комиссии и заключение публичных слушаний [в порядке ст. 39 ГрК РФ] не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 18 марта 2014 г. по делу N 33-818/2014

Закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования.


3.6. Заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации комиссии должны быть подготовлены с учетом мнения участников публичных слушаний


Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О

Подобное регулирование [в порядке ст. 39 ГрК РФ], притом что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке, призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2015 г. N Ф07-6798/15 по делу N А26-7673/2014

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том, что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2015 г. N Ф08-10688/14 по делу N А32-16017/2014

Градостроительный кодекс предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.


3.7. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимается без проведения публичных слушаний при обязательном соблюдении совокупности условий


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2014 г. N Ф02-4437/14 по делу N А33-8683/2013

Арбитражные суды, принимая во внимание толкование части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса, которое свидетельствует о том, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимается без проведения публичный слушаний при обязательном соблюдении, в том числе, условий о включении данного условно разрешенного вида в градостроительный регламент по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения; о соблюдении установленного для такого включения порядка; и о проведении публичных слушаний по инициативе заинтересованного лица, пришли к выводу о противоречии подпункта 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки положениям части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2014 г. по делу N 33-2378/2014

Положения п. 11 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку предусматривают, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимается без проведения публичных слушаний только в отношении лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, по инициативе которого условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний.


3.8. Независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель не имеется


Определение Верховного Суда РФ от 21 ноября 2014 г. N 305-КГ14-4608

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу, что спорные земельные участки имеют статус сельскохозяйственных угодий, в связи с чем независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель не имеется.


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N ВАС-3200/12

Суд указал, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2014 г. N Ф05-8188/14 по делу N А41-59384/2013

Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные земельные участки имеют статус сельскохозяйственных угодий, в связи с чем независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2014 г. N Ф06-12525/13 по делу N А65-13860/2009

Независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка либо усмотрения местной администрации оснований для изменения вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для садоводства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 08 июня 2015 г. по делу N 33-13172/2015

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, указав, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний, по вопросу изменения вида разрешенного использования данного земельного участка, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.


Апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 06 августа 2014 г. по делу N 33-2821

Независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков оснований для изменения вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.


Определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 января 2016 г. по делу N 33-20/2016

Земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, таким образом, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для ведения садоводства" без изменения категории земель, не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.


Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-1064

Независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения садоводства в индивидуальном порядке" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 07 августа 2014 г. по делу N 33-2148

Суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий ООО земельный участок, в отношении которого возник спор, имеет статус сельскохозяйственных угодий, следовательно, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного земельного участка, не имеется оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий в установленном законом порядке.


3.9. Ответственность за правильность принимаемого решения по предоставлению (отказу в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лежит на органе местного самоуправления


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 29 января 2014 г. по делу N 33-338/2014

Ответственность за правильность принимаемого решения [по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка] лежит на органе местного самоуправления.


3.10. Решения уполномоченных органов по вопросам установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков могут оспариваться в порядке искового производства


Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г.)

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2016 г. N Ф06-5431/15 по делу N А55-9745/2015

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01 июня 2015 г. по делу N 33-2837/2015

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 08 апреля 2015 г. по делу N 33-1926/2015

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 марта 2015 г. по делу N 33А-210/2015

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37. 39, 40 Градостроительного кодекса РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 октября 2014 г. по делу N 33-5311/2014

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 марта 2016 г. по делу N 33-4602/2016

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


Определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 15 марта 2016 г. по делу N 33-3089/2016

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и в порядке искового производства(в случае заявления таких требований).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29 июля 2014 г. по делу N 33-5530/2014

Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства.


3.11. Орган государственной власти или орган местного самоуправления не может самостоятельно определять вид условно разрешенного использования земельного участка


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф04-26508/15 по делу N А03-16887/2014

В силу статьи 39 ГрК РФ определение условно разрешенного вида использования земельного участка осуществляется на основании заявления физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Законом не предусмотрено возможности органа государственной власти или органа местного самоуправления самостоятельно определять вид условно разрешенного использования земельного участка.



В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.