Энциклопедия судебной практики. Назначение и виды документации по планировке территории (Ст. 41 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Назначение и виды документации по планировке территории
(Ст. 41 ГрК)


Примечание

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 4 ст. 41 ГрК РФ утратила силу с 01.03.2015


1. Понятие и назначение документации по планировке территории


1.1. Градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13

Согласно Градостроительному кодексу градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2016 г. N Ф01-5970/15 по делу N А79-1971/2015

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2015 г. N Ф08-752/15 по делу N А32-9390/2014

Градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф04-13576/14 по делу N А70-8946/2014

Согласно ГрК РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2014 г. N Ф06-17086/13 по делу N А72-3864/2014

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2014 г. N Ф09-6322/14 по делу N А50-21358/2013

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу ч. 5 ст. 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2015 г. по делу N 33-4593/2015

По терминологии Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Апелляционное определение СК по административным делам Вологодского областного суда от 10 июля 2015 г. по делу N 33-3297/2015

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.

При этом в соответствии со статьей 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 08 июня 2015 г. по делу N 11-6418/2015

Согласно Градостроительному кодексу РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 24 февраля 2015 г. по делу N 33-796/2015

Градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу ч. 5 ст. 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


1.2. Планировка территории направлена на выделение элементов существующей структуры и определение перспективного развития конкретной территории


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2014 г. N 41-КГ14-30

Из содержания статей 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2016 г. N Ф06-6246/16 по делу N А55-5728/2015

В соответствии со статьями 41, 42 данного Кодекса планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2015 г. N Ф10-2229/15 по делу N А09-10617/2014

Из содержания статей 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июля 2014 г. N Ф01-2314/14 по делу N А43-9612/2013

Исходя из [ст. 41, 42 ГрК РФ] целью составления документации по планировке территории является выделение элементов как существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.


Определение СК по административным делам Ленинградского областного суда от 20 ноября 2014 г. по делу N 33-5538/2014

Из содержания ст. ст. 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что планировка территории направлена как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 09 марта 2016 г. по делу N 33-1810/2016

В соответствие со ст. ст. 41, 42 ГрК РФ планировка территории направлена как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 февраля 2015 г. N 3-32/2015

Планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 02 февраля 2016 г. по делу N 33а-912/2016

Планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и отражающей не только действующие, но и возможные варианты использования территории в будущем.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 13 октября 2015 г. по делу N 33-6706/2015

Планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 10 сентября 2015 г. по делу N 33-10233/2015

Как следует из содержания статей 41, 42 Градостроительного кодекса РФ следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.


1.3. При отсутствии оформленной в установленном порядке градостроительной документации планировка территории осуществляться не может


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф09-10085/15 по делу N А60-57867/2014

Положениями ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2014 г. N Ф06-14666/13 по делу N А72-9058/2013

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2014 г. N Ф02-3139/14 по делу N А19-14526/2013

Исходя из положения части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.


Апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2016 г. по делу N 33а-3174/2016

Исходя из ч. 1 ст. 41 Кодекса, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 декабря 2015 г. по делу N 11-15469/2015

Исходя из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российский Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.


1.4. Подготовка документации по планировке в отношении земельного участка, границы которого уже установлены, градостроительным законодательством не предусмотрена


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф09-14361/13 по делу N А50-5162/2013

Из содержания ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документация по планировке территории и проект межевания разрабатываются в целях установления границ земельных участков. Поскольку спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, то есть его границы установлены, подготовка документации по планировке территории и проекты межевания территорий в отношении данного земельного участка градостроительным законодательством не предусмотрена.


1.5. Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов


Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2014 г. N 302-ЭС14-6736

Судами установлено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов, выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2014 г. N Ф02-3760/14 по делу N А58-5349/2013

Суды пришли к правильным выводам, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов, размещение вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения и выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения должны осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории.


1.6. Объекты, возведенные в установленном законом порядке, не могут быть снесены на основании документации по планировке территории


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 августа 2011 г. N ВАС-9578/11

Документация по планировке территории не является основанием для сноса существующих объектов, возведенных в установленном законом порядке.


1.7. Отсутствие утвержденной градостроительной документации не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2012 г. N Ф03-6240/11

Ни земельным, ни градостроительным законодательством не установлен запрет на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки в отсутствие документации по планировке территории. В этой связи отсутствие утвержденной градостроительной документации, подготовка которой в том числе может осуществляться заинтересованным лицом, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.


2. Градостроительный план земельного участка


2.1. Градостроительный план является документом, в котором зафиксирована информация о конкретном земельном участке, позволяющая его идентифицировать, и каких-либо прав и ограничений он не устанавливает


Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 августа 2012 г. N АПЛ12-449

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2016 г. N Ф08-1144/16 по делу N А61-1580/2015

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2016 г. N Ф01-406/16 по делу N А43-29993/2014

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2015 г. N Ф05-3489/15 по делу N А41-44163/2014

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка. При этом как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2014 г. N Ф06-14672/13 по делу N А57-20580/2013

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2014 г. N Ф02-2320/14 по делу N А33-7400/2013

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.


Апелляционное определение СК по административным делам Астраханского областного суда от 28 октября 2015 г. по делу N 33а-3447/2015

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.


Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2016 г. по делу N 33а-4688/2016

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.


Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 19 ноября 2015 г. по делу N 33а-13020/2015

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и иные, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 18 августа 2015 г. по делу N 33-1962/2015

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.


Апелляционное определение СК по административным делам Воронежского областного суда от 12 мая 2015 г. по делу N 33-2370/2015

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.


2.2. Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта градостроительным документам


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 апреля 2014 г. N Ф06-5098/13 по делу N А72-8041/2013

Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи, заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2015 г. N Ф05-3489/15 по делу N А41-44163/2014

Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи, заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2014 г. N Ф08-6980/14 по делу N А32-40969/2013

Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи, заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения планируемого к строительству объекта недвижимости документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования. Градостроительный план не является ни правообразующим, ни правоустанавливающим документом.


Апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 06 октября 2015 г. по делу N 33-21441/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер, поэтому на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства. Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.


2.3. Положения градостроительного законодательства не содержат оснований для отказа в выдаче градостроительного плана


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2014 г. N Ф08-9230/14 по делу N А32-31827/2013

Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как и не содержат положений, обуславливающих предоставление муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана представлением определенного пакета документов.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 сентября 2014 г. N Ф02-3611/14 по делу N А19-17375/2013

При проверке доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.


Постановление Президиума Кировского областного суда от 17 декабря 2014 г. по делу N 44Г-29/2014

Нормы ГрК РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя), а также не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 октября 2014 г. по делу N 33-6323/2014 (Онлайн-архив: 128882175)

При вынесении решения суд руководствовался нормами Административного регламента, без учета федерального законодательства - положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормы которого не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 августа 2014 г. по делу N 33-16719/2014

Нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).


2.4. Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка на основании его нахождения на территории, строительство либо реконструкция объектов капитального строительства на которой запрещено, законом не предусмотрено


Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 8 августа 2012 г.

Нахождение земельного участка на территории, на которой запрещено строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.


2.5. Несоответствие предполагаемого использования объектов недвижимости после их реконструкции требованиям документации по планировке территории не является основанием для отказа в выдаче градостроительного плана


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2009 г. N А56-15429/2009

Из материалов дела следует, что основанием для отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков послужило несоответствие предполагаемого использования объектов недвижимости после их реконструкции (производство) требованиям документации по планировке территории, а не некомплектность представленных документов. Однако такое основание для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Положением от 15.08.2006, действовавшим до утверждения приказом КГА от 11.06.2009 N 96 нового Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений КГА и государственного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" при подготовке, утверждении, регистрации и выдаче градостроительных планов земельных участков.


2.6. Градостроительный план земельного участка содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф06-17255/13 по делу N А65-7322/2014

В соответствии со статьями 41, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.


2.7. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является безусловной обязанностью уполномоченного органа


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2016 г. N Ф09-128/16 по делу N А50-12781/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 декабря 2015 г. N Ф03-5423/15 по делу N А51-12903/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2015 г. N Ф05-15025/15 по делу N А40-27712/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф08-6112/15 по делу N А32-17863/2014

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2015 г. N Ф06-25145/15 по делу N А57-18310/2014

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 октября 2015 г. по делу N 33а-3904/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 апреля 2016 г. по делу N 33а-5893/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 13 апреля 2016 г. по делу N 33-9275/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 марта 2016 г. по делу N 33а-4771/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


2.8. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению заинтересованного лица


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2016 г. N Ф09-128/16 по делу N А50-12781/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 декабря 2015 г. N Ф03-5423/15 по делу N А51-12903/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2015 г. N Ф05-15025/15 по делу N А40-27712/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф08-6112/15 по делу N А32-17863/2014

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2015 г. N Ф06-25145/15 по делу N А57-18310/2014

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 октября 2015 г. по делу N 33а-3904/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 апреля 2016 г. по делу N 33а-5893/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 13 апреля 2016 г. по делу N 33-9275/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.


Апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 марта 2016 г. по делу N 33а-4771/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


2.9. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка не обусловлены обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории


Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 309-КГ14-5978

Суд апелляционной инстанции на основании статей 41-44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана конкретного земельного участка не обусловлено обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2014 г. N Ф09-4976/14 по делу N А76-17756/2013

Судом апелляционной инстанции верно указано, что исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана конкретного земельного участка не обусловлено обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в ДПТ. Из содержания ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документация по планировке территории разрабатывается в целях установления границ земельных участков. Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, то есть его границы установлены, подготовка документации по планировке территории в отношении данного земельного участка градостроительным законодательством не предусмотрена.


2.10. Подготовка градостроительных планов в отношении земель сельскохозяйственного назначения законодательством не предусмотрена


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. N Ф04-12505/14 по делу N А03-5664/2014

По смыслу пунктов 1, 2 статьи 41, пункта 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории (в том числе градостроительных планов) в отношении земель сельскохозяйственного назначения законодательством не предусмотрена, в связи с чем апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации выдача разрешения на строительство требуется с целью подтверждения соответствия планируемого к возведению объекта требованиям строительных, санитарных и других норм и правил.


2.11. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка


Апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 06 октября 2015 г. по делу N 33-21441/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер, поэтому на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2016 г. N Ф06-7834/16 по делу N А65-21545/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2016 г. N Ф04-27790/15 по делу N А03-2398/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2015 г. N Ф07-6851/15 по делу N А56-48187/2014

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости); на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства. Градостроительный план, не устанавливая каких-либо прав и ограничений, прежде всего фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф05-14505/14 по делу N А41-11418/2014

Градостроительный план носит исключительно информационный характер; на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2014 г. N Ф08-6980/14 по делу N А32-40969/2013

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).


Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 04 августа 2015 г.

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 02 июля 2015 г. по делу N 33-515/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 марта 2015 г. по делу N 33-1821/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).


Апелляционное определение СК по административным делам Смоленского областного суда от 24 ноября 2015 г. по делу N 33а-4175/2015

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).


2.12. Фактический вид использования земельного участка не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2015 г. N Ф06-25145/15 по делу N А57-18310/2014

Анализ состава сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, позволяет прийти к выводу о том, что фактический вид использования земельного участка заявителем (в том числе соответствующий либо не соответствующий видам разрешенного использования соответствующего участка) не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 марта 2015 г. по делу N 33-1821/2015

Анализ сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, позволяет прийти к выводу о том, что фактический вид использования земельного участка заявителем (в том числе соответствующий либо не соответствующий видам разрешенного использования соответствующего участка) не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 15 декабря 2014 г. по делу N 33-6369

Анализ сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, позволяет прийти к выводу о том, что фактический вид использования земельного участка заявителем (в том числе соответствующий либо не соответствующий видам разрешенного использования соответствующего участка) не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче.


Апелляционное определение СК по административным делам Смоленского областного суда от 24 ноября 2015 г. по делу N 33а-4175/2015

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия исходит из того, что вид разрешенного использования земельного участка не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.


Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-6840/2015

Судебная коллегия полагает, что установленные указанным решением суда обстоятельства не являются основанием для удовлетворения требований заявителя по данному делу, поскольку анализ сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, позволяет прийти к выводу о том, что фактический вид использования земельного участка заявителем (в том числе соответствующий либо не соответствующий видам разрешённого использования соответствующего участка) не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче.


Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 13 ноября 2014 г. по делу N 11-11660/2014

Анализ сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, позволяет прийти к выводу о том, что фактический вид использования земельного участка заявителем (в том числе соответствующий либо не соответствующий видам разрешенного использования соответствующего участка) не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче.


2.13. Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, представляемым застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 г. по делу N 33-3291/2015

Исходя из положений статей 41 и 44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, соответственно, данный документ является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства, в первую очередь, для установления на местности границ земельного участка.


2.14. ГрК РФ не предусмотрена возможность отказа в выдаче органами местного самоуправления градостроительного плана земельного участка


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2015 г. N Ф06-25145/15 по делу N А57-18310/2014

ГрК РФ не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2014 г. N Ф08-6012/14 по делу N А63-12013/2013

Градостроительным кодексом не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.


Апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 марта 2016 г. по делу N 33а-4771/2016

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 августа 2014 г. по делу N 33-827/2014

Градостроительным кодексом не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 02 июля 2015 г. по делу N 33-515/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу N 33-3748/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


Апелляционное определение СК по административным делам Красноярского краевого суда от 23 декабря 2015 г. по делу N 33а-14261/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


Апелляционное определение СК по административным делам Смоленского областного суда от 24 ноября 2015 г. по делу N 33а-4175/2015

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.


Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 11 марта 2015 г. по делу N 33-2472/2015

Действующее законодательство прямо не предусматривает возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и перечень оснований для такого отказа. Вместе с тем, отсутствие регламентации в этой части не означает, что любому лицу на основании его заявления уполномоченный на то орган обязан выдать градостроительный план земельного участка.


2.15. Градостроительный план представляет собой выписку из правил землепользования, проекта планировки и проекта межевания территории применительно к конкретному земельному участку


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13

По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2016 г. N Ф03-1617/16 по делу N А51-19236/2015

По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка по существу является обобщенной выпиской из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. В то же время градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2016 г. N Ф05-5780/16 по делу N А41-63671/2015

По смыслу статей 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2016 г. N Ф06-7834/16 по делу N А65-21545/2015

По смыслу статей 41-46 ГрК РФ ГПЗУ по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом ГПЗУ не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2016 г. N Ф09-128/16 по делу N А50-12781/2015

Градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2016 г. N Ф07-2371/16 по делу N А56-3226/2015

По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф08-6840/15 по делу N А32-33415/2014

По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2015 г. N Ф10-3052/15 по делу N А14-9028/2014

Учитывая изложенные требования закона, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3165/15 по делу N А11-7406/2014

По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях; градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок;. градостроительный план земельного участка должен выдаваться по заявлению заинтересованного лица. С учетом этого юридическое значение градостроительного плана земельного участка сходно со значением выписки из Единого государственного реестра прав, воспроизводящей содержащиеся в нем сведения по состоянию на дату выдачи выписки.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 марта 2016 г. по делу N 33-1172/2016

По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.


2.16. Отсутствие проектов планировки и межевания территории не является основанием для отказа в выдаче градостроительного плана


Определение Ленинградского областного суда от 26 июля 2012 г. N 33-3175/2012

Отсутствие проектов планировки и межевания территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрено действующим законодательством.


3. Проекты планировки и межевания территории


3.1. Утверждение проекта планировки территории осуществляется на основе и во исполнение генерального плана и не может ему противоречить


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 ноября 2012 г. N Ф01-4934/12 по делу N А82-16773/2011

Проект планировки территории должен утверждаться на основе и во исполнение генерального плана городского округа и не может ему противоречить.


3.2. Проект межевания территории является ненормативным актом


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12

Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота, и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении них иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом этого проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2016 г. N Ф05-18869/15 по делу N А41-17516/2015

Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом этого проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф01-4774/15 по делу N А43-22830/2014

Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проект межевания территории по юридической природе является ненормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом этого проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2016 г. по делу N 33а-318/2016

Проект межевания территории и проект планировки территории являются актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота, и в силу этого данные акты адресованы не к неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости.

С учетом этого проект межевания территории и проект планировки территории не содержат норм права и по своей юридической природе являются ненормативными актами, обжалование которых производится в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.


3.3. Проект межевания территории не является документом, подтверждающим необходимость предоставления земельного участка в заявленном размере


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 января 2012 г. N Ф05-13717/11 по делу N А40-58229/2011

Исходя из положений статьи 41 Градостроительного кодекса РФ проекты межевания территорий являются одним из видов документации по планировке территории, но не назван в качестве документа, который является доказательством того, что заявителю необходим земельный участок для использования здания в заявленном размере.


3.4. При наличии утвержденных проектов планировки и межевания территории предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания, в рассматриваемом случае - для строительства общеобразовательной школы.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2016 г. N Ф08-374/16 по делу N А53-11336/2015

Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры. В этом случае земельные участки подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2015 г. N Ф09-7435/15 по делу N А50-23266/2014

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению п. 11 ст. 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф06-26179/15 по делу N А12-43952/2014

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 мая 2015 г. N Ф02-1687/15 по делу N А10-3512/2014

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2015 г. N Ф07-9929/14 по делу N А56-3596/2014

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2014 г. N Ф04-7866/14 по делу N А70-14311/2013

Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры. В этом случае земельные участки подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2014 г. N Ф03-3620/14 по делу N А51-32949/2013

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.


Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 08 июня 2015 г. по делу N 11-6418/2015

Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ, и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится.

Таким образом, предварительное согласование не проводится при одновременном наличии утвержденных правил землепользования и застройки, а также градостроительной документации о застройке.


3.5. Отсутствие проекта планировки территории и проектов межевания земельных участков не является препятствием для выбора земельных участков


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2014 г. N Ф09-5914/14 по делу N А60-46458/2013

Проанализировав положения [ст. 41, 42, 43 ГрК РФ], суд первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что отсутствие проекта планировки территории и проектов межевания земельных участков не может являться препятствием для выбора земельных участков.


3.6. Разработка проекта планировки и проекта межевания территории является одним из этапов освоения земельного участка для строительства


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2016 г. N Ф09-2757/16 по делу N А07-11985/2015

Разработка проекта планировки и проекта межевания территории (ст. 41-45 Градостроительного кодекса Российской Федерации) является одним из этапов освоения земельного участка для строительства.



В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.