• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия судебной практики. Проекты межевания территорий (Ст. 43 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Проекты межевания территорий
(Ст. 43 ГрК)


Примечание

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" части 2, 4, 6 и п. 3 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ изложены в новой редакции, вступившей в силу с 01.03.2015. В соответствии с этим законом ст. 43 ГрК РФ дополнена частями 4.2, 5.1 и 5.2, вступающими в силу с 01.03.2015, а пункты 4 и 5 ч. 5 ст. 43 утратили силу с 01.03.2015.


1. Понятие и сущность проекта межевания территории


1.1. Проект межевания территории элемента планировочной структуры - это чертежи, на которых отображаются красные линии, линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 5 ст. 43 ГрК РФ


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12

Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2016 г. N Ф05-18869/15 по делу N А41-17516/2015

Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.


1.2. Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12

[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2016 г. N Ф05-18869/15 по делу N А41-17516/2015

[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф01-4774/15 по делу N А43-22830/2014

[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2016 г. по делу N 33а-318/2016

[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории и проект планировки территории являются актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.


1.3. Проект межевания территории адресован определенному кругу лиц


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12

[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2016 г. N Ф05-18869/15 по делу N А41-17516/2015

[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф01-4774/15 по делу N А43-22830/2014

[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении них иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.


1.4. Проект межевания территории является ненормативным актом


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12

Проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 января 2016 г. N Ф05-18869/15 по делу N А41-17516/2015

Проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф01-4774/15 по делу N А43-22830/2014

Проект межевания территории по юридической природе является ненормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

Проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2016 г. по делу N 33а-318/2016

Проект межевания территории и проект планировки территории не содержат норм права и по своей юридической природе являются ненормативными актами


Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 17 марта 2016 г. по делу N 33а-2959/2016

Правильно определив юридическую природу постановления главы Волгограда "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории" как ненормативного правового акта, суд первой инстанции правомерно квалифицировал спорные отношения как отношения связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.


1.5. Проект межевания территории в составе документации по планировке территории является частично градостроительной документацией


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 марта 2011 г. N Ф03-199/2011 по делу N А04-2795/2010

В силу ст. ст. 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории в составе документации по планировке территории является частично градостроительной документацией.


1.6. Проект межевания территории подлежит утверждению и является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 марта 2011 г. N Ф03-199/2011 по делу N А04-2795/2010

[Проект межевания территории] подлежит утверждению и является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.


2. Целевое назначение и задачи проекта межевания территории


2.1. Проект межевания территории готовится с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2012 г. N 78-АПГ12-26

Из анализа статьи 43 Градостроительного кодекса РФ в совокупности с другими нормами главы 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, с нормами, содержащимися в законе Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", следует, что проект планировки с проектом межевания территории готовится с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории, определяя возможные границы формируемых земельных участков для обеспечения ее развития.


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 78-АПГ12-9

Разрешая заявление, суд проанализировал содержание статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса РФ) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса РФ), и пришел к правильному выводу о том, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

Из содержания статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следует, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования.


2.2. Проект межевания не отражает каких-либо самостоятельных обязательных решений


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 78-АПГ12-9

Разрешая заявление, суд проанализировал содержание статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса РФ) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса РФ), и пришел к правильному выводу о том, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования и не отражает каких-либо самостоятельных обязательных решений.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

Из содержания статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следует, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования и не отражает каких-либо самостоятельных обязательных решений.


2.3. Проект межевания территории определяет возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений для обеспечения развития территории


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-3

[Проекты планировки и межевания территории] определяют возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений, а также не занятых ими, и возможность строительства новых объектов капитального строительства.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф01-4774/15 по делу N А43-22830/2014

Проекты планировки и межевания территории определяют возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений, а также земельных участков не занятых ими, и возможность строительства новых объектов капитального строительства.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2014 г. N Ф06-17815/13 по делу N А65-2487/2014

С учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории [проект межевания территории] определяет возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений для обеспечения развития территории.


2.4. Основной задачей межевания территории является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2014 г. N Ф03-5678/14 по делу N А51-6548/2014

Основной задачей [межевания территории] является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф04-12169/14 по делу N А27-18061/2013

Основной задачей [межевания территории] является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.


2.5. Проектом межевания территории не устанавливается назначение объекта капитального строительства в составе территории


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф04-12169/14 по делу N А27-18061/2013

Проектом межевания территории не устанавливается назначение объекта капитального строительства в составе территории.


2.6. Формированию земельного участка (установлению границ земельного участка) предшествует утверждение проекта межевания территории


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2012 г. N Ф05-6446/12 по делу N А40-103374/2011

До формирования земельного участка (установления границ земельного участка) необходимо провести межевание соответствующей территории.


3. Содержание проекта межевания территории


3.1. Содержание проекта межевания территории может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 5-АПГ15-1

Нельзя признать обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что в проектной документации в нарушение части 5.1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не отображены предполагаемые к изъятию земельные участки, поскольку из буквального толкования этой нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что содержание проекта межевания может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков, что и было осуществлено в данном случае.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2015 г. N Ф06-23216/15 по делу N А49-7322/2014

Из толкования норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и названного документа следует, что содержание проекта межевания может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков.


3.2. Проект межевания территории содержит не только установленные, но и планируемые границы зон действия публичных сервитутов


Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 июня 2013 г. по делу N 33-6485/2013

[Исходя из содержания ст. 23 ЗК РФ, ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории содержит не только установленные, но и планируемые границы зон действия публичных сервитутов.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу


3.3. В проекте межевания территории должны отображаться границы зон действия уже установленных публичных сервитутов


Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 марта 2012 г. по делу N 33-2608

Границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания.


4. Порядок подготовки проекта межевания территории


4.1. Межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2014 г. N Ф03-5678/14 по делу N А51-6548/2014

Как верно отмечено апелляционным судом, со ссылкой на часть 9 статьи 42, часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф04-12169/14 по делу N А27-18061/2013

Из [ст. 43 ГрК РФ] следует, что межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования.


4.2. Проведение межевых работ представляет собой один из этапов землеустроительных работ по установлению на местности границ земельного участка


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2014 г. N Ф09-6073/14 по делу N А50-3051/2014

Проведение межевых работ представляет собой один из этапов землеустроительных [работ] по установлению на местности границы земельного участка, то есть определение его места размещения и формирование.


4.3. Границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2016 г. N Ф05-4290/16 по делу N А40-75578/2015

По смыслу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2014 г. N Ф07-10761/13 по делу N А56-7287/2013

[Исходя из содержания ст. 43 ГрК РФ] границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.


4.4. В отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка составление проекта межевания законодательством не предусмотрено


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф09-14361/13 по делу N А50-5162/2013

Поскольку спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, то есть его границы установлены, подготовка документации по планировке территории и проекты межевания территорий в отношении данного земельного участка градостроительным законодательством не предусмотрена.


4.5. Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений


Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 12736/12

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 марта 2016 г. N Ф04-834/16 по делу N А70-4357/2015

Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, вследствие чего органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. N Ф05-19223/15 по делу N А40-139083/2014

Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2014 г. N Ф08-6866/14 по делу N А32-7728/2013

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2014 г. N Ф09-8897/13 по делу N А60-12859/2013

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2014 г. N Ф02-3498/14 по делу N А19-16415/2013

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 г. N Ф06-13179/13 по делу N А65-22472/2013

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 19 ноября 2015 г. по делу N 33-9151/2015

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июля 2015 г. по делу N 33-12085/2015

Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений и органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания, при этом с заявлением может обратиться любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.


4.6. Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2012 г. N Ф05-6446/12 по делу N А40-103374/2011

[Руководствуясь ст. 43 ГрК РФ], границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.


4.7. Отсутствие проектов межевания земельного участка не может являться препятствием для выбора земельного участка


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф09-9439/14 по делу N А60-15590/2014

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельных участков не может являться препятствием для выбора земельных участков.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 октября 2015 г. по делу N 33а-17799/2015

Заключение к акту выбора, выданное главным архитектором городского округа, о формировании вышеуказанного земельного участка при условии разработки проектной документации по планировке территории в соответствии со ст. 42, 43, 46 Градостроительного кодекса РФ является незаконным, так как противоречит требованиям п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, из положений которого следует, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Из чего следует, что отсутствие проекта планировки не препятствует в предоставлении земельного участка по акту выбора с предварительным согласованием места.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу


4.8. Отсутствие проектов межевания земельного участка может являться препятствием для выбора земельного участка


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2014 г. N Ф03-5678/14 по делу N А51-6548/2014

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что наличие проекта планировки спорной территории не препятствует выбору и последующему предоставлению спорного земельного участка ввиду отсутствия утвержденного проекта межевания данной территории, являлись предметом исследования апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку и в результате чего отклонены как основанные на неверном толковании предпринимателем подлежащих применению норм материального права [ст. 42, 43 ГрК РФ].


4.9. Установление границ земельных участков не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2011 г. N Ф06-9133/11 по делу N А12-8891/2010

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.


4.10. Пункт 5 ст. 43 ГрК РФ предусматривает порядок подготовки и составления проекта межевания территорий и не предусматривает отказа в предварительном согласовании места размещения объекта


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф04-5460/2008(11136-А03-23)

[П. 5 ст. 43 ГрК РФ] предусматривает порядок подготовки и составления проекта межевания территорий и не предусматривает отказ в предварительном согласовании места размещения объекта.


4.11. Площадь земельного участка, подлежащего передаче новому собственнику, определяется с учетом уже существующих объектов недвижимости и объектов инфраструктуры


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2010 г. N ВАС-4769/10

Согласно части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. При этом площадь земельного участка, подлежащего передаче новому собственнику, определяется с учетом уже существующих объектов недвижимости и объектов инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию участка, здания, строения, сооружения.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 мая 2014 г. по делу N 33-1898

По смыслу ч. 4 ст. 43 ГрК РФ площадь земельного участка, подлежащего передаче новому собственнику, определяется с учетом уже существующих объектов недвижимости и объектов инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию участка, здания, строения, сооружения, поскольку размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, которое не может рассматриваться как неограниченное, осуществляемое по собственному усмотрению граждан и порождающее безусловную обязанность уполномоченного органа по предоставлению земельного участка для обслуживания многоквартирного жилого дома.


4.12. Проект планировки территории может быть изменен только после внесения изменения в проект межевания территории


Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-8277/2013

В силу п. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации [проект планировки территории] может быть изменен только после внесения изменения в утвержденную градостроительную документацию (проект межевания территории) в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.


5. Красные линии в проекте межевания территории


5.1. Часть 1 ст. 43 ГрК РФ предусматривает подготовку проектов межевания территорий при отсутствии условий для обозначения их красными линиями и установления проектами планировки территории


Решение Сахалинского областного суда от 28 февраля 2012 г. по делу N 3-12/2012

Учитывая, что часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает подготовку проектов межевания территорий применительно к территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, при отсутствии условий обозначения их красными линиями и установления проектами планировки территории, часть 1 статьи 27 Закона Сахалинской области "О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области" в той части, которая устанавливает обозначение элементов планировочной структуры красными линиями и установления таких элементов проектами планировки территории, противоречит требованиям действующего градостроительного законодательства и подлежит признанию недействующей.


5.2. Красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-504/2015

В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 ноября 2014 г. по делу N 33-10187/14

Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


5.3. При подготовке проектов изменения красных линий органами местного самоуправления должны учитываться уже сформированные земельные участки


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А12-10148/2009

При подготовке проектов изменения красных линий органами местного самоуправления должны учитываться уже сформированные земельные участки.


5.4. Основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф09-10085/15 по делу N А60-57867/2014

Основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 марта 2016 г. по делу N 33-529/2016

В силу подпункта "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса, основанием для установления красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 23 марта 2015 г. по делу N 33-1118/2015

В силу подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ основанием для установления красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 августа 2014 г. по делу N 33-7185

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 17 марта 2014 г. по делу N 33-2695/2014

В силу же п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.


5.5. Решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменении) красных линий является нормативным актом


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2015 г. N Ф07-15/14 по делу N А13-6238/2014

Как указано в части 3 статьи 42 и части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии указываются в проекте планировки территории и в проекте межевания территории, а также могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения границ территориальных зон (часть 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть в документации территориального планирования.

Таким образом, решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменению) красных линий является по своей правовой природе нормативным актом.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф09-899/15 по делу N А71-2539/2014

Как указано в ч. 3 ст. 42 и ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии указываются в проекте планировки территории и в проекте межевания территории, а также могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения границ территориальных зон (ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть в документации территориального планирования.

Таким образом, решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменению) красных линий является по своей правовой природе нормативным актом.


Определение Краснодарского краевого суда от 05 октября 2015 г. по делу N 44г-1849/2015

Как указано в ч. 3 ст. 42 и ч. 5 ст. 43 ГрК РФ красные линии указываются в проекте планировки территории и в проекте межевания территории, а также могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения границ территориальных зон (ч. 2 ст. 34 ГрК РФ), то есть в документации территориального планирования.

Таким образом, решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменению) красных линий является по своей правовой природе нормативным актом.


6. Определение местоположения границ земельных участков


6.1. К земельному участку, являющемуся объектом права долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, может относиться не только земельный участок, ограниченный фундаментом, но и прилегающая территория


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2016 г. по делу N 33-2913/2016

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливается с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действующих в период застройки указанных территорий.

Таким образом, к земельному участку, являющемуся объектом права долевой собственности собственников помещений в доме, может относиться не только земельный участок, ограниченный фундаментом, но и прилегающая территория.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 05 августа 2014 г. по делу N 33-2918/2014

В соответствии с частью 4 статьи 43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Кроме того, учету подлежит фактическое землепользование и естественные границы земельного участка.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 декабря 2014 г. по делу N 33-18514

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Таким образом, поскольку придомовая территория дома содержит элементы озеленения, фактически используется собственниками помещений указанного дома для организации парковки принадлежащих им транспортных средств, то данный земельный участок следует признать использующимся для нужд собственников помещений дома, в связи с чем начисление платы за уборку и санитарную очистку земельного участка правомерно и обоснованно.


6.2. Придомовая территория для обслуживания многоквартирного дома передается домовладельцам в кондоминиум на праве общей долевой собственности бесплатно


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 23 марта 2015 г. по делу N 33-1246/2015

В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Придомовая территория для обслуживания многоквартирного дома с нормативной площадью передается домовладельцам в кондоминиум на праве общей долевой собственности домовладельцам бесплатно.



В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на июль 2016 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение