• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия судебной практики. Строительный контроль (Ст. 53 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Строительный контроль
(Ст. 53 ГрК)


1. Общие положения о строительном контроле


1.1. Норма ч. 7 ст. 53 ГрК РФ не предусматривает возможность выдачи заказчиком или застройщиком предписаний подрядчику по выявленным нарушениям


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. N Ф03-227/2011 по делу N А51-9505/2010

Судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что при выявлении недостатков, допущенных подрядчиком на строительстве спорного объекта капитального строительства, ФГУ замечания в письменной форме не оформляются, что не соответствует требованиям части 7 статьи 53 настоящего Кодекса. Кроме того, названная норма права не предусматривает возможность выдачи заказчиком или застройщиком предписаний подрядчику по выявленным нарушениям, поэтому указанным судом не принято во внимание в качестве доказательства надлежащего осуществления строительного контроля выданное учреждением ЗАО предписание.


1.2. ст. 53 ГрК РФ предусматривает осуществление строительного контроля в ходе реализации строительства


Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 января 2013 г. по делу N 33-290/13

Статья 53 Градостроительного кодекса РФ предусматривает осуществление строительного контроля в ходе реализации строительства. Такой контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а если строительство осуществляется на основании договора, то застройщиком или техническим заказчиком.


1.3. Строительный контроль и государственный надзор имеют различное правовое регулирование и отличаются как по субъектному составу, так и по полномочиям данных субъектов


Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2008 г. N 3-40/08

Осуществление строительного контроля является исключительной компетенцией лица, осуществляющего строительство, застройщиком или заказчиком, либо лица, осуществляющего подготовку проектной документации.

Таким образом, возложение кабинетом министров республики указанных полномочий на главное управление ветеринарии кабинета министров республики противоречит федеральному законодательству.

В данном случае необходимо также отметить, что осуществление строительного контроля и государственного надзора имеет различное правовое регулирование и отличается как по субъектному составу, так и по полномочиям данных субъектов (ст.ст. 53 и 54 Кодекса).


1.4. Законодательство не различает понятий строительного контроля и технического надзора


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу N А78-2301/2010

В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российский Федерации в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка предусмотрено осуществление строительного контроля в ходе реализации строительства.

Правомерным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что действующее законодательство не различает понятий строительного контроля и технического надзора.


1.5. Авторский надзор является одним из видов строительного контроля


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2015 г. N Ф08-10990/14 по делу N А53-14376/2014

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.04.2010 N 17906-ИП/08 и статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации авторский надзор является одним из видов строительного контроля.


1.6. П. 2 ст. 53 ГрК РФ не предусматривает право заказчика на контроль за стоимостью приобретаемых застройщиком строительных материалов и истребования документов, ее подтверждающих


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2013 г. N Ф06-6033/13 по делу N А55-26153/2012

Судом указано, что пункт 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает право заказчика на контроль за стоимостью приобретаемых застройщиком строительных материалов и истребования документов, ее подтверждающих.


2. Сущность строительного контроля


2.1. Строительный контроль может проводиться не только в отношении готового объекта капитального строительства, но и в процессе его строительства


Решение Красноярского краевого суда от 30 мая 2013 г. по делу N 7р-264/13

В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Из системного толкования названной нормы закона следует, что контроль может проводиться не только готового объекта капитального строительства, но и в процессе его строительства.


2.2. Строительный контроль не связан с производством строительных работ или услуг


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2014 г. N Ф08-1389/14 по делу N А53-12496/2013

Суды пришли к выводу о том, что строительный контроль не связан с производством строительных работ или услуг, а имеет основной целью проверку (надзор) соответствия выполняемых строительных работ требованиям проектной документации, требованиям технических регламентов (норм и правил), результатам инженерных изысканий и требованиям градостроительного плана земельного участка в течение всего периода строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в связи с чем отнесли услуги по строительному контролю к услугам в области технической деятельности, указанным в разделе К ОК 004-93, в частности к классу 7421000 "Консультативные и инженерные услуги в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства".


2.3. Сущность технического (строительного) контроля строительно-монтажных работ отлична от контроля над ведением бухгалтерского и (или) налогового учета


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2012 г. N Ф08-7293/12 по делу N А32-11274/2011

Сущность технического контроля строительно-монтажных работ на предмет их соответствия проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка существенно отличается от контроля над ведением бухгалтерского и (или) налогового учета.


3. Субъекты строительного контроля


3.1. Лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2015 г. N Ф09-8971/14 по делу N А60-1100/2014

Суды обеих инстанций обоснованно заключили, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждаются свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.


3.2. Осуществление строительного контроля является компетенцией лица, осуществляющего строительство, застройщика или заказчика, либо лица, осуществляющего подготовку проектной документации


Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2008 г. N 3-40/08

В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Следовательно, осуществление строительного контроля является исключительной компетенцией лица, осуществляющего строительство, застройщиком или заказчиком, либо лица, осуществляющего подготовку проектной документации.


3.3. Лица, осуществляющие строительный контроль, не обязаны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ


Постановление Верховного Суда РФ от 24 июня 2016 г. N 304-АД16-6361

Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень N 624, что не исключает право застройщика (заказчика) на самостоятельное проведение строительного контроля и означает лишь отсутствие у него обязанности по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2015 г. N Ф04-26353/15 по делу N А45-8339/2015

По мнению административного органа, осуществление строительного контроля отнесено к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем лицу, которое проводит строительный контроль, требуется получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.

Вместе с тем работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень N 624 (в отличие от ранее действовавшего Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. утверждённого приказом министра регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 274).

Отсутствие в Перечне N 624 работ по осуществлению строительного контроля застройщиком (заказчиком) не исключает право указанных лиц на самостоятельное проведение строительного контроля, предоставленное частью 2 статьи 53 ГрК РФ, и означает лишь отсутствие у них при этом обязанности по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.


3.4. Законодательство не содержит прямого указания на запрет осуществления строительного контроля субподрядчиком на основании договора


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2013 г. N Ф04-2246/13 по делу N А45-25799/2012

Заказчик вправе на основании договора возложить функции строительного контроля на привлеченное физическое или юридическое лицо, что и было осуществлено по рассматриваемому делу.

Действующее законодательство не содержит прямого указания на запрет осуществления строительного контроля субподрядчиком на основании договора. Суды правильно указали, что при заключении контракта не допущено нарушений законодательства.


3.5. Праву заказчика на привлечение иного лица для осуществления производственного контроля корреспондирует его обязанность обеспечить такой контроль либо собственными силами, либо силами привлеченных специалистов


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 декабря 2013 г. N Ф05-14651/13 по делу N А40-169148/2012

Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым или на основании договора физическим или юридическим лицом.

Как установлено судами, поскольку заказчиком реконструкции (строительства) в данном случае является ОАО на основании разрешения, выданного Министерством регионального развития, то заключение договора с техническим заказчиком не освобождает общество от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля. Право заказчика на привлечение иного лица для осуществления производственного контроля корреспондирует его обязанность такой контроль обеспечить либо собственными силами, либо силами привлеченных специалистов, что в данном случае сделано не было.


3.6. К числу субъектов, наделенных правом проведения проверок градостроительной и проектной документации, результатов работ, органы государственного строительного надзора не отнесены


Решение Волгоградского областного суда от 31 января 2006 г. N 3-4/2006

Статьей 53 Кодекса предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Однако к числу лиц, уполномоченных на проведение строительного контроля, отнесены лицо, осуществляющее строительство, застройщик и заказчик.

Таким образом, Градостроительным кодексом РФ органы государственного строительного надзора не отнесены к числу субъектов, наделенных правом проведения проверок соответствия проектов документов территориального планирования, документации по планировке территорий, проектной документации, а также результатов инженерных изысканий, работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и объектов капитального строительства, построенных, реконструированных, отремонтированных, требованиям законодательства, нормативным техническим документам.


3.7. Орган исполнительной власти субъекта РФ не обладает исключительными полномочиями по осуществлению строительного контроля


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2013 г. N Ф05-2819/13 по делу N А40-89032/2012

Сославшись на положения части 2 статьи 52 и части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно указали на то, что действующее законодательство прямо предусматривает в качестве лиц, правомочных осуществлять строительный контроль индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. При этом законодательного закрепления исключительных полномочий по осуществлению подобных работ за органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации судами не установлено.


3.8. Строительный (технический) надзор не относится к видам деятельности, которые могут осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2015 г. N Ф08-916/15 по делу N А32-16980/2014

Суды установили, что функции заказчика-застройщика, в том числе технический надзор в строительстве, не относятся к видам деятельности, которые могут осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.


3.9. По смыслу ст. 53 ГрК на подрядчике лежит обязанность осуществлять строительный контроль, тогда как у заказчика данной обязанности нет


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2015 г. N Ф09-4552/15 по делу N А76-8705/2014

Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации функции строительного контроля по общему правилу обязан осуществлять подрядчик, а заказчик также имеет право на осуществление этих функций.


4. Обязанности при проведении строительного контроля


4.1. При размещении заказа на строительные работы осуществление строительного контроля является обязанностью обеих сторон договора подряда


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф09-12199/15 по делу N А60-19907/2015

Из анализа норм ст. 748, 749 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что если строительство осуществляется на основании договора, то строительный контроль должен осуществляться как лицом, непосредственно осуществляющим строительство - подрядчиком (строительный контроль подрядчика), так и заказчиком (строительный контроль заказчика).

Таким образом, при размещении заказа на строительные работы осуществление строительного контроля является обязанностью обеих сторон договора подряда: застройщика (заказчика) и подрядчика.


4.2. Отсутствие нормативов затрат на строительный контроль не отменяет обязанности застройщика или заказчика по его осуществлению


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2010 г. N КА-А40/11727-10 по делу N А40-169563/09-145-660

Само по себе отсутствие нормативов затрат на строительный контроль не может являться основанием для исключения из сводного сметного расчета стоимости строительства главы 10 "Содержание службы заказчика-застройщика. Строительный контроль", поскольку не отменяет обязанности застройщика или заказчика, предусмотренной статьей 53 Градостроительного кодекса РФ, по его осуществлению.


4.3. Ст. 53 ГрК РФ предусматривает обязанность по осуществлению строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф01-7729/13 по делу N А79-6384/2012

На основании части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанными нормами предусмотрена обязанность по осуществлению строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства. Строительный контроль со стороны застройщика осуществляется на основании договора.


4.4. Выполнение работ в соответствии с проектной документацией не освобождает от обязанности сообщать административному органу о возникших аварийных ситуациях


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2013 г. N Ф05-8166/13 по делу N А40-146191/2012

Частью 2 статьи 53 Кодекса предусмотрены лица, на которых возложена обязанность строительного контроля.

Тот факт, что общество выполняло работы в соответствии с утвержденной проектной документацией, не свидетельствует об отсутствии у него обязанности сообщать административному органу о возникших аварийных ситуациях.


4.5. Обязанность по оформлению актов освидетельствования прямо возложена на застройщика или заказчика в рамках осуществления строительного контроля


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 марта 2011 г. N Ф04-691/2011 по делу N А46-8050/2010

Суд первой инстанции в обжалуемой в кассационной жалобе части указал, "что касается актов освидетельствования скрытых работ, то в силу части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по оформлению актов освидетельствования прямо возложена на застройщика или заказчика в рамках осуществления строительного контроля, в связи с чем суд соглашается с доводами административного органа о необходимости оформления ООО актов освидетельствования скрытых работ в соответствии с действующим градостроительным законодательством".


4.6. Положения ст. 53 ГрК РФ не возлагают на лицо, осуществляющее строительный контроль, обязанность по контролю за действиями подрядчика, связанными с загрязнением при выполнении строительно-монтажных работ прилегающей к строительному объекту проезжей части дороги


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. N Ф10-3816/14 по делу N А54-2438/2013

В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Действия подрядчика, связанные с загрязнением при выполнении строительно-монтажных работ прилегающей к строительному объекту проезжей части дороги, не являлись предметом контроля со стороны ООО на основании заключенного с заказчиком договора.

Вышеперечисленные нормы действующего законодательства также не возлагают на лицо, осуществляющее контроль за качеством строительных работ, обязанность по контролю за подобными действиями подрядчика.


4.7. Наличие (отсутствие) внутренней системы контроля не является обязательным требованием, предъявляемым к лицу, осуществляющему деятельность по монтажу и пуско-наладке пожарной сигнализации


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2009 г. N А12-15624/2008

Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Таким образом, наличие (отсутствие) внутренней системы контроля не является обязательным требованием, предъявляемым законодательством РФ к лицу, осуществляющему деятельность по монтажу и пуско-наладке пожарной сигнализации, и не влияет на право участника размещения заказа осуществлять деятельность по монтажу и наладке пожарной сигнализации.


4.8. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, отличаются по содержанию друг от друга


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф09-12199/15 по делу N А60-19907/2015

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. N Ф08-2430/16 по делу N А32-42596/2014

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", так же как и Градостроительный кодекс Российской Федерации, разделяет понятия строительного контроля, осуществляемого как подрядчиком, так и заказчиком.

В зависимости от лица, осуществляющего контрольные мероприятия, строительный контроль подрядчика и заказчика отличается также по источнику финансирования.


4.9. Недопустимо осуществление одним лицом строительного контроля как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф09-12199/15 по делу N А60-19907/2015

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются, и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика.


4.10. Отсутствие входного контроля свидетельствует об отсутствии строительного контроля


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 февраля 2015 г. N Ф06-20625/13 по делу N А57-12246/2014

Поскольку отсутствие ведение входного контроля свидетельствует об отсутствии ведения строительного контроля, что в свою очередь является грубым нарушением.


5. Ответственность за нарушение ст. 53 ГрК РФ


5.1. Ненадлежащее осуществление строительного контроля может повлечь административную ответственность


Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-АД15-19871

Поскольку общество (технический заказчик) при строительстве объекта осуществляло строительный контроль ненадлежащим образом, суды признали привлечение его к административной ответственности правомерным.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2016 г. N Ф05-7622/16 по делу N А40-151243/2015

Факт совершенного обществом правонарушения (ведение ненадлежащего строительного контроля) подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, а именно актом проверки, протоколом об административном правонарушении, материалами административного дела. При этом данные доказательства согласуются между собой и дают общее представление об обстоятельствах дела.


Решение Московского городского суда от 10 февраля 2015 г. N 7-989/15

При рассмотрении жалобы судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, поскольку он, являясь должностным лицом, ответственным за осуществление строительного контроля со стороны технического заказчика на выполнение работ на строительном объекте, ненадлежащим образом осуществлял данный строительный контроль, в результате чего лицом, осуществляющим строительство, были допущены нарушения.


5.2. Отсутствие актов освидетельствования работ влечет административную ответственность


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А63-23244/2008-С6-39

В силу части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведения контроля за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, отсутствие актов освидетельствования работ образует состав административного правонарушения по статье 9.4 Кодекса.


5.3. Заключение договора с техническим заказчиком не освобождает заказчика реконструкции (строительства) от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 декабря 2013 г. N Ф05-14651/13 по делу N А40-169148/2012

Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым или на основании договора физическим или юридическим лицом.

Как установлено судами, поскольку заказчиком реконструкции (строительства) в данном случае является ОАО на основании разрешения, выданного Министерством регионального развития, то заключение договора с техническим заказчиком не освобождает общество от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля.



В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на июль 2016 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение