Энциклопедия судебной практики. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (Ст. 2 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")

Энциклопедия судебной практики
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(Ст. 2 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")


1. Предписанию и иным принимаемым по Федеральному закону N 294-ФЗ мерам должна предшествовать проверка


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2012 г. N Ф07-4364/12 по делу N А56-58187/2011

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что меры государственного контроля, поименованные в п. 1 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, не обусловлены обязательностью проведения проверки в каждом конкретном случае, не соответствует системному толкованию этого Закона, основан на изолированном применении п. 1 ст. 2 Закона N 294-ФЗ без учета иных его положений.


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2011 г. N Ф01-281/2011 по делу N А29-3908/2010

Из п.п. 1, 5, 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ следует, что проверка юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) является основным элементом государственного контроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Проверка проводится при наличии к тому оснований и с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований проводившее проверку должностное лицо в пределах его полномочий обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений, которое прилагается к акту проверки.

Следовательно, предписание о прекращении нарушений прав выдается юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в случае установления факта нарушения обязательных требований по результатам осуществления уполномоченным органом государственного контроля посредством проверки.


2. Положения внутренних организационных документов не являются обязательными требованиями по смыслу Федерального закона N 294-ФЗ


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф01-12024/13 по делу N А28-11132/2012

Согласно п. 1 предписания Управления на Объединение возложена обязанность привести организацию охраны собственных объектов в соответствие с требованиями нормативных документов РОСИНКАС, а именно приказов генерального директора РОСИНКАС.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора) вправе выдать лицу, в отношении которого проведена проверка, предписание об устранении лишь обязательных требований.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ к обязательным требованиям относятся требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Приказы генерального директора РОСИНКАС, нарушение которых вменено объединению, относятся к внутренним организационно-распорядительным документам РОСИНКАС, не зарегистрированы Министерством юстиции РФ и не являются нормативными правовыми актами.

Суды установили, что пункт 1 оспариваемого предписания неправомерно возлагает на объединение обязанности в сфере внутриорганизационной деятельности, в связи с чем пришли к выводу о незаконности данного пункта предписания.


3. Государственные учреждения в качестве исключения могут осуществлять контроль (надзор) только в случае прямого закрепления за ними данных полномочий федеральным законом


Решение Московского городского суда от 1 октября 2013 г. N 3-127/2013

Федеральным законодательством закреплено общее правило о недопустимости осуществления полномочий по государственному надзору государственными учреждениями. Такими полномочиями в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения наделены только органы исполнительной власти субъектов РФ. Как исключение из этого правила предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий по осуществлению государственного надзора в этой области государственным учреждениям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов РФ. Однако эта передача должна происходить в соответствии с федеральными законами.


4. Региональный государственный жилищный надзор не подразумевает проверку соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей - проверку соблюдения требований жилищного законодательства


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-10257/2013

Региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных исключительно жилищным законодательством, осуществляемый органами государственного жилищного надзора (ст. 20 Жилищного кодекса РФ) и предполагающий в том числе проведение проверок (в рамках Федерального закона N 294-ФЗ), не включает в себя проверку соблюдения обязательных требований законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей.

Соответственно федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, предусматривающий согласно положениям пп.пп. 1 и 2 п. 2 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" организацию и проведение проверок, не подразумевает проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в полномочия органов Роспотребнадзора не входит проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства.


5. Наделение органов местного самоуправления полномочиями по решению определенных вопросов не означает предоставление им полномочий на осуществление соответствующего муниципального контроля


Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 января 2013 г. по делу N 33-300/13

Сами себя органы местного самоуправления наделять контрольными полномочиями не вправе, наделение их такими полномочиями по определенным вопросам относится к компетенции федерального законодателя и может быть произведено лишь в Федеральном законе.

Статья 17 Закона [N 131-ФЗ] не содержит нормы в отношении осуществления контроля за исполнением требований к организации и проведению молодежных дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий. Отсутствует соответствующая норма в других статьях того же закона, как и в иных федеральных законах.

Так, пп.пп. 17, 34 п. 1 ст. 16 Закона [N 131-ФЗ] относят к вопросам местного значения городского округа создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.

Между тем наделение полномочиями по решению данных вопросов не означает предоставления полномочия на осуществление муниципального контроля за соблюдением требований, установленных соответствующими правовыми актами.


6. Если контрольная деятельность буквально не поименована федеральным законом в качестве возможной формы муниципального контроля, но фактически органом местного самоуправления осуществляется, к правоотношениям подлежит применению Федеральный закон N 294-ФЗ


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N ВАС-4170/12

Спор возник в связи с осуществлением проверки соблюдения предпринимателем нормативно-правовых актов в сфере обслуживания населения города пассажирским транспортом. Считая, что проверка, проведенная путем скрытой съемки и без остановки транспортного средства, и составление акта проверки в отсутствие предпринимателя противоречит положениям Закона N 294-ФЗ, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о признании действий проверки деятельности предпринимателя незаконными, акта проверки - полученным с нарушением закона.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения.

Суды пришли к верному выводу о том, что администрация в целях решения вопросов безопасности дорожного движения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, фактически осуществляет муниципальный контроль, несмотря на то что ст. 16 Закона N 131-ФЗ такая деятельность не поименована буквально как муниципальный контроль, следовательно, в силу ст. 1 Закона N 294-ФЗ к действиям администрации по координации и контролю деятельности субъектов всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города, подлежат применению положения настоящего Закона.


7. Объекты, использование которых для осуществления предпринимательской деятельности лишь предполагается после получения соответствующей лицензии, не могут проверятся в установленном Федеральным законом N 294-ФЗ порядке


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2010 г. по делу N А28-13334/2009

Принадлежащие юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю объекты, использование которых для осуществления предпринимательской деятельности лишь предполагается после получения соответствующей лицензии, не могут обследоваться в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ. Положения данного Закона неприменимы к отношениям, возникающим в ходе организации и проведения мероприятий, направленных на установление соответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя или принадлежащих ему объектов обязательным требованиям, соблюдение которых необходимо для получения указанным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.