Энциклопедия судебной практики. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории (Ст. 49 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории
(Ст. 49 ГрК)


1. Проведение экспертизы проектной документации


1.1. Основной и первоначальной документацией, подлежащей государственной экспертизе, является проектная документация


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2013 г. N Ф06-2880/13 по делу N А55-13536/2012

Принимая во внимание нормы статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды посчитали, что основной и первоначальной документацией, подлежащей государственной экспертизе является проектная документация, а уже после прохождения государственной экспертизы на основе утвержденной заказчиком и прошедшей государственную экспертизу проектной документации разрабатывается рабочая документация.


1.2. Государственную экспертизу проектной документации необходимо проводить на стадии, предшествующей строительству объекта


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2016 г. N Ф09-3823/16 по делу N А76-10352/2015

Проанализировав положения ст. 49, 51 Градостроительного кодекса суды пришли к верному выводу о том, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости, Градостроительным кодексом не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались или которые закончены. В этом случае согласуется ввод объекта в эксплуатацию.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2014 г. N Ф08-6604/14 по делу N А53-25834/2013

Из системного анализа статьи 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.


1.3. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, является обязательным


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда г. Санкт-Петербург от 3 октября 2013 г. по делу N 33-15009/2013

Из анализа приведенных норм [ст. 49 ГрК РФ] следует, что законодатель установил обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, и лишь в порядке исключения привел закрытый перечень объектов строительства, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации не проводится.


1.4. Обязательность проведения государственной экспертизы зависит от технических параметров объекта, его целевого предназначения, исключения объекта из перечня особо опасных, технически сложных или уникальных объектов


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2015 г. N Ф10-1218/15 по делу N 325/2014

Пунктом 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 названного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. В то же время согласно пункту 2 части 1 статьи 48.1 Кодекса гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, относятся к особо опасным и технически сложным объектам.

С учетом приведенных норм суды правильно указали, что разрешение вопроса об обязательности проведения государственной экспертизы зависит от технических параметров объекта, его целевого предназначения, исключения объекта из перечня особо опасных, технически сложных или уникальных объектов.


1.5. Предназначение объекта капительного строительства является одним из юридически значимых обстоятельств, с которым связывают установление требования об обязательности экспертизы проектной документации


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2015 г. N Ф10-56/15 по делу N А36-1048/2014

Одним из юридически значимых обстоятельств, с которыми нормы градостроительного законодательства связывают установление требования об обязательности экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, является предназначение объекта капитального строительства.

Установление данного юридически значимого обстоятельства необходимо для правильного определения наличия у застройщика обязанности по проведению экспертизы проектной документации, проверки законности выдачи разрешения на строительство, принятия обоснованного решения по существу заявления.


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2014 г. N Ф02-2859/14 по делу N А33-16984/2013

Одним из юридически значимых обстоятельств, с которыми нормы градостроительного законодательства связывают установление требования об обязательности экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, является предназначение объекта капительного строительства для проживания граждан.


1.6. Обязанность по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий возлагается на заказчика, застройщика


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2013 г. N ВАС-443/13

В силу пункта 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Поскольку в силу прямого указания названной нормы права обязанности по передаче документов в экспертное учреждение для прохождения экспертизы возложены на технического заказчика или застройщика, в то время как предприятие ни тем, ни другим не является, суды признали условие договора о возложении такой обязанности на проектировщика неправомерным.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2016 г. N Ф04-132/16 по делу N А81-3057/2015

В силу норм [ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации] права обязанность по предоставлению проектной документации на государственную экспертизу может быть возложена на заказчика или застройщика, но не на проектировщика, которым является исполнитель по муниципальному контракту.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 января 2015 г. N Ф03-5784/14 по делу N А51-9658/2014

На основании норм [ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации] суды пришли к выводу о том, что условие контракта о возложении на проектировщика обязанности по передаче документов в экспертное учреждение для прохождения государственной экспертизы является неправомерным, поскольку такая обязанность в силу прямого указания норм действующего законодательства на ответчика как на подрядчика не возложена.


1.7. Проектировщик может самостоятельно обратиться с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2014 г. N ВАС-8227/14

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что действующим законодательством предусмотрена возможность обращения с заявлением о проведении государственной экспертизы уполномоченным от имени застройщика лицом, и в рамках муниципального контракта учреждением была выдана обществу соответствующая доверенность.

Судами также учтено, что фактически общество признавало наличие на своей стороне такой обязанности, поскольку неоднократно обращалось в экспертные организации с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации.

Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемых пунктов контракта положениям статей 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации была предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и правомерно отклонена ввиду того, что данные нормы не носят прямого запрета по передаче соответствующих полномочий проектировщику.


1.8. Закон не возлагает обязанность по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства на какую-либо сторону


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 февраля 2015 г. N Ф03-286/15 по делу N А51-16096/2014

В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным.

При этом закон не возлагает обязанность по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства на какую-либо сторону.


1.9. Документы для проведения государственной экспертизы представляют в организацию по проведению государственной экспертизы по месту расположения земельного участка, на котором предполагаются строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта


Апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 мая 2013 г. по делу N 33-5651/2013

Из совокупного анализа приведенных выше норм следует, что, если проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, представляются в организацию по проведению государственной экспертизы субъекта Российской Федерации по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства.


1.10. Для направления на государственную экспертизу проектная документация должна быть подготовлена


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2013 г. N Ф07-706/13 по делу N А56-27171/2012

Исходя из содержания статьи 49 ГрК РФ для направления на государственную экспертизу проектная документация должна быть подготовлена, факт подготовки проектной документации подтверждается актами сдачи работ по первому и второму этапу работ.


1.11. Когда строительство предполагается на землях особо охраняемых природных территорий, проводится государственная экологическая экспертиза


Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 апреля 2012 г. по делу N 33-269

В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Из положений статьи 49 Градостроительного кодекса РФ следует, что государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов проводится в том случае, когда строительство предполагается на землях особо охраняемых природных территорий.


1.12. Воздушная линия электропередачи относится к числу объектов, проектная документация на которые требует положительного заключения экспертизы


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2013 г. N Ф08-660/13 по делу N А53-17348/2012

По смыслу названных норм экспертиза проектной документации для объектов капитального строительства (часть 1 статьи 49), а также особо опасных и технически сложных объектов (статья 48.1) для застройщика является обязательной. Исключения (для объектов капитального строительства) установлены в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, в которой линейный объект (воздушная линия электропередачи) не назван в числе объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе. Следовательно, реконструируемый линейный объект относится к числу объектов, проектная документация которого требует положительного заключения экспертизы, и соответственно поднадзорен региональной службе.


1.13. Законодательство не запрещает проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации уже построенных объектов


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф04-28238/15 по делу N А81-7055/2014

Действующим законодательством не установлен запрет проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации уже построенных объектов.


1.14. Стороны не вправе предусматривать в договоре обязанность подрядчика получить положительного заключения экспертизы за счет собственных средств


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2015 г. N Ф06-1070/15 по делу N А57-19524/2014

Установив, что действующим законодательством, не предусмотрено возложение на подрядчика (исполнителя) обязанности по согласованию проекта (получение положительного заключения экспертизы) за счет собственных средств, суды пришли к обоснованному выводу о признании пункта муниципального контракта недействительным.

Довод жалобы о том, что статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не урегулирован порядок оплаты государственной экспертизы, в связи с чем включение в контракт обязанности исполнителя по согласованию проектной документации за счет собственных сил не может расцениваться как неправомерное, подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.


2. Заключение экспертизы проектной документации


2.1. Проектная документация может быть использована заказчиком только при положительном заключении государственной экспертизы


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2016 г. N Ф08-3394/16 по делу N А53-24362/2015

Проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2016 г. N Ф07-1220/16 по делу N А05-4398/2015

Проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2016 г. N Ф03-640/16 по делу N А24-1457/2015

Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 января 2016 г. N Ф01-5602/15 по делу N А82-495/2015

Суды обоснованно посчитали, что проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы. Положительное заключение экспертизы в данном случае подтверждает наличие надлежащего результата работ и возможность его использования заказчиком.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2015 г. N Ф06-19596/13 по делу N А55-25988/2013

Пунктом 38 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" предусмотрено, что проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Таким образом, проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2014 г. N Ф04-12365/14 по делу N А81-1642/2014

Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации является необходимым документом для получения разрешения на строительство, организации государственного строительного контроля, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51, 54, 55 ГрК РФ).

Приведенные положения закона позволяют сделать вывод о том, что пригодной для использования является проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу.

Таким образом, проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы.


2.2. Отрицательное заключение государственной экспертизы проекта должно быть обоснованно, выводы экспертов должны соответствовать требованиям технических регламентов и содержать обязательные ссылки на конкретный нормативный акт


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2013 г. N Ф06-7977/13 по делу N А49-9520/2012

Из содержания статьи 49 ГрК РФ следует, что отрицательное заключение государственной экспертизы проекта не может быть произвольным, выводы экспертов должны соответствовать требованиям технических регламентов, содержать обязательные ссылки на конкретный нормативный акт, его раздел, статью, пункт и т.д. (в отношении положительного заключения госэкспертизы такого требования в нормативных актах не содержится).


2.3. При обращении за разрешением на строительство можно представить заключение как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2014 г. N Ф07-8079/14 по делу N А21-2808/2013

Из анализа положений статей 49 - 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, обращающееся за разрешением на строительство, вправе представить заключение как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации.


2.4. Правом на оспаривание заключения государственной экспертизы проектной документации обладает застройщик или технический заказчик


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф04-17601/15 по делу N А46-10499/2013

В силу части 10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

Следовательно, правом на обжалование отрицательного заключения экспертизы обладают застройщик или технический заказчик, такого права у проектировщика/исполнителя не имеется.

Таким образом, проектировщик лишен права заявить свои возражения относительно отрицательного заключения экспертизы, не участвует в споре о качестве выполнены проектных работ.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 октября 2014 г. по делу N 33-2466

Анализ приведённых нормативных актов [в т.ч. ст. 49 ГрК РФ] позволил суду сделать вывод о том, что законом определён порядок оспаривания заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов проектных изысканий, а также круг лиц, имеющих право на оспаривание, - застройщик или технический заказчик.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.


2.5. Законодательство не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы иными лицами


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 декабря 2015 г. N Ф08-8365/15 по делу N А63-2887/2015

Норма [ч. 10 ст. 49 ГрК РФ] не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если таковое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


Апелляционное определение Московского городского суда от 28 октября 2015 г. N 33а-39158/15

Пункт 9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающий возможность оспаривания в судебном порядке застройщиком или техническим заказчиком отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, не исключает возможность оспаривания в судебном порядке положительного заключения экспертизы иными лицами в случае, если таковое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы оспаривающего его лица.


2.6. Обжалование либо предъявление требований о внесении изменений в заключение государственной экспертизы проектной документации органом, осуществляющим государственный строительный надзор, не предусмотрено


Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2013 г. по делу N 33-9291/2013

В соответствии с нормами ст. 49 ГрК РФ в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительно власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительно власти.

Таким образом, вышеуказанными нормами не предусмотрено обжалование либо предъявление требований о внесении изменений в заключение государственной экспертизы проектной документации органом, осуществляющим государственный строительный надзор.


2.7. Положительное заключение государственной экспертизы само по себе не подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2014 г. N Ф02-2866/14 по делу N А58-5691/2013

Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В связи с этим судами сделан верный вывод о том, что наличие положительного заключения государственной экспертизы само по себе не подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана.


2.8. Наличие положительного заключения негосударственной экспертизы не свидетельствует о соответствии проектируемых работ требованиям технических регламентов


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф02-7416/15 по делу N А19-10569/2015

Судом апелляционной инстанции с учетом положений Градостроительного кодекса правомерно указано, что проектная документация, работы в процессе строительства и результаты таких работ должные соответствовать требованиям технических регламентов.

То обстоятельство, что в отношении проектной документации получено положительное заключение негосударственной экспертизы, не свидетельствует о соответствии проектируемых работ требованиям технических регламентов.


2.9. Отсутствие положительной государственной экспертизы само по себе не свидетельствует о некачественно выполненных работах


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2015 г. N Ф06-1966/15 по делу N А12-3309/2015

Истцом не представлено доказательств некачественно выполненных работ, принятых им у ответчика. Материалы дела не содержат претензий о некачественно выполненных работах. Отсутствие положительной государственной экспертизы не может свидетельствовать о некачественно выполненных работах без представления заказчиком (истцом) надлежащих доказательств.


2.10. Наличие положительного заключения экспертизы проектной документации на дом не освобождает застройщика от обязанности передать данный объект недвижимости заказчику в состоянии, соответствующем всем обязательным требованиям


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 19 августа 2015 г. по делу N 33-5508/2015

Наличие положительного заключения экспертизы проектной документации на дом (ст. 49 ГрК) не освобождает застройщика от обязанности передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.


2.11. Положительное заключение экспертизы может быть оспорено заинтересованным лицом в судебном порядке


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 11-КГ14-13

Часть 10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не исключает возможность оспаривания в судебном порядке положительного заключения экспертизы.

Учитывая, что ГУ является органом государственной власти, осуществляющим полномочия по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации, а также оценки проектов строительства на соответствие градостроительным и техническим регламентам, национальным стандартам, положительное заключение государственной экспертизы данного органа может быть оспорено в суде в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы оспаривающего лица.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2016 г. N Ф05-1487/16 по делу N А40-168650/2015

Согласно части 10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

Заключение о соответствии или несоответствии проектной документации установленным требованиям представляет собой документ, адресованный конкретным лицам и влекущий за собой определенные юридические последствия, в связи с чем такое заключение является ненормативным правовым актом независимо от результата проведенной экспертизы - положительного или отрицательного.

Приведенные положения не исключают возможность оспаривания заинтересованным лицом в судебном порядке положительного заключения экспертизы по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.


2.12. В судебном порядке может быть оспорено лишь отрицательное заключение государственной экспертизы


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2016 г. N Ф09-263/16 по делу N А07-21216/2014

Исходя из того, что ч. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо установлено право обжалования в судебном порядке лишь отрицательного заключения государственной экспертизы, с определением исчерпывающего перечня лиц, наделенных таким правом (застройщик или заказчик), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о выборе истцом ненадлежащего способа защиты права при заявлении требований об оспаривании положительных заключений государственной экспертизы.


Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 ноября 2015 г. по делу N 33а-20528/2015

Системное толкование приведенных положений материального закона позволяет сделать вывод о том, что положительное заключение содержит исключительно выводы о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов.

Кроме того, само положительное заключение государственной экспертизы в отсутствие соответствующей разрешительной документации на строительство не порождает каких-либо правовых последствий для административных истцов, в связи с чем не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Не любое действие (бездействие), а также решение органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

При таких обстоятельствах спор в части требований о признании незаконным положительного заключения государственной экспертизы не подлежал разрешению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не может быть рассмотрен.


3. Конструктивные особенности зданий, определяемые проектной документацией


3.1. Проектной документацией определяются конструктивные особенности зданий и их назначение


Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 3 марта 2015 г. по делу N 33-1037/2015

Как верно указал суд первой инстанции, конструктивные особенности зданий и их назначение определяются проектной документацией.


3.2. Для применения ст. 49 ГрК РФ учитывается понятие "количество этажей", а не "этажность" объектов капитального строительства


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф08-1288/16 по делу N А32-3439/2015

В отличие от этажности, определяемой в соответствии с указаниями строительных норм и правил как число надземных этажей здания, Кодексом установлено количество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли. Согласно части 2 статьи 49 Кодекса в количество этажей следует включать все этажи здания (подземные, надземные, подвальные, цокольные, мансардные и т.д.).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 января 2016 г. по делу N 33-184/2016

Термин "количество этажей" закреплен в ст. 49 ГрК РФ, и в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации и не может подменяться термином "этажность".


Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 мая 2016 г. по делу N 33-6099/2016

Термин "количество этажей" закреплен в статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации и не может заменяться термином "этажность".

Под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 25 июня 2015 г. по делу N 33-5371/2015

Термин "количество этажей" закреплен в статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации и не может заменяться термином "этажность". Следовательно, в количество этажей включаются все этажи объекта недвижимости (подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2015 г. по делу N 33-1075/2015

Термин "количество этажей" закреплен в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации и не может заменяться термином "этажность".

Под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный. Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании) не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.


3.3. Жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, относятся к объектам индивидуального жилищного строительства


Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 431-О

Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При отсутствии иного законодательного определения приведенное определение объекта индивидуального жилищного строительства может применяться и в иных правоотношениях (за исключением требования к этажности, которое имеет отношение к решению вопросов о необходимости подготовки проектной документации и проведения ее экспертизы в целях обеспечения безопасности объекта строительства и его соответствия строительным нормам и правилам - письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 12 октября 2007 года N СЛ/0617 "Об объекте индивидуального жилищного строительства").


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2015 г. N Ф06-2197/15 по делу N А57-2919/2015

Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2015 г. N Ф03-3652/15 по делу N А51-33592/2014

Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.


3.4. Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2015 г. N 13-КГ15-2

Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.


Апелляционное определение Московского городского суда от 18 мая 2016 г. N 33-14615/16

Совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества, являются критериями отнесения жилого дома к многоквартирному дому.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-2829/2015

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 августа 2015 г. по делу N 33-14173/2015

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-3749/2015

Понятие индивидуального жилого дома раскрывается в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Следовательно, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-5534/2015

Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.


3.5. Наличие выхода для каждого из блоков на территорию общего пользования является существенным признаком жилых домов блокированной застройки


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 сентября 2012 г. по делу N 33-2855/2012

Вместе с тем согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Таким образом, существенным признаком жилых домов блокированной застройки, отличающим их от объектов индивидуального жилищного строительства, является наличие выхода для каждого из блоков на территорию общего пользования.


3.6. Определение объекта индивидуального жилищного строительства, содержащееся в ст. 49 ГрК РФ, может быть использовано и в иных правоотношениях


Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 431-О

Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При отсутствии иного законодательного определения приведенное определение объекта индивидуального жилищного строительства может применяться и в иных правоотношениях (за исключением требования к этажности, которое имеет отношение к решению вопросов о необходимости подготовки проектной документации и проведения ее экспертизы в целях обеспечения безопасности объекта строительства и его соответствия строительным нормам и правилам).


Апелляционное определение СК по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 мая 2016 г. по делу N 33-3339/2016

Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При отсутствии иного законодательного определения приведенное определение объекта индивидуального жилищного строительства может применяться и в иных правоотношениях (за исключением требования к этажности, которое имеет отношение к решению вопросов о необходимости подготовки проектной документации и проведения ее экспертизы в целях обеспечения безопасности объекта строительства и его соответствия строительным нормам и правилам).


3.7. Наличие отдельного входа и капитальных перегородок не является критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому (части дома)


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2015 г. N 13-КГ15-2

Наличие отдельного входа и капитальных перегородок не является критерием для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-2829/2015

Наличие отдельного входа и капитальных перегородок не является критерием для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 мая 2016 г. по делу N 33-1020/2016

Наличие отдельного входа и капитальных перегородок не является критерием для отнесения жилого помещения к квартире, а жилого дома к многоквартирному жилому дому.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 апреля 2016 г. по делу N 33-6026/2016

Вопреки доводам апелляционных жалоб истцом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не является критерием для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 августа 2015 г. по делу N 33-14173/2015

Наличие отдельного входа и капитальных перегородок не является критерием для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.



В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.