Энциклопедия судебной практики. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (Ст. 8 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
(Ст. 8 ГрК)


1. Список полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, указанный в ст. 8 ГрК РФ, является исчерпывающим


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г. (п. 4.3)

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень полномочий органов публичной власти в области градостроительной деятельности (глава 2), а также механизм их реализации, то есть конкретные действия в определенной последовательности, в том числе осуществляемые органами местного самоуправления.


2. Разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2015 г. N Ф09-7177/15 по делу N А76-3289/2015

Разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2014 г. N Ф03-5270/14 по делу N А73-3979/2014

По смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 данного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.


3. Установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2016 г. N Ф06-4471/15 по делу N А12-21320/2015

Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2015 г. N Ф07-1628/15 по делу N А13-904/2015

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2015 г. N Ф09-6174/11 по делу N А76-4633/2011

В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2014 г. N Ф01-1915/14 по делу N А79-4405/2013

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.


Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 19 октября 2015 г. по делу N 33-22331/2015

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.


4. Установление и изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в рамках градостроительной деятельности органами местного самоуправления


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 72-Г11-14

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки являются вопросами местного значения поселений и городских округов.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что установление и изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляются в рамках градостроительной деятельности органами местного самоуправления и не относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


5. ГрК РФ не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по государственному строительному надзору


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 03 марта 2014 г. по делу N 33-2795/2014

Поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления не наделены полномочиями по государственному строительному надзору, оснований для признания незаконным бездействия Управления градостроительных разрешений у суда не имелось, с чем соглашается и судебная коллегия.


6. У органа местного самоуправления отсутствует обязанность по приостановлению действия разрешения на строительство, выданного иным органом


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2008 г. N Ф08-2525/2008

Исходя из смысла статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, суд правомерно указал на отсутствие у администрации, при поступлении жалоб отдельных граждан, обязанности по приостановлению действия выданного иным органом разрешения на строительство закрытой автостоянки коллективного пользования на земельном участке, выделенном для этой цели.


7. У органа местного самоуправления отсутствует обязанность по межеванию индивидуальных земельных участков


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2007 г. N Ф04-8940/2006(38249-А45-28)

Исходя из смысла статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, арбитражный суд правомерно указал на отсутствие у администрации муниципального образования города обязанности производить межевание индивидуальных земельных участков.


8. Орган местного самоуправления осуществляет полномочия, предусмотренные ст. 8 ГрК, на всей территории муниципального образования вне зависимости от того, в чей собственности находятся земельные участки


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2015 г. N Ф04-14668/14 по делу N А67-1618/2014

Полномочия по решению вопросов об установлении (изменении) функциональных и территориальных зон принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими на основании и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства применительно ко всей территории муниципального образования (независимо от того, находятся ли земельные участки в частной собственности или нет).


9. Закон допускает регулирование органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований и осуществление полномочий в сфере градостроительной деятельности


Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О

Определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если законами данных субъектов Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами данных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса (полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности), осуществляются органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 63); наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).

Возможность осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основе законов данных субъектов Российской Федерации, определяющих вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, полномочий в сфере градостроительной деятельности, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 225-О, допускается федеральными законодательными актами и соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения.


10. Наименования полномочий органов местного самоуправления, предусмотренные в соответствующих законах субъектов РФ, могут отличаться от формулировок, приведенных в ст. 8 ГрК


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г.

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, часть из которых была перераспределена органам государственной власти Свердловской области, перечислен в части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако отсутствие дословного воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации формулировок федерального закона не означает их противоречия федеральному законодательству. Сопоставление формулировок федерального и областного законов показывает, что содержание закрепленных Законом Свердловской области N 111-ОЗ перераспределенных градостроительных полномочий не выходит за пределы полномочий, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, при этом только детализируется их содержание.


11. Допустимо перераспределение градостроительных полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъекта РФ при условии соблюдения последними процедуры, предусмотренной ГрК РФ, и неотмены ранее принятых муниципальных актов в этой сфере


Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2016 г. N 305-КГ15-19388

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г.

Федеральное законодательство и законодательство Свердловской области в силу конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления не предоставляет права органам государственной власти Свердловской области вносить изменения в муниципальные нормативные правовые акты. Нормативные положения части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ не предполагают внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты органами государственной власти Свердловской области.

Правительство Свердловской области и уполномоченный им областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляя перераспределенные Законом Свердловской области N 111-ОЗ полномочия, предусматривающие утверждение и внесение изменений в нормативные правовые акты (в том числе утверждение и внесение изменений в генеральный план, нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования), должны принимать новые нормативные правовые акты с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры и впоследствии вносить в них изменения, не изменяя муниципальные нормативные правовые акты.

Таким образом, перераспределенные Законом Свердловской области N 111-ОЗ полномочия, предусматривающие утверждение и внесение изменений в нормативные правовые акты, не влекут за собой вмешательство Правительства Свердловской области или уполномоченного им областного исполнительного органа государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления путем внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты.


12. Перераспределение градостроительных полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъекта РФ подразумевает изменение субъектов этих полномочий как в объеме, так и в содержании, и в последовательности


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г. (пункт 4.3)

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет действия органов местного самоуправления, направленные на реализацию имеющихся у них градостроительных полномочий, то есть возможность совершения указанных действий напрямую связано с наличием у соответствующего органа градостроительных полномочий. Следовательно, перераспределение градостроительных полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъекта Российской Федерации влечет за собой изменение субъектов осуществления действий по реализации указанных полномочий в объеме, содержании и в последовательности, определенных градостроительным законодательством.


13. Органы местного управления вправе предъявлять иски о сносе самовольных построек


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2015 г. N Ф05-15361/14 по делу N А41-5330/2014

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Лицо, обладающее такими полномочиями, вправе в публичных интересах предъявлять иски о сносе самовольной постройки, возведенной на территории городского округа без таких разрешений.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 января 2015 г. N Ф09-8580/14 по делу N А76-14007/2014

Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Согласно Уставу города администрация выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

С учетом изложенного администрация наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство капитальных объектов как законом, так и уставом города и вправе предъявлять иски о сносе самовольной постройки, возведенной без разрешения на строительство.


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2014 г. N Ф10-3008/14 по делу N А14-17897/2012

Поскольку администрация наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, суды обеих инстанций верно указали на то, что она вправе в публичных интересах предъявлять иски о сносе самовольной постройки, возведенной на территории городского округа.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 29 июля 2014 г. по делу N 33-2682

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Таким образом, с учетом действующего законодательства городская администрация имеет право обратиться в суд с иском о сносе самовольно построенных объектов на земельном участке, если они возведены с нарушением правил целевого использования земли.


14. Орган местного самоуправления в равной степени вправе как выдать разрешение на строительство, так и отменить его


Апелляционное определение СК по административным делам Томского областного суда от 22 октября 2013 г. по делу N 33-2978/2013

Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат основания и порядок отмены ранее выданных разрешений на строительство.

Вместе с тем выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления или их должностные лица могут не только принять (издать), но и отменить муниципальные правовые акты или приостановить их действие. На это указано в ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее выданное разрешение на строительство, относящееся к правовым актам органа местного самоуправления, в случае выявления его противоречия закону и иным нормативным правовым актам либо нарушения порядка его выдачи.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.