Энциклопедия судебной практики. Проектная декларация (Ст. 19 Закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Энциклопедия судебной практики
Проектная декларация
(Ст. 19 Закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


1. Общие положения о проектной декларации


1.1. Общее имущество подлежит передаче собственникам в соответствии с проектной декларацией, а при ее отсутствии - с условиями проектной документации, предусмотренными договорами участия в долевом строительстве


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2014 по делу N А46-5383/2013

По смыслу статьи 19 Закона N 214-ФЗ общее имущество подлежит передаче собственникам в соответствии с проектной декларацией, а при ее отсутствии в соответствии с условиями о проектной документации, предусмотренными договорами участия в долевом строительстве.


1.2. Срок окончания строительства относится к информации, предоставление которой обязательно потребителю при заключении договора


Определение Московского городского суда от 20.06.2011 по делу N 33-18576

Анализ [статьи 19 N 214-ФЗ] позволяет сделать вывод о том, что срок окончания строительства относится к информации, предоставление которой обязательно потребителю при заключении договора. Такая информация доводится в проектной декларации и закрепляется в самом договоре. Таким образом, предоставление недостоверной информации о сроках передачи объекта инвестиционного строительства, как и нарушение сроков передачи объекта в силу названных норм права, влекут ответственность в форме неустойки.


2. Внесение изменений в проектную декларацию


2.1. Застройщик вправе вносить изменения в проектную декларацию и должен известить об этом заинтересованных лиц через средства массовой информации


Апелляционное определение Тверского областного суда от 02.04.2015 по делу N 33-646

Застройщик вправе вносить изменения в проектную декларацию и должен известить об этом заинтересованных лиц через средства массовой информации.


2.2. Необходимость согласования изменений проектной декларации с участниками долевого строительства законодательством не предусмотрена


Апелляционное определение Тверского областного суда от 02.04.2015 по делу N 33-646

Необходимость согласования изменений проектной декларации с участниками долевого строительства законом не предусмотрена.


2.3. Отказ в продлении разрешения на строительство и выдача нового разрешения на строительство создают для застройщика одинаковые последствия, связанные с необходимостью внесения и публикации изменений в проектную документацию


Постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3333/09-С1 по делу N А71-12231/2008-А5

В силу подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона информация о проекте строительства должна соответствовать проектной документации и содержать в том числе информацию о разрешении на строительство.

Согласно п. 4, 5 ст. 19 Закона застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Названные изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию (п. 6 ст. 19 Закона).

Проанализировав названные нормы права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в продлении разрешения на строительство и выдача нового разрешения на строительство создают для общества одинаковые последствия, связанные с необходимостью внесения и публикации изменений в проектную документацию.


2.4. Неуказание в проектной документации технических характеристик вспомогательных помещений не освобождает застройщика от внесения таких сведений в проектную декларацию


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2016 г. N Ф05-20320/15 по делу N А41-55397/2015

Неуказание в проектной документации технических характеристик кладовок не освобождает ООО от внесения указанных сведений в проектную декларацию.


2.5. Если в проектной документации отсутствуют сроки ввода объектов в эксплуатацию, то отсутствие таких сведений должно быть указано в проектной декларации


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2014 г. N Ф04-3683/14 по делу N А70-8117/2013

Признавая несостоятельными ссылки общества на отсутствие необходимости отражения в проектной декларации информации, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ, ввиду отсутствия в проектной документации сведений о сроках ввода объектов в эксплуатацию, арбитражные суды исходили из буквального толкования данной нормы, содержащей императивное требование об указании таковой.

Учитывая фактические обстоятельства рассматриваемого дела, а также цели Закона N 214-ФЗ, суды правомерно указали на необходимость отражения ЗАО проектной декларации сведений об отсутствии в проектной документации сроков ввода объектов в эксплуатацию.


3. Опубликование проектной декларации, ее изменений


3.1. Сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности подлежат обязательной публикации независимо от размещения и распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств дольщиков


Решение Томского областного суда от 16 мая 2014 г. по делу N 7-142/2014

Отменяя постановление должностного лица Департамента, судья исходил из того, что ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ предусматривает обязанность застройщика публиковать изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности. Указанные сведения подлежат обязательной публикации независимо от проведения рекламной компании, связанной с привлечением денежных дольщиков. Условий освобождения от исполнения указанной обязанности в зависимости от проведения рекламной компании для привлечения денежных средств участников долевого строительства закон не содержит.


3.2. Размещение застройщиком проектной декларации в СМИ и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования не освобождает застройщика от обязанности по представлению потенциальным участникам долевого строительства информации, предусмотренной п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей


Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2011 по делу N А32-12409/2010

Суд правильно указал, что размещение застройщиком проектной декларации в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) в соответствии с требованиями статье 19 Закона N 214-ФЗ не освобождает общество от обязанности по представлению потенциальным участникам долевого строительства (потребителям - гражданам) информации, предусмотренной пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей, посредством ее размещения на вывеске общества. Привлечение денежных средств потенциальных участников долевого строительства, в том числе граждан, осуществляется обществом не только посредством ресурса сети Интернет, но путем приема заинтересованных лиц в офисах общества. Отсутствие вышеуказанной информации на вывеске лишает последних возможности получать необходимую и достоверную информацию о юридическом лице, что приводит к нарушению прав потенциальных потребителей.


3.3. Признание опубликования проектной декларации рекламой должно решаться с учетом конкретных обстоятельств дела


Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 (пункт 15)

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2014 г. N Ф04-8838/13 по делу N А81-1439/2013

Судами отклонены доводы административного органа о том, что опубликование предприятием проектной декларации является размещением и распространением рекламы, связанной с привлечением денежных средств для строительства объекта, как основанные на ошибочном толковании законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" указано на то, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

В данном случае из материалов дела не усматривается факт опубликования предприятием проектной декларации на объект строительства с целью привлечения денежных средств физических и юридических лиц для осуществления строительства жилого дома на основании договоров долевого участия.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2016 г. N Ф09-579/16 по делу N А60-14788/2015

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф08-8430/15 по делу N А32-9794/2015

Под рекламой пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").

Согласно приведенным в пунктах 1 и 2 постановления Пленума N 58 разъяснениям при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным в нем критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2015 г. N Ф07-736/15 по делу N А56-10903/2015

Податель жалобы исходит из того, что объявления, по которым вынесены предписания, не являются рекламой, так как по ним невозможно идентифицировать ООО и указание о скорости оформления займа не свидетельствует о рекламном характере информации.

Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.

Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2015 г. N Ф05-12832/15 по делу N А41-20433/2015

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2015 г. N Ф06-21586/13 по делу N А57-9811/2014

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела.


3.4. Использование законодателем союза "а также" не означает распространение установленного в отношении опубликования проектной декларации 14-дневного срока в том числе и на обязанность застройщика по представлению ее в контролирующий орган


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2009 по делу N А19-3065/09

Использование в тексте Закона соединительного союза "а также" имеет своей целью связать однородные действия застройщика в отношении проектной декларации, которая опубликовывается застройщиком, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в контролирующий орган. Однако использование законодателем союза "а также" не означает распространение установленного в отношении опубликования проектной декларации 14-дневного срока в том числе и на обязанность застройщика по представлению ее в контролирующий орган. Иное означало бы расширительное толкование содержания юридической обязанности застройщика, а следовательно, и расширительное толкование правовых оснований для привлечения к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.28 КоАП РФ.


3.5. Опубликование проектной декларации в отсутствие такой обязанности не влечет возникновения обязанности по дальнейшему опубликованию изменений, внесенных в декларацию


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2014 г. N Ф04-8838/13 по делу N А81-1439/2013

Факт опубликования предприятием проектной декларации, несмотря на отсутствие у него такой обязанности, не свидетельствует о возникновении у него обязанности по дальнейшему опубликованию изменений в указанную проектную декларацию.


4. Ответственность застройщика за нарушение требований к проектной декларации


4.1. Административная ответственность застройщика наступает за предоставление любому заинтересованному лицу проектной декларации, содержащей неполную информацию, в случае, если ее предоставление является обязательным


Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2013 по делу N А82-3117/2013

Проектная декларация, согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 данного Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.

Часть 2 статьи 14.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию; предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что административная ответственность застройщика наступает за предоставление любому заинтересованному лицу проектной декларации, содержащей неполную информацию, в случае, если ее предоставление является обязательным.


4.2. Федеральным законодательством не предусмотрено ведение перечней проблемных домов и реестров застройщиков для информирования граждан о существующих рисках строительства


Решение Московского областного суда от 4 декабря 2014 г.

Действующее федеральное законодательство не предусматривает ведение сводных перечней и реестров проблемных многоквартирных домов и проблемных застройщиков в целях информирования граждан о существующих рисках строительства.


4.3. Отказ во взыскании стоимости фактической площади квартиры или внесение изменений в договор участия в долевом строительстве в части проектной площади не предусмотрены законом в качестве последствий признания сделки, заключенной под влиянием заблуждения


Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 19 июня 2014 г. по делу N 33-1823/2014

Последствия признания договора участия в долевом строительстве недействительным предусмотрены в ч. 7 ст. 19 Закона об участии в долевом строительстве. В данном же случае истцами по встречным искам заявлены иные требования, нежели предусмотренные соответствующим Федеральным законом, который не предусматривает таких последствий признания сделки, заключенной под влиянием заблуждения, как отказ во взыскании стоимости фактической площади квартиры по встречным требованиям Р.А.А. или внесение изменений в договор участия в долевом строительстве в части проектной площади по требованиям Р.Т.В.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов" использованы авторские материалы, предоставленные Комлевым Е.Ю., М. Михайлевской