Энциклопедия судебной практики. Требование об уплате таможенных платежей (Ст. 152 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Энциклопедия судебной практики
Требование об уплате таможенных платежей
(Ст. 152 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")


1. Обращение взыскания на денежный залог по иным, не обеспеченным им требованиям таможни, осуществляется в общем порядке, установленном статьями 150, 152-154 Закона о таможенном регулировании


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2012 г. N Ф08-7751/12 по делу N А32-267/2012

По общему правилу, установленному частью 3 статьи 150 Закона о таможенном регулировании, до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей (далее - требование) в соответствии со статьей 152 Закона, за исключением случаев, предусмотренных в том числе частью 3 статьи 154 Закона (часть 3 статьи 150 Закона о таможенном регулировании).

Такое исключение, установленное указанной нормой права, регулирует особенности обращения взыскания на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при использовании в качестве обеспечения их уплаты денежного залога, при этом обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. При недостаточности сумм денежного залога для погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей, пеней выставляется требование и применяются меры принудительного взыскания в порядке, установленном Законом.

Следовательно, обращение взыскания на денежный залог по иным, не обеспеченным им требованиям таможни, осуществляется в общем порядке, установленном статьями 150, 152-154 Закона о таможенном регулировании.


2. Направление требования об уплате таможенных платежей за пределами срока, установленного для его направления, не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если оно выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока


Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" (пункт 5)

При рассмотрении дел, касающихся правомерности взыскания таможенных платежей, судам надлежит учитывать, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании, не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. В связи с этим направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:

со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.


Определение Верховного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 303-КГ15-181

С учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также норм ТК ТС, регулирующих порядок и сроки уплаты таможенных платежей в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска товаров для внутреннего потребления, суды первой и кассационной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требование об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается в день выпуска товара в соответствии с указанной таможенной процедурой.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июня 2015 г. N Ф03-2355/15 по делу N А59-3840/2014

Как верно отмечено судом апелляционной инстанции Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснено, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный пунктом 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. В связи с этим направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Исходя из вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требование об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается в день выпуска товара в соответствии с указанной таможенной процедурой.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2015 г. N Ф08-4865/15 по делу N А32-15843/2013

Согласно части 14 статьи 152 Закона N 311-ФЗ направление требования об уплате таможенных платежей после истечения сроков, установленных данной статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным.

В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснено, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный частью 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ.

Таким образом, направление таможенным органом заявителю требований об уплате таможенных платежей с нарушением 10-дневного срока, но в пределах трех лет, не является основанием для признания их недействительными, и не влечет утрату таможенным органом права на принудительное взыскание таможенных платежей.


3. Законом не предусмотрена обязанность таможенного органа направлять акт об обнаружении факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей в адрес плательщика (его представителя) таможенных платежей


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2015 г. N Ф03-5184/15 по делу N А51-4195/2015

Ни Таможенный кодекс Таможенного союза, ни нормы Порядка обязанности таможенного органа о направлении в адрес таможенного представителя акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей и формы КДТ не устанавливают.


4. Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2013 г. N Ф07-7348/13 по делу N А56-4510/2013

Составлению акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей должно предшествовать принятие решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме.

То же установлено порядком составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, утвержденным приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708.

Следовательно, акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей. Таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N 311-ФЗ.


5. Включение в акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей суммы пени не предусмотрено


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2016 г. N Ф03-6362/15 по делу N А73-7169/2015

Ссылка заявителя жалобы на неполноту указанных в требовании сведений правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку обществом получены акт камеральной таможенной проверки и решение, послужившие основанием для выставления оспариваемого требования.

Довод заявителя жалобы о включении пени в оспариваемое требование предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен, поскольку частью 6 статьи 151 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. Кроме этого, суды сделали правильный вывод, что включение в акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей суммы пени не предусмотрено Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления".



В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.