Новые правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров
01.01.2014 вступили в силу новые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085). Кроме того, указанным документом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". В связи с этим в статье подробно рассмотрим новшества, которые начали действовать 01.01.2014.
Напомним, что 01.01.2014 вступил в силу Закон N 44-ФЗ*(1), который регулирует порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ими государственных и муниципальных нужд. Статья 32 данного закона посвящена оценке заявок, окончательных предложений участников закупки и критериям названной оценки. Пунктом 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчику необходимо установить следующие критерии:
- цену контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Приведенные критерии заказчик должен установить в документации о закупке.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (в том числе предельные величины значимости каждого критерия) устанавливается Правительством РФ (п. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Теперь он регламентирован Правилами N 1085.
К сведению. Для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены фиксированные государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги, заказчик вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
Общие положения Правил N 1085
Данные правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ. Правилами установлен порядок оценки заявок и окончательных предложений участников закупки.
В частности, согласно п. 8 Правил N 1085 в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
К сведению. В пункте 5 Правил N 1085 говорится, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий закупку товара (выполнение работы), последующее обслуживание (эксплуатацию) в течение срока службы, ремонт, утилизацию (при необходимости) поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла), а также в иных установленных Правительством РФ случаях для оценки заявок (предложений) заказчик вправе в документации о закупке устанавливать вместо стоимостных критериев критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта" (п. 9 Правил N 1085).
Исходя из п. 11 названных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению*(2).
Однако если на основании п. 10 Правил N 1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами N 1085 критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, указанного в п. 12 данных правил: при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять критерии оценки, предусмотренные п. 4 и 5 Правил N 1085. В этом случае заказчик с учетом положений п. 9 и 10 поименованных правил вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки, их величины значимости, а также вправе не применять установленные приложением к правилам предельные величины значимости критериев оценки. Кроме того, не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке (п. 13 Правил N 1085).
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) этого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Оценки заявок подразделяются на стоимостные и нестоимостные. Критерии оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке. Рассмотрим более подробно названные категории оценок.
Стоимостные критерии оценки
В силу пп. "а" п. 4 Правил N 1085 к стоимостным критериям оценки относятся:
1. Цена контракта.
2. Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил.
Согласно п. 16 Правил N 1085 количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" и "стоимость жизненного цикла" (), определяется по формуле:
а) если > 0, то
, где:
- - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) если < 0, то
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
3. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ. Использование данного критерия оценки возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов (п. 6 Правил N 1085). Отметим, что оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов)", а в части работ - по критерию "расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта" (п. 7 Правил N 1085).
Оценка заявок (предложений) по указанному критерию может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ) (п. 17 Правил N 1085).
Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.
Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).
Согласно п. 17 Правил N 1085 количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" (), определяется по формуле:
, где:
- - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- - предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.
Пунктом 18 Правил N 1085 предусмотрено, что предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается (), рассчитывается по формуле:
, где:
- n - число видов эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке;
- - сумма эксплуатационных расходов, предусмотренных i-й заявкой по виду расходов (t), в течение срока службы или эксплуатации товара (объекта), указанного в документации о закупке.
Обращаем ваше внимание на то, что если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ", оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия "цена контракта" увеличивается на величину значимости критерия "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" (п. 19 Правил N 1085).
4. Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.
Нестоимостные критерии оценки
На основании пп. "б" п. 4 Правил N 1085 к нестоимостным критериям оценки относятся:
1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Согласно п. 25 Правил N 1085 критериями оценки данного показателя могут быть, например:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
При этом количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по приведенным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (п. 26 Правил N 1085).
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В силу п. 27 Правил N 1085 критериями оценки названного показателя могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок (предложений) по данному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке согласно п. 10 Правил N 1085 показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абз. 2 п. 11 поименованных правил: для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
К сведению. В пункте 10 Правил N 1085 говорится, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 20 Правил N 1085 установлено, что оценка по нестоимостным критериям, за исключением случаев оценки по показателям, указанным в "а" и "в" п. 25 данных правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в следующем порядке:
1. Если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), то количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:
, где:
- КЗ - коэффициент значимости показателя. Если используется один показатель, то КЗ = 1;
- - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
2. Если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абз. 2 п. 11 Правил N 1085 установлено предельно необходимое минимальное значение, то количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется:
а) если , - по формуле:
;
б) если , - по формуле:
, при этом , где:
- КЗ - коэффициент значимости показателя. Если используется один показатель, то КЗ = 1;
- - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абз. 2 п. 11 Правил N 1085;
- - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком.
3. Если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного п. 24 Правил N 1085, то количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:
, где:
- КЗ - коэффициент значимости показателя. Если используется один показатель, то КЗ = 1;
- - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
4. Если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абз. 2 п. 11 Правил N 1085 установлено предельно необходимое максимальное значение, то количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется:
а) если , - по формуле:
;
б) если , - по формуле:
, при этом , где:
- КЗ - коэффициент значимости показателя. Если используется один показатель, КЗ = 1;
- - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абз. 2 п. 11 Правил N 1085;
- - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Е. Соболева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Правилами N 1085.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"