Государственный надзор в области автомобильного транспорта
В данной статье мы поговорим о государственном надзоре в области автомобильного транспорта, представляющем собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области транспорта.
Кто осуществляет контроль?
В силу п. 1 Положения о Ространснадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, является Ространснадзор.
Согласно п. 3 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (далее - Положение о транспортном надзоре), должностными лицами, уполномоченными на осуществление такого надзора (государственными транспортными инспекторами), являются:
- руководитель Ространснадзора, его заместители;
- руководители подразделений центрального аппарата Ространснадзора, их заместители, начальники отделов, заместители начальников отделов и другие федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" подразделений центрального аппарата Ространснадзора;
- руководители территориальных органов Ространснадзора и их заместители;
- начальники отделов, заместители начальников отделов и другие федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" территориальных органов Ространснадзора.
Что является предметом контроля?
В соответствии с п. 8 Положения о транспортном надзоре предметом проводимого Ространснадзором государственного надзора в области автомобильного транспорта является соблюдение проверяемыми учреждениями в процессе их деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ в области транспорта, в том числе:
- требований в отношении наличия помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль технического состояния транспортных средств, или наличия договоров со сторонними организациями о хранении, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроле технического состояния транспортных средств;
- требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
- требований к обеспечению соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к ним при осуществлении перевозок автомобильным транспортом;
- требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Каков порядок проведения контрольных мероприятий?
Порядок проведения Ространснадзором мероприятий по контролю за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта установлен Административным регламентом Ространснадзора по исполнению государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.07.2012 N 204 (далее - Административный регламент). Кроме того, при проведении контрольных мероприятий Ространснадзор обязан руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проводимые Ространснадзором контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Кроме того, проверки бывают документарными и выездными. Согласно п. 29.1 Административного регламента основанием для включения плановой проверки в план является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации учреждения;
- окончания проведения последней плановой проверки учреждения;
- начала осуществления деятельности согласно представленному в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлению о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Внеплановые проверки могут проводиться по следующим основаниям (п. 35.1 Административного регламента):
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Ространснадзор обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей;
- причинение вреда жизни, здоровью людей;
3) распоряжения руководителя Ространснадзора, изданные в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требований прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Контрольные мероприятия проводятся на основании распоряжения руководителя Ространснадзора или руководителя территориального органа. Распоряжение оформляется в соответствии с Типовой формой распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Копия распоряжения о проведении проверки, заверенная печатью Ространснадзора или территориального органа, вручается под подпись должностным лицом, проводящим проверку, руководителю проверяемого учреждения одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ*(1) контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа о начале плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае внеплановой проверки организация уведомляется любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала.
Необходимо отметить, что срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно п. 4 Положения о транспортном надзоре должностные лица Ространснадзора при исполнении должностных обязанностей наделены следующими полномочиями:
- запрашивать на основании письменных мотивированных запросов у органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также у проверяемых учреждений информацию и документы, которые необходимы для проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или руководителя ее территориального органа о назначении проверки или о проведении мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований посещать используемые учреждениями территории, объекты транспортной инфраструктуры, подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить их обследование, а также необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого учреждения, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора, территориальных органов.
Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение учреждением обязательных требований, Ространснадзор, территориальный орган направляют мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя Ространснадзора или руководителя территориального органа о проведении проверки.
В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое учреждение обязано направить в Ространснадзор или территориальный орган указанные в запросе документы.
Согласно п. 49 Административного регламента выездная проверка проводится, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах учреждения;
- оценить соответствие деятельности учреждения обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Результаты контрольного мероприятия должны быть оформлены актом в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований, экспертиз, объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, ответственных за допущенные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений.
В случае выявления по результатам проверки нарушений требований законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта учреждению вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Какие нарушения могут быть выявлены в ходе осуществления надзора?
К наиболее распространенным можно отнести следующие нарушения.
В учреждении не проводятся медицинские осмотры водителей. В соответствии с нормами Закона о безопасности дорожного движения*(2) (в редакции, действующей с 31.03.2014) юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих ТС, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители ТС).
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медкабинет, медчасть и др.), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медработников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Обратите внимание! Нарушение установленного порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП РФ).
Специалисты учреждения, отвечающие за обеспечение безопасности движения, не прошли обучение и аттестацию на соответствие занимаемой должности. В силу п. 2 Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" (далее - Положение N 13/11) исполнительные руководители и специалисты учреждения, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, должны иметь удостоверение установленной формы о прохождении аттестации. Аттестация проводится в целях определения пригодности указанных лиц к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.
В соответствии с Перечнем должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (приложение 1 к Положению N 13/11), ей подлежат:
- руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
- начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, а также колонн (маршрутов), отрядов;
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
Согласно п. 3 Положения N 13/11 аттестация должна проводиться один раз в пять лет после повышения квалификации аттестуемого. Кроме того, аттестация может быть проведена досрочно в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств учреждения, или совершены транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
Не соблюдается режим труда и отдыха водителей. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, регламентированы Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
В соответствии с п. 7 Положения N 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - семи часов.
Напомним, что привлечение водителя к работе в его выходной день может производиться в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с письменного согласия работника по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
Не осуществляется повышение квалификации водителей, а также не проводятся мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Заметим, что периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Не соблюдаются требования о проведении технического обслуживания транспортных средств. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения учреждения, имеющие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, обязаны поддерживать их в технически исправном состоянии.
При проведении технического обслуживания учреждениям следует руководствоваться требованиями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.
Не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения водителями. В силу п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения государственные (муниципальные) учреждения обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Транспортные средства не оснащены тахографами. В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения государственные (муниципальные) учреждения обязаны оснащать ТС техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей (тахографами).
В силу приложения 2 к Приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" тахографами оснащаются следующие виды и категории транспортных средств:
- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса не превышает 5 т (категория M2);
- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса превышает 5 т (категория M3);
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (категория N 2);
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т (категория N 3).
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(2) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)