Государственное казенное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В результате ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту (заказчиком по которому выступает государственное казенное учреждение) возникла необходимость проведения экспертизы и внесения денежных средств на депозитный счет суда в соответствии со ст. 108 АПК РФ.
По какому виду (831, 852 или иные) и статье расходов (КОСГУ) в данном случае следует вносить денежные средства на депозитный счет суда (в случаях, когда учреждение выступает истцом, и в случаях, когда выступает ответчиком)? Возможно ли применение статьи 290 "Прочие расходы", в то время как одним из видов иных расходов является исключительно возмещение истцам судебных издержек на основании вступивших в силу судебных актов (в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н)? Является ли достаточным основанием для перечисления денежных средств на депозитный счет суда определение суда, устанавливающее обязанность оплаты экспертизы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Внесение денежных средств, необходимых для оплаты судебных издержек, на депозитный счет арбитражного суда на основании соответствующего определения суда может быть отражено с применением вида расходов 831 и кода КОСГУ 290 " Прочие расходы".
Обоснование вывода:
Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в пп. 5.2 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
Применять единые виды расходов в 2014 году необходимо с учетом положений подраздела 4.4. раздела 4 "Особенности отражения бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации" Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 11.07.2013 N 16-01-08/26933 (далее - Методические указания).
В соответствии подразделом 4.4. раздела 4 Методических указаний группа видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд", а также детализирующие ее подгруппы и элементы применяются в случаях, когда осуществляется оплата обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В свою очередь, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам за проведение экспертизы (ст. 106 АПК РФ).
Экспертиза по делам, рассматриваемым арбитражными судами, назначается соответствующим судом (ч. 1 ст. 82 АПК РФ). При этом условия экспертизы и размер оплаты услуг эксперта устанавливаются определением суда о назначении экспертизы (ч. 4 ст. 82, ч. 2 ст. 107 АПК РФ). По общему правилу денежные суммы, подлежащие выплате экспертным учреждениям и экспертам, вносятся стороной, по ходатайству которой назначена экспертиза, на специальный счет суда (ч. 1 ст. 108 АПК РФ).
Таким образом, в случае назначения экспертизы судом порядок ее проведения и оплаты устанавливаются определением суда, а не соглашением между лицом, по ходатайству которого назначена экспертиза (либо иным лицом, на которое возложена обязанность по оплате экспертизы), и экспертным учреждением (экспертом).
Следовательно, в данной ситуации группа видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" применена быть не может.
Согласно положениям Указаний N 65н расходы учреждений, связанные с внесением на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, осуществляемых на основании соответствующего судебного решения, подлежат отражению по элементу вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений".
При этом не следует забывать, что перечни видов расходов, приведенные в Указаниях N 65н, не являются закрытыми и не исключают отнесения к конкретным элементам видов расходов иных, не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов.
Соответственно, при перечислении учреждением на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, на основании соответствующего определения суда может быть обоснованно применен элемент вида расходов 831.
Напомним, что при постановке на учет бюджетных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств казначейские органы принимают во внимание не только возможность отнесения расходов на определенные коды видов расходов и КОСГУ, но и проверяют увязку кодов видов расходов и кодов КОСГУ в соответствии с требованиями действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 22.01.2013 N 02-13-09/162). Установить возможность отнесения какого-либо кода КОСГУ к определенному виду расходов можно, используя Таблицу соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, приведенную в Приложении 5 к Указаниям N 65н.
Отражение расходов по элементу вида расходов 831 возможно только с увязкой с кодами КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению" и 290 "Прочие расходы". При этом положениями Указаний N 65н предусмотрено, что на данную статью КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.
Учитывая изложенное, мы пришли к выводу, что внесение денежных средств, необходимых для оплаты судебных издержек, на депозитный счет арбитражного суда на основании соответствующего определения суда может быть отражено с применением вида расходов 831 и кода КОСГУ 290 "Прочие расходы".
В заключение отметим, что п. 3 ст. 219 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Бюджетные обязательства могут приниматься на основании:
- государственных контрактов, иных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством;
- судебных решений;
- заявлений подотчетных лиц на выдачу аванса;
- приказов руководителя бюджетного учреждения;
- расчетных ведомостей;
- регистров налогового учета;
- иных документов, устанавливающих расходное обязательство бюджетного учреждения.
Порядок учета бюджетных обязательств устанавливается финансовым органом.
В данной ситуации обязательство может быть принято на основании соответствующего определения суда, устанавливающего обязанность оплаты экспертизы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
10 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.