Сравнительный анализ порядков ведения кассовых операций (N 3210-У от 11 марта 2014 г. N 373-П от 12 октября 2011 г.) (подготовлен экспертами компании "Гарант")

Изменения в порядке ведения кассовых операций

 

1 июня 2014 г. вступило в силу Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У). В связи с этим утратило силу Положение Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П). Принципиальных изменений в регулировании наличного денежного обращения не произошло, прежними остались формы документов, оформляемых при ведении кассовых операций, не изменился порядок определения лимита остатка наличности в кассе, однако Указание N 3210-У содержит ряд существенных новшеств по сравнению с нормами Положения N 373-П. Остановимся на наиболее существенных отличиях.

 

1. Вводится упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

 

1) Субъекты малого предпринимательства.

Хотя Указание N 3210-У упоминает о едином "упрощенном порядке", в отношении субъектов малого предпринимательства установлено единственное исключение из общего порядка ведения кассовых операций: субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абзац десятый п. 2 Указания N 3210-У).

Отметим, что согласно абзацу второму п. 1 Указания N 3210-У под субъектами малого предпринимательства в целях Указания N 3210-У понимаются только юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Вместе с тем, поскольку для индивидуальных предпринимателей (причем для всех) установлено аналогичное исключение, наличие в тексте Указания такого уточнения представляется излишним.

 

2) Индивидуальные предприниматели.

(I) Индивидуальные предприниматели (как и субъекты малого предпринимательства) лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (абзац десятый п. 2 Указания N 3210-У).

 

(II) Индивидуальные предприниматели, ведущие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (*), могут не оформлять кассовые документы: приходные и расходные кассовые ордера (пп. 4.1 п. 4 Указания N 3210-У).

 

(*) Указанная формулировка полностью аналогична формулировке п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", освобождающего индивидуальных предпринимателей от обязанности вести бухгалтерский учет. Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ все индивидуальные предприниматели, независимо от применяемой системы налогообложения, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Нормы, обязывающие индивидуальных предпринимателей вести учет доходов, доходов и расходов, а также физических показателей видов деятельности, имеются и в главах НК РФ, посвященных специальным налоговым режимам (см. п. 8 ст. 346.5, ст. 346.24, п. 2 ст. 346.29, ст. 346.53 НК РФ). Таким образом, фактически данная льгота относится ко всем индивидуальным предпринимателям.

 

(III) Индивидуальные предприниматели (см. выше - (*)) могут не вести кассовую книгу (абзац девятый пп. 4.6 п. 4 Указания N 3210-У).

 

 

4. Отменена возможность сдачи наличных денег в банк через организации федеральной почтовой связи.

 

Положение N 373-П

Указание N 3210-У

1.5. Уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель вносят наличные деньги в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, вносить наличные деньги юридическому лицу, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица.

3. Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

 

5. В п. 5 Указания N 3210-У дается определение термина "работник" для целей выдачи и получения наличных денег. Работником именуется не только лицо, с которым заключен трудовой договор, но и лицо, с которым заключен договор гражданско-правового характера. Тем самым, на наш взгляд, Указание N 3210-У допускает возможность выдачи наличности под отчет лицам, выполняющим работу на основании гражданско-правового договора, т.е. не являющимся работниками организации (индивидуального предпринимателя) с точки зрения трудового законодательства (см. ст. 20 ТК РФ).

Положение N 373-П данный вопрос не регулировало.

 

6. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, как и прежде, могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств. Однако в соответствии с абзацем пятым п. 4 Указания N 3210-У программно-технические средства, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России. Положение N 373-П подобного требования не устанавливало. Обратите внимание, данная норма вступает в силу с 1 января 2015 г. (пп. 8.1 п. 8 Указания N 3210-У).

Отметим, что данное требование аналогично требованию, предъявляемому к программно-техническим средствам кредитных организаций (банкоматам) - см. абзац четвертый п. 1.1 Положения Банка России от 24 апреля 2008 г. N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации".

 

Ряд новелл Указания N 3210-У носит редакционный характер и не предполагает изменения существующих правил. Вместе с тем во избежание недоразумений на некоторые из них следует обратить внимание.

 

7. Абзац третий п. 4.7 Указания N 3210-У содержит требование подписания электронными подписями всех документов, оформляемых в электронном виде. Положение N 373-П содержало подобное требование лишь в отношении книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 (абзац четвертый п. 2.5 Положения N 373-П). Однако согласно ч. 5 ст. 9 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, составленные в виде электронного документа, подписываются электронной подписью.

 

8. В Указании N 3210-У отсутствует требование обеспечивать наличие кассовых документов, других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле (оно содержалось в п. 1.9 Положения N 373-П). Вместе с тем согласно п. 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558) первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (включая кассовые документы и книги, ордера, авансовые отчеты), подлежат хранению в течение пяти лет. Данная норма продолжает действовать, и отсутствие отсылки к ней в Указании N 3210-У, на наш взгляд, не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от обязанности её соблюдения.

 

9. В Указании N 3210-У отсутствует требование к получателю наличных денег собственноручно указать в расходном кассовом ордере сумму полученных наличных денег.

 

Положение N 373-П

Указание N 3210-У

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег, который указывает получаемую сумму наличных денег (рублей - прописью, копеек - цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер 0310002.

(абзац первый п. 4.3)

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи.

(абзац первый подп. 6.2 п. 6).

 

Однако форма расходного кассового ордера, на которую ссылаются и Положение N 373-П, и Указание N 3210-У (Унифицированная форма N КО-2, код по ОКУД 0310002, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88), изменений не претерпела, она по-прежнему требует указания прописью полученной суммы в рублях.