Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"

Приложение

 

Федеральная целевая программа
"Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 августа 2006 г. N 478)

С изменениями и дополнениями от:

2 июня, 7 ноября 2008 г., 4 февраля 2009 г., 8 сентября 2010 г., 27 января 2011 г.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 701 в Паспорт настоящей Федеральной целевой программы внесены изменения

См. текст Паспорта в предыдущей редакции

Паспорт
федеральной целевой программы
"Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"

 

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2189-р

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации,

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации,

Министерство энергетики Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Федеральное агентство связи,

Федеральное агентство воздушного транспорта,

Федеральное агентство по рыболовству,

Федеральное дорожное агентство

 

Основные разработчики Программы

-

администрация Сахалинской области и фонд "Центр стратегических разработок - регион"

Цель и задачи Программы

-

основная стратегическая цель Программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегическими задачами Программы являются:

создание благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающего на Курильских островах, и повышение привлекательности этого региона как места жительства;

развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов;

диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала;

создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний

Основные целевые показатели реализации Программы

-

удельный вес Курильских островов в экономике Сахалинской области, динамика развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а также состояние инвестиционного климата и  экономики региона, демографическое развитие и развитие трудовых ресурсов

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в 2 этапа:

I этап - 2007 - 2010 годы;

II этап - 2011 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

объем финансирования составляет 18062,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 14057,2 млн. рублей (77,8 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области - 1355,6 млн. рублей (7,5 процентов), средства внебюджетных источников - 2650 млн. рублей (14,7 процента)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

обеспечение экономического закрепления Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны;

повышение привлекательности Курильских островов как места жительства населения и сохранение позитивной демографической динамики;

создание качественной конкурентной среды в рыбопромышленном комплексе, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского бизнеса;

увеличение натуральных показателей эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 2 раза, а финансовых показателей - в 2,5 раза;

диверсификация региональной экономики, эффективное использование природно-ресурсного потенциала Курильских островов;

увеличение ресурсной базы водных биологических ресурсов региона в 2 раза путем комплексных исследований сырьевой базы Курильских островов, оптимизации использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов, создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб;

снижение стоимости электро- и теплоэнергии в 1,5 раза и увеличение производства электроэнергии на 30 процентов;

обеспечение бюджетной самодостаточности региона;

создание сети автомобильных дорог, формирование транспортной морской и авиационной инфраструктуры Курильских островов, которая позволит увеличить пассажиро- и грузооборот более чем в 2 раза;

создание сбалансированной и качественной социальной инфраструктуры региона, учитывающей особенности демографической ситуации.

Ожидаемые экономические результаты приведены с учетом коммерческих мероприятий, выполняемых без участия федерального бюджета

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"

 

Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России Президент Российской Федерации определил развитие Дальнего Востока, что подразумевает совершенствование социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры этого региона и превращение его в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами.

В этой связи особую важность приобретает проблема социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область) - стратегически значимой территории Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку здесь проходит государственная граница между Российской Федерацией и Японией и естественная граница между Охотским морем и Тихим океаном. Эти острова являются исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые силы российского Военно-Морского Флота могут выходить в открытый океан.

Наряду с этим Курильские острова обладают высоким природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются одним из богатейших районов мира по запасам водных биологических ресурсов. Здесь сосредоточена одна пятая часть возможного ежегодного вылова ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в том числе (в процентах от общего допустимого улова на Дальнем Востоке) 100 процентов скумбрии и тунца, более 90 процентов морского гребешка, трепанга и сайры, 72 процента осьминога, 70 процентов морского окуня и 15 процентов лосося.

Особую ценность для России имеют курильские проливы, через которые проходят миграционные пути дальневосточных лососевых рыб, нерестящихся в реках острова Сахалин, Приморского и Хабаровского краев, Магаданской области и западного побережья полуострова Камчатка.

Минерально-сырьевая база Курильских островов представлена месторождениями золота, серебра, ильменитных песков, самородной серы, торфа и разнообразных строительных материалов.

Стратегический интерес для Российской Федерации представляет наличие на Курильских островах запасов рения.

В 2003 году на шельфе островов в зоне Среднего Курильского прогиба были проведены сейсморазведочные работы, подтвердившие их высокую нефтегазоносность. В ближайшее время планируется проведение нефтегазопоисковых работ в северной и южной частях Курильских островов.

Наряду с разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами Курильские острова обладают уникальными по химическому и температурному составу минеральными и геотермальными водными источниками, пригодными для коммерческого использования.

Несмотря на значительный ресурсный потенциал островов и в первую очередь обеспеченность водными биологическими ресурсами, в последние годы произошло снижение рентабельности функционирования рыбопромышленного комплекса (доля убыточных предприятий отрасли в 2004 году составила от 50 до 83,3 процента). Произошло сокращение товарных запасов ценных пород водных биологических ресурсов (краба, морского гребешка, трепанга, морского ежа и других видов) на 37 процентов, не уменьшаются масштабы браконьерства. Учитывая, что в структуре доходов бюджетов муниципальных образований налоговые доходы рыбной промышленности составляют от 23,3 до 69,73 процента (по Курильскому району), наблюдается снижение реальных доходов всех категорий населения, приводящее к уменьшению численности жителей, постоянно проживающих на Курильских островах. Такая ситуация угрожает реализации геостратегических интересов Российской Федерации.

В этой связи Правительством Российской Федерации было принято решение о разработке федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" (далее - Программа). Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2189-р.

 

Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 

Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития Курильских островов может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода в силу следующих факторов.

Федеральная поддержка социально-экономического развития Курильских островов осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 872.

Указанная программа охватывала все отраслевые направления развития экономики. В ее состав входило девять подпрограмм развития производственной и социальной инфраструктуры, региональной строительной базы, рыбохозяйственного и биофармацевтического комплексов, агропромышленного производства, оздоровительного и лечебного туризма, охраны природы и экологической безопасности Курильских островов, развития внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества, это предполагало финансирование и реализацию 153 мероприятий программы.

Реализация этих мероприятий обеспечила:

прирост объема поставок товарной пищевой рыбопродукции в 4,6 раза к уровню 1996 года;

увеличение числа рабочих мест более чем на 2500;

повышение уровня благосостояния населения (среднемесячная заработная плата в 2005 году превысила на 7,3 процента средний уровень заработной платы по Сахалинской области).

В рамках реализации мероприятий программы в энергетическом комплексе введены в эксплуатацию:

на острове Парамушир - малая ГЭС на реке Матросской (три турбины суммарной мощностью 1,7 МВт);

на острове Кунашир - Менделеевский энергетический комплекс (ГеоТЭС "Менделеевская") мощностью 1,8 МВт.

В транспортном комплексе осуществлено строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Менделеево длиной 2,04 километра, установлено светосигнальное оборудование и оборудование на объектах энергообеспечения.

На территории Курильских островов построены 24,6 километра автомобильных дорог общего пользования со щебеночным покрытием и 14 мостов.

В сфере связи за счет средств федерального бюджета была построена и введена в эксплуатацию кабельная линия между поселками Южно-Курильск - Менделеево - Головнино (остров Кунашир). За счет средств бюджета Сахалинской области и средств внебюджетных источников была проведена замена автоматизированной телефонной станции в пос. Южно-Курильск и проложена кабельная линия связи пос. Крабозаводское - пос. Малокурильское, а также переведены в новые помещения отделения связи в поселках Малокурильское и Крабозаводское (остров Шикотан).

В социальной сфере за счет средств федерального бюджета в 3 районах построены жилые дома общей площадью свыше 8 тыс. кв. метров, школа на 350 мест в г. Курильске (остров Итуруп), поликлиника на 150 посещений в смену в г. Северо-Курильске (остров Парамушир).

В рыбохозяйственном комплексе введены в действие рыбоперерабатывающие мощности общим объемом более 1 тыс. тонн морепродуктов в сутки, построено 2 холодильника мощностью 1 тыс. тонн единовременного хранения в сутки, реконструирован Рейдовый рыбоводный завод мощностью 70 млн. штук молоди в год.

Тем не менее (в связи с отклонением объемов финансирования от плановых показателей) в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" не были решены основные проблемы Курильских островов, связанные с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры региона.

Частичное выполнение инвестиционных проектов не позволило обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Курильских островов, сформировать сбалансированную экономику, снять социальную напряженность.

Из 153 запланированных мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" реализованы лишь 40. При этом для введения в эксплуатацию 11 объектов незавершенного строительства (по состоянию на 1 января 2006 г.) необходимо 3,4 млрд. рублей.

Таким образом, некоторые задачи федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" остались невыполненными, в частности:

не обеспечена самодостаточность энергетической системы островов;

не достигнут планируемый уровень транспортной доступности региона;

не созданы полноценные современные телекоммуникационные системы;

не достигнут рост объемов производства по приоритетным отраслям экономики (удалось достичь лишь 20 процентов запланированного роста);

не удалось в связи с низкими темпами развития промышленности обеспечить бюджетную самодостаточность муниципальных образований Курильских островов;

не улучшилось обеспечение местного населения жильем при резком ухудшении качества жилищного фонда (по отдельным муниципальным образованиям обеспеченность населения жильем составляет менее 11 кв. метров общей площади на одного жителя);

теплоснабжение населения производится только за счет эксплуатации изношенного котельного оборудования, рассчитанного на сжигание угля, стоимость которого из-за высоких транспортных и портовых издержек превышает фактически в 2 раза стоимость энергоресурсов для северного завоза в Охинский район Сахалинской области;

не завершены работы по модернизации системы водоснабжения населенных пунктов;

не удалось удовлетворить потребность в ученических местах и повысить качество услуг в сфере здравоохранения из-за высокого износа зданий и сооружений социальной сферы (школ, больниц) и наличия объектов незавершенного строительства;

обеспечение услугами дошкольных учреждений составляет менее 50 процентов прогнозируемого роста потребности в них (в связи с увеличением рождаемости).

В целях обеспечения преемственности и эффективного использования материально-технической базы, созданной в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", объекты незавершенного строительства в приоритетных отраслях (рыбопромышленном, транспортном комплексе и социальной сфере) будут финансироваться в рамках Программы. В отношении остальных объектов незавершенного строительства должны быть проведены работы по их перепрофилированию для нужд муниципальных образований за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области.

Задача социально-экономического развития Курильских островов требует увязки методов и механизмов решения проблем внутреннего характера (сбалансированного социально-экономического развития территории) с задачами обеспечения геостратегических (внешнеполитических) интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российской Федерации необходимо в полном объеме использовать конкурентные преимущества этого региона - его водные биологические ресурсы и близость к наиболее динамично развивающемуся региону мира для расширения международного экономического сотрудничества, вовлекая государства Восточной Азии в осуществление совместных проектов на рыночных принципах.

Таким образом, для того чтобы решить сложные и специфические проблемы, стоящие перед регионом, а также способствовать устойчивому развитию стратегически важной приграничной территории, обеспечив экономическое закрепление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Сахалинской области, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу совместно осуществить комплекс инвестиционных и организационно-правовых мероприятий.

 

Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

 

Учитывая состояние бюджета Сахалинской области и местных бюджетов (дотационность консолидированного бюджета Сахалинской области из федерального бюджета составляет 20 процентов, консолидированный дефицит местных бюджетов - 34,5 млн. рублей (или 12 процентов), решение всего спектра проблем социально-экономического развития Курильских островов невозможно осуществить только за счет внутренних ресурсов региона (для обеспечения финансирования предусмотренных Программой мероприятий требуется ежегодный рост доходной части бюджета Сахалинской области более чем на 20 процентов).

При отсутствии активного участия государства в формировании эффективной производственной и социальной инфраструктуры неразвитых или монопроизводственных регионов происходит упрощение структуры их экономики, проявляющееся в развитии экспортно ориентированных отраслей промышленности, производящих продукцию с низкой добавленной стоимостью, и в уменьшении доходов предприятий от экспорта.

Эффективность использования одной условной тонны биологических ресурсов в России в 2 раза ниже, чем в США и Норвегии, и более чем в 6 раз ниже, чем в Японии. Доходы российских компаний от экспорта водных биологических ресурсов в 2,6 раза меньше, чем доходы китайских компаний, при одинаковом объеме их экспорта.

В отношении Курильских островов можно прогнозировать развитие рыбодобывающей отрасли при одновременном снижении степени переработки сырья и уменьшении доходов предприятий отрасли.

Сохранение тенденции к росту тарифов на электро- и теплоэнергию для населения и предприятий приведет к ухудшению социальной обстановки (доля семейного бюджета курильчан, затрачиваемая на оплату коммунальных услуг, выше среднероссийского уровня) и снижению конкурентоспособности промышленного комплекса Курильских островов (превышение стоимости 1 кВт. ч энергии, используемой для промышленных целей, по сравнению с островом Сахалин в Северо-Курильском районе составляет 4,7 раза, в Курильском районе - 2,05 раза, в Южно-Курильском районе - 4,4 раза).

Ситуация усугубляется высокими транспортными издержками по доставке в регион сырья и энергоресурсов и необходимостью создания их запасов. В сложившейся ситуации доля энергетических затрат в себестоимости продукции рыбопереработки на Курильских островах составляет до 20 процентов, в то время как в Приморском крае - не более 5 процентов.

Прогнозируемая ситуация предполагает негативную динамику возрастной структуры населения. Наблюдается отток экономически активного населения, не занятого в рыбодобывающей отрасли Курильских островов, на фоне общего процесса старения населения и, как следствие, увеличение социальной нагрузки на бюджетную систему.

Отсутствие проработанного комплекса мероприятий, направленных на перспективное развитие Курильских островов, а также несовершенство социальной инфраструктуры муниципальных образований приведут к замедлению положительных демографических процессов, наметившихся в период реализации II этапа (2001 - 2005 годы) федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", снижению трудового потенциала региона и дефициту рабочей силы на островах.

Основными недостатками развития Курильских островов без использования программно-целевого метода являются:

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона в долгосрочном периоде;

отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, а также деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Сахалинской области;

недостаточная прозрачность основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения заявленных целей.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:

возможности увязки инвестиционных мероприятий с организационно-правовыми мероприятиями, осуществляемыми в регионе;

решении приоритетных задач и реализации инвестиционных проектов Программы в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;

координации ведомственных и региональных программ по целям, задачам, срокам и приоритетным конечным результатам;

возможности разработки средне- и долгосрочных механизмов привлечения внебюджетных источников;

эффективности расходования средств федерального и регионального бюджетов.

Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения результатов Программы, возрастут, а отдельные задачи Программы достигнуты не будут.

Таким образом, для реализации задач по превращению Дальнего Востока в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами, обеспечения интеграции экономической системы Курильских островов с экономической системой Азиатско-Тихоокеанского региона, а также качественного улучшения уровня жизни населения, предпочтительным оказывается вариант решения проблем развития Курильских островов, при котором приоритетными направлениями Программы должны стать:

увеличение товарной продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов на основе оптимального промыслового использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользуемых видов таких ресурсов, а также возобновление промышленного объема добычи лососевых видов рыб;

организация проведения эффективных комплексных исследований и мониторинга состояния запасов водных биологических ресурсов и рационализация их добычи;

развитие современной транспортной инфраструктуры за счет строительства и модернизации портовых и причальных сооружений;

развитие источников нетрадиционной энергетики;

диверсификация экономики региона путем комплексного использования природно-ресурсного потенциала;

совершенствование нормативных правовых и организационных основ управления экономическим развитием региона, обеспечивающих условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

 

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели

 

Основной стратегической целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегическими задачами Программы являются:

создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, постоянно проживающего на Курильских островах, повышение привлекательности этого региона как места жительства;

развитие рыбохозяйственного комплекса, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов;

диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала;

создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний.

Программа будет реализована в 2007 - 2015 годах в 2 этапа

(I этап - 2007 - 2010 годы, II этап - 2011 - 2015 годы).

На I этапе реализации Программы необходимо:

завершить выполнение основного комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры на островах Итуруп, Шикотан, Кунашир и Парамушир;

снять основные транспортные и энергетические ограничения расширения выпуска промышленной продукции в рыбохозяйственном комплексе;

провести комплексные исследования сырьевой базы, методов и способов добычи, переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью;

сформировать сеть предприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов, обеспечивающих дополнительно выпуск до 100 млн. штук молоди в год;

разработать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реструктуризации рыбохозяйственного комплекса Курильских островов, совершенствования механизма добычи водных биологических ресурсов путем создания особых экономических условий для ускоренного развития прибрежного рыболовства и рыбоводства, осуществления мер экономического стимулирования их интенсивного развития в соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.

ГАРАНТ:

Об утверждении и размещении государственного заказа на выполнение в 2008-2010 гг. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Госкомрыболовства России за счет средств федерального бюджета в рамках настоящей федеральной целевой программы см. приказ Госкомрыболовства РФ от 22 мая 2008 г. N 466

Об утверждении и размещении государственных заказов на выполнение в 2007 г. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на I Этапе реализации настоящей федеральной целевой программы см. приказы Федерального агентства по рыболовству от 18 июля 2007 г. N 299 и N 300

 

На II этапе реализации Программы предполагается смещение акцента с государственных инвестиционных ресурсов на внебюджетные источники финансирования мероприятий Программы. Общий объем финансирования мероприятий, реализуемых за счет средств внебюджетных источников и способствующих достижению цели и решению задач Программы, составит 53 процента. Указанные мероприятия нацелены на:

интенсивное развитие предприятий рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающих воспроизводство водных биологических ресурсов, их экономически эффективную добычу и переработку;

разработку и реализацию рыбохозяйственных проектов, направленных на создание специализированных конкурентоспособных производств, включающих добычу водных биологических ресурсов, создание марикультурных хозяйств, искусственное рыборазведение, безотходную переработку морепродуктов на базе высоких технологий;

диверсификацию экономики Курильских островов на основе развития и использования туристическо-рекреационного потенциала на базе уникальных природно-климатических особенностей Курильских островов;

создание условий для привлечения отечественных и широкого круга иностранных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона к осуществлению проектов международного сотрудничества, развитию совместного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

На II этапе реализации Программы за счет средств федерального бюджета необходимо обеспечить:

развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах;

формирование автодорожной сети в местах размещения рыбоводных заводов на островах Итуруп и Кунашир;

проведение комплексных исследований минерально-сырьевой базы Курильских островов для оценки запасов недр и разработки методов и способов добычи, переработки и реализации продукции недропользования.

Достижение целей Программы должно быть обеспечено путем реализации следующих направлений:

1) увеличение товарной продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов на основе оптимального промыслового использования традиционных видов и вовлечения в промысел недоиспользуемых видов таких ресурсов, а также возобновление их промышленного объема добычи.

Бесконтрольное освоение природных ресурсов Охотского моря в середине 90-х годов привело к подрыву сырьевой базы промышленности Курильских островов. Введенные в действие в 1995 - 2004 годах рыбоперерабатывающие предприятия общей мощностью 700 тонн готовой продукции в сутки в настоящее время загружены не более чем на 40 процентов. В то же время развитие глубокой переработки рыбной продукции более чем на 45 процентов увеличивает сумму добавленной стоимости в расчете на 1 тонну водных биологических ресурсов при сохранении уровня рентабельности предприятия.

В сложившейся ситуации необходимость строительства сети предприятий по воспроизводству лососевых видов рыб (горбуши, кеты) очевидна. Современный уровень промыслового использования лососевых видов рыб находится на пределе возможного, а в отдельные годы промысловое изъятие превышало 90 процентов общей численности нерестовой популяции. Природные возможности стабильного, а не эпизодического увеличения численности популяции ценных видов рыб очень малы, что связано в первую очередь с проходным образом жизни лососевых видов рыб. Дальнейшая интенсификация промысла исключительно за счет естественного воспроизводства неизбежно приведет к подрыву запасов ценных видов рыб.

Проблема искусственного рыборазведения решается медленно и неэффективно. На Курильских островах имеется только 2 рыборазводных завода, тогда как на соседних Японских островах функционируют 21 государственный, 12 муниципальных и 256 частных заводов, выпускающих на морской нагул ежегодно 2 млрд. штук молоди. Увеличение ресурсной базы Курильских островов в среднесрочной перспективе возможно путем создания сети государственных рыборазводных заводов, а в дальнейшем - путем строительства таких заводов за счет средств внебюджетных источников. Кроме того, последующее увеличение объемов допустимого вылова водных биологических ресурсов будет реализовываться под контролем государства (без участия в финансировании).

В 2007 - 2008 годах в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ необходимо обследовать нерестовые реки для определения мест размещения заводов, выпуска и подращивания молоди, а также оценить возможность обеспечения водоснабжения новых предприятий. Также необходимо провести обследования акваторий в прибрежной зоне Курильских островов с целью определения форм марикультуры и мест строительства объектов;

2) организация проведения эффективных комплексных исследований и мониторинга состояния запасов водных биологических ресурсов и рационализации их добычи.

Общий объем возможного изъятия водных биологических ресурсов (рыб, ракообразных, моллюсков и водорослей) Курильских островов оценивается в 1 - 1,5 млн. тонн при текущем вылове около 120 тыс. тонн. В основном в промысел вовлечены "валютоемкие" объекты (лосось, краб, морской еж), которые не требуют значительной переработки. В то же время существует значительный резерв сырьевой базы для развития рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности на Курильских островах.

Одной из важнейших причин недоиспользования сырьевой базы рыболовства Курильских островов является недостаточное финансирование рыбохозяйственных исследований состояния эксплуатируемых запасов и поисковых работ, направленных на выявление дополнительных ресурсов, которые могли бы быть вовлечены в промысел (кальмар, терпуг, морской окунь, макрурус, водоросли, тунец, сайра и другие объекты).

Проведение комплексных рыбохозяйственных научно-исследовательских работ в рамках Программы позволит определить состояние запасов, методы и способы добычи, переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью, полученной с использованием современных технологий.

В рамках Программы комплексные рыбохозяйственные научно-исследовательские работы до настоящего времени не проводились. Без проведения подобных исследований достижение намеченных в Программе натуральных показателей эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса (в 2 раза), финансовых показателей (в 2,5 раза) и увеличение налоговой базы муниципальных бюджетов Курильских островов невозможно.

Организацию комплексных исследований сырьевой базы, методов и способов добычи, переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо провести в рамках Программы в 2007 - 2008 годах. Результаты этих научно-исследовательских работ дадут реальную отдачу повышения эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Курильских островов уже в 2009 - 2010 годах (на I этапе реализации Программы) в виде:

расширения ассортимента вырабатываемой продукции, в том числе в мелкофасованной упаковке, готовой к употреблению;

увеличения степени переработки сырья, внедрения методов полной утилизации отходов от переработки сырья;

повышения эффективности производства путем увеличения степени загрузки действующих предприятий в межпутинный период, снижения удельных затрат, повышения качества и роста конкурентоспособности продукции;

3) развитие современной транспортной инфраструктуры за счет строительства и модернизации портовых и причальных сооружений, а также реконструкции и строительства аэропортов и автодорог.

Транспортная инфраструктура Курильских островов представлена аэропортами, подразделениями Невельского морского рыбного порта (далее - портовые пункты) и автодорогами. Аэропорты Курильских островов обеспечивают регулярные пассажирские авиаперевозки в условиях практического отсутствия альтернативного транспортного сообщения в зимний период. Основной проблемой в настоящее время является нерегулярность перевозок из-за сложных метеорологических условий и отсутствия аэронавигационного оборудования, позволяющего эксплуатировать аэропорты в соответствующих условиях. Отсутствие возможности заправки воздушных судов на территории Курильских островов приводит к снижению рентабельности полетов, росту тарифов. В итоге аэропорты Курильских островов не в состоянии обеспечить существующий спрос на авиаперевозки. Запланированные работы по реконструкции существующих сооружений и строительство нового аэропорта на острове Итуруп позволят нормализовать ситуацию с пассажирскими перевозками на Курильских островах.

Сеть автомобильных дорог, находящихся в областной собственности, связывает населенные пункты Курильских островов с районными центрами, аэропортами и портовыми пунктами. Основная проблема - изношенность и несоответствие требованиям безопасности движения. Реализация мероприятий Программы позволит ввести регулярное автобусное движение для перевозки населения и обслуживания социальной сферы (перевозки учащихся и дошкольников, обслуживание специального медицинского и пожарного транспорта).

С учетом специализации экономики Курильских островов, связанной с добычей и переработкой водных биологических ресурсов, одной из основных задач Программы является улучшение транспортной инфраструктуры для нужд рыбохозяйственного комплекса - то есть реконструкция существующих портовых пунктов.

Грузовые операции по погрузке (выгрузке) судов различного назначения и обслуживание пассажирских судов составляют более 95 процентов грузо- и пассажирооборота Курильских островов и проводятся в основном в рейдовых условиях при отсутствии достаточных мер безопасности мореплавания с применением несамоходных плашкоутов и буксиров.

Подход судов к пирсам для погрузки (выгрузки) рыбопродукции, контейнеров и грузов невозможен из-за малых глубин и ветхости гидротехнических сооружений. В портовых пунктах отсутствуют надлежащее навигационное оборудование и места укрытия. Обслуживание судов зачастую производится в нарушение Кодекса морского мореплавания и без надзора со стороны государственных морских администраций по причине отсутствия имущественного комплекса федерального значения.

Развитие портовой инфраструктуры обеспечит увеличение грузооборота до 400 тыс. тонн и уменьшит издержки, связанные с погрузкой (разгрузкой) судов, в том числе обеспечит экономию затрат на строительство объектов, предусмотренных Программой в последующие периоды. Значительно сократятся расходы грузоотправителей и грузополучателей (только операции по выгрузке угля и нефтепродуктов принесут экономию в 11,5 млн. рублей в год), увеличится привлекательность портовых сооружений для обслуживания судов всего Дальневосточного региона. Строительство новых гидротехнических сооружений носит также и социальный характер, поскольку обеспечит безопасные условия посадки и схода пассажиров при выполнении регулярных рейсов пассажирских судов;

4) развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах.

Топливно-энергетический комплекс Курильских островов в настоящее время является крайне неэффективным и высокозатратным. Энергетика Курильских островов в основном базируется на использовании дизельных генераторов для получения электроэнергии и угольных котельных для теплообеспечения промышленности и населения. В последние годы все чаще происходят сбои из-за отсутствия топлива. Кроме этого, в последнее время цены на уголь, дизельное топливо многократно возросли.

Вместе с тем Курильские острова богаты местными энергетическими ресурсами, используя которые возможно решить проблему энергообеспечения. Главное место отводится геотермальной энергетике.

Запасы постоянно возобновляемых геотермальных ресурсов на Курильских островах достаточны для создания собственной энергетической базы региона на период до 2015 года и далее.

На острове Итуруп разведаны и утверждены запасы пароводяной смеси в объеме 29,9 кгс. Этого количества достаточно для обеспечения электроснабжения г. Курильска.

Необходимо осуществить строительство энергетического комплекса "Океанский" на геотермальном месторождении участка Кипящий (21 километр от г. Курильска). Введение объекта в эксплуатацию позволит сэкономить в год около 4 тыс. тонн дизельного топлива (60 млн. рублей), себестоимость электроэнергии снизится в 3 раза, повысится качество и надежность электроснабжения.

В пос. Южно-Курильске необходимо закончить строительство Менделеевской ГеоТЭС мощностью 3,6 МВт. С введением объекта в эксплуатацию экономия угля составит 7 - 10 тыс. тонн в год, а дизельного топлива - более 4 тыс. тонн в год.

Производство электроэнергии от парогидротерм является важным шагом в улучшении качества жизни населения и работы предприятий. При использовании геотермальной энергии для отопления и электроснабжения в комплексе тариф на электроэнергию составит около 1,7 рубля за 1 кВт. ч, на тепло - 400 рублей за 1 Гкал;

5) диверсификация экономики региона путем комплексного использования природно-ресурсного потенциала.

От эффективного и скорейшего решения проблем в транспортном и энергетическом комплексе Курильских островов, стимулирования развития рыбопромышленного комплекса зависит уровень конкурентоспособности предприятий и сохранение Российской Федерацией своих стратегических позиций в этом регионе.

Вместе с тем необходимо принять меры по диверсификации экономики региона, направленные на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала, стимулируя развитие соответствующих секторов экономики, которые впоследствии обеспечат устойчивое наполнение доходной базы местных бюджетов.

Туристический комплекс островов при условии своевременного решения вопросов безопасного транспортного сообщения, сооружения необходимой инженерной и туристической инфраструктуры может стать экономически значимым сектором экономики островов.

Переработка отходов рыбного сырья в биофармацевтическую продукцию позволит вовлечь в экономический оборот до 55 процентов не используемой в настоящее время общей массы добытых водных биологических ресурсов и получить экологический эффект от сокращения количества отходов производства.

Проведение комплексных исследований минерально-сырьевой базы Курильских островов позволит подготовить технико-экономические обоснования для промышленной разработки выявленных месторождений. Разработка залежей углеводородов на шельфе Курильских островов по предварительной оценке в силу ряда благоприятных природно-климатических условий будет более рентабельной по сопоставлению с шельфом северо-восточного Сахалина;

6) совершенствование нормативных правовых и организационных основ управления экономическим развитием региона, обеспечивающих условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе, связано с необходимостью сохранения островов в едином политическом, экономическом и оборонном пространстве страны при условии обеспечения устойчивого роста уровня жизни населения и повышения конкурентоспособности российских компаний.

Необходимость применения специальных экономических мер в отношении Курильских островов может быть обоснована более глубоким по сравнению со среднероссийским спадом производства, который был обусловлен разрывом традиционных хозяйственных связей, вызванных отдаленностью островов от основной территории страны.

В рамках Программы наряду с развитием современной инфраструктуры региона необходимо проработать вопрос о возможности признания территории Курильских островов особой экономической зоной с учетом специфического географического положения Курильских островов и их значения для национальных интересов Российской Федерации.

Использование режима особой экономической зоны на территории Курильских островов может оказать существенное влияние на экономику Курильских островов и позволит:

привлечь средства внебюджетных источников, которые будут направлены на диверсификацию экономики;

расширить международное экономическое сотрудничество в Курильском регионе для развития совместных инвестиционных проектов по организации высокотехнологичных комплексов, связанных с глубокой переработкой сырья, и для эффективного сбыта продукции на международном рынке.

Кроме того, при реализации Программы предусматриваются одновременное осуществление мероприятий, связанных с охраной водных биологических ресурсов в районе Курильских островов, и выделение дополнительных средств на материально-техническое обеспечение правоохранительных органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в сфере добычи водных биологических ресурсов. Это позволит решить одну из острейших проблем региона - браконьерство. Такие мероприятия целесообразно осуществлять за счет увеличения объемов бюджетного финансирования заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 701 в настоящий подраздел внесены изменения

См. текст подраздела в предыдущей редакции

Целевые показатели реализации Программы

 

Система целевых показателей реализации Программы описывает количественные характеристики, позволяющие оценить состояние социально-экономического развития Курильских островов, а также достижение необходимых целей и задач в процессе реализации мероприятий Программы и к концу планируемого периода.

Оценка эффективности реализации Программы будет ежегодно производиться на основе системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период реализации Программы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.

Программой предусматриваются 34 показателя, включающие в себя целевые показатели по основным направлениям реализации Программы, в том числе:

комплексные показатели уровня экономического развития территории;

показатели состояния и динамики развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;

показатели состояния и динамики развития рыбохозяйственного комплекса;

показатели состояния и динамики инвестиционного климата и диверсификации экономики;

показатели состояния и динамики демографического развития и развития трудовых ресурсов.

Для каждого из показателей в Программе установлено целевое значение на 2015 год и промежуточные значения на период с 2007 по 2010 год.

Оценка эффективности реализации Программы будет производиться путем сравнения текущих значений показателей с их целевым (промежуточным) значением. При этом результативность мероприятия Программы будет оцениваться исходя из соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий на социальную, демографическую, экологическую ситуацию, а также на параметры экономического развития территории.

Система целевых показателей Программы представлена в приложении N 1.

Мониторинг и анализ хода реализации Программы будет проводиться ежеквартально по целевым значениям индикаторов. Система целевых индикаторов представлена в приложении N 2.

 

III. Система мероприятий Программы

 

Мероприятия Программы сформированы по следующим направлениям:

развитие транспортного комплекса;

развитие топливно-энергетического комплекса;

развитие рыбохозяйственного комплекса;

формирование социальной инфраструктуры;

развитие телекоммуникационных систем;

развитие автодорожной сети.

Мероприятия Программы представлены в приложении N 3.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы представлены в приложении N 4.

Проекты для включения в I этап Программы (2007 - 2010 годы) были отобраны с учетом их эффективности и готовности к реализации. С целью снижения экологических рисков для экосистемы Курильских островов на этапе согласования проектно-сметной документации мероприятий Программы в установленном порядке проводится государственная экологическая экспертиза объектов.

Предполагается, что по итогам I этапа реализации Программы будет произведено уточнение состава проектов для II этапа реализации Программы (2011 - 2015 годы) с использованием аналогичных критериев, в том числе по обязательному проведению экологической экспертизы по объектам рыбопромышленного комплекса.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 701 в раздел IV настоящей Федеральной целевой программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, составляет 18062,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 14057,2 млн. рублей (77,8 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области - 1355,6 млн. рублей (7,5 процентов), средства внебюджетных источников - 2650 млн. рублей (14,7 процента).

Основные направления финансирования Программы представлены в приложении N 5.

Распределение затрат между бюджетами различных уровней исполнительной власти Российской Федерации произведено с учетом сложившейся ситуации в отношении дефицитности консолидированного бюджета Сахалинской области в целом и дефицитности бюджетов муниципальных образований Курильских островов в частности. Тем не менее за время реализации мероприятий Программы с учетом предполагаемого увеличения бюджетной обеспеченности муниципальных образований Курильских островов предусматривается рост инвестиционной нагрузки на бюджет Сахалинской области и местные бюджеты на II этапе.

Государственные заказчики Программы при формировании ежегодного объема финансирования мероприятий Программы смогут в случае существенного изменения ситуации, касающейся обеспеченности бюджета муниципальных образований Курильских островов, выходить с предложениями об увеличении объемов софинансирования строительства объектов социальной инфраструктуры.

Распределение финансовых средств по направлениям в рамках Программы произведено в соответствии с принципом максимальной эффективности инвестирования средств, то есть основная доля расходов Программы направлена на капитальные вложения с минимизацией расходов, не связанных со строительством объектов рыбохозяйственного комплекса, социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры Курильских островов. Объемы финансирования Программы по видам расходов представлены в приложении N 6.

Капитальные вложения на I этапе реализации Программы составят 49,1 процента общего объема капитальных вложений, предусмотренных Программой. Из них на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса предусмотрено 15,3 процента, транспортного комплекса - 12,3 процента, топливно-энергетического комплекса - 7,4 процента, социальной инфраструктуры - 9,9 процента, на развитие телекоммуникационных систем - 0,2 процент, развитие автодорожной сети - 4 процента. В рамках I этапа реализации Программы намечено реализовать 20 мероприятий.

На II этапе реализации Программы на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса предусмотрено 29,6 процента общего объема капитальных вложений, предусмотренных Программой, объектов топливно-энергетического комплекса - 5,4 процента, социальной инфраструктуры - 2,4 процента, объектов транспортного комплекса - 0,9 процента, развитие автодорожной сети - 12,7 процента. В рамках II этапа реализации Программы будет реализовано 22 мероприятия. Структура государственных капитальных вложений, предусмотренных Программой, по видам собственности приведена в приложении N 7.

Необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ мотивирована низкой изученностью минерально-сырьевой базы как Курильских островов, так и их шельфа, а также недостаточными исследованиями состояния запасов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел неиспользуемых водных биологических ресурсов. Результаты научных исследований в дальнейшем можно будет использовать в целях более глубокой диверсификации экономики Курильских островов. Одновременно необходима глубокая проработка возможности увеличения ресурсного потенциала рыбопромышленного комплекса за счет более рационального использования географического положения Курильских островов с целью продолжения строительства заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб без государственного финансирования. Вместе с тем необходимо проводить работы по определению возможности использования ветроэнергетики как варианта формирования замкнутого энергетического комплекса Курильских островов. В связи с тем что все населенные пункты на Курильских островах, по данным предварительного вулканического районирования, находятся в зонах катастрофической или высокой вулканической опасности, необходимо выполнить работы по детальному вулканическому районированию, контролю активности вулканов и оперативному прогнозу извержений с подготовкой регулярных прогнозов ожидаемой вулканической активности на предстоящий период (квартал или месяц).

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 701 в раздел V настоящей Федеральной целевой программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

 

V. Механизм реализации Программы

 

Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы.

В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально будет оцениваться на основе показателей результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы являются формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях ее реализации.

Государственный заказчик - координатор Программы:

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

организует текущее управление реализацией Программы;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

подготавливает ежеквартально и ежегодно доклад о ходе реализации Программы;

подготавливает поквартальную разбивку целевых индикаторов оценки эффективности реализации Программы на очередной год;

организует мониторинг хода реализации Программы;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения;

организует размещение в электронном виде на сайте Министерства регионального развития Российской Федерации информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия инвесторов.

Государственные заказчики Программы:

несут ответственность за ее реализацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

утверждают титульные списки вновь начинаемых строек и объектов и титульные списки переходящих строек и объектов, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по реализации Программы и представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

Программа включает в себя мероприятия, сформированные по направлениям социально-экономического развития Сахалинской области.

Детализация укрупненного инвестиционного проекта осуществляется путем утверждения перечня адресного распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Перечень адресного распределения субсидий утверждается государственным заказчиком-координатором на весь период реализации Программы на основании предложений государственных заказчиков, согласованных с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, и подлежит ежегодному уточнению по объемам финансирования в соответствии с утверждаемыми параметрами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в мероприятия Программы, предоставляются в виде межбюджетных субсидий.

Размер субсидии определяется с учетом объемов финансирования, предусмотренных на реализацию Программы согласно приложению N 4.

Администрация Сахалинской области ежегодно, до 1 марта, подает заявку на получение субсидии в текущем финансовом году в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Программой.

Форма заявки и порядок ее подачи устанавливаются государственным заказчиком по согласованию с государственным заказчиком-координатором Программы.

Условиями предоставления субсидии бюджету Сахалинской области в каждом финансовом году являются:

наличие региональной целевой программы (подпрограмм), предусматривающей расходные обязательства Сахалинской области на реализацию ее мероприятий, и (или) соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Сахалинской области на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ (подпрограмм);

наличие в бюджете Сахалинской области (местных бюджетах) расходных обязательств и бюджетных ассигнований на реализацию региональной целевой программы и (или) подпрограмм (муниципальных целевых программ и (или) подпрограмм).

Дополнительными условиями предоставления субсидий бюджету Сахалинской области также являются:

в 2009 году:

наличие нормативного правового акта Сахалинской области о формировании системы оплаты труда и стимулировании работников государственных образовательных учреждений Сахалинской области и муниципальных образовательных учреждений (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации);

наличие нормативного правового акта Сахалинской области о введении нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации);

наличие региональной и (или) муниципальных программ (подпрограмм) по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих одну или несколько форм поддержки, в том числе социальные выплаты на приобретение жилья (строительство индивидуального жилья), уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья (строительство индивидуального жилья), погашение основной суммы долга, уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на приобретение жилья (строительство индивидуального жилья);

наличие принятых в установленном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки не менее чем в 50 процентах городских округов и поселений на территории Сахалинской области (включая г. Южно-Сахалинск);

наличие нормативных правовых актов Сахалинской области или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам не позднее чем с 1 января 2009 г. социальных выплат (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, в том числе путем перечисления средств на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета;

реализация не менее чем в 3 процентах многоквартирных домов в целом по Сахалинской области способа управления многоквартирными домами в виде управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

в 2010 году:

выполнение условий, предусмотренных на 2009 год;

переход не менее 50 процентов общеобразовательных учреждений на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации);

переход не менее 70 процентов общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

переход 100 процентов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;

наличие автономных учреждений, оказывающих услуги в социальной сфере;

наличие нормативных правовых актов Сахалинской области, устанавливающих нормативы на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения;

наличие муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры в городских округах и поселениях с численностью населения более 50 тыс. человек;

наличие утвержденных в установленном порядке схем территориального планирования Сахалинской области и муниципальных районов, генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов и поселений с численностью населения более 20 тыс. человек;

наличие договоров, заключенных по итогам аукционов, о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и (или) многоквартирные дома, жилые дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления;

наличие правовых актов муниципальных образований, предусматривающих не позднее чем с 1 января 2010 г. прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры;

реализация не менее чем в 5 процентах многоквартирных домов в целом по Сахалинской области способа управления многоквартирными домами в виде управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

в 2011 году:

выполнение условий, предусмотренных на 2010 год;

переход 100 процентов общеобразовательных учреждений на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации);

переход 100 процентов общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

применение медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи в 100 процентах государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения;

наличие графиков, утвержденных исполнительным органом государственной власти Сахалинской области в части тарифов на тепловую энергию и органом местного самоуправления в части тарифов на водоснабжение и водоотведение и предусматривающих установление не позднее чем с 1 января 2011 г. указанных тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг без необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей;

реализация не менее чем в 10 процентах многоквартирных домов в целом по Сахалинской области способа управления многоквартирными домами в виде управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Субсидии предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между администрацией Сахалинской области и государственными заказчиками Программы (далее - соглашение), содержащими:

сведения о размере субсидии, предоставляемой бюджету Сахалинской области;

сведения о целевом назначении субсидии;

сведения о размере средств, предусмотренных в бюджете Сахалинской области (местных бюджетах), направляемых на реализацию мероприятий региональной целевой программы;

сведения о наличии утвержденной проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов или обязательство администрации Сахалинской области, предусматривающее обеспечение разработки проектной документации, проведение государственной экспертизы (в случаях, когда проведение этой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) и утверждение в текущем году проектной документации на эти объекты без использования субсидии для разработки и (или) проведения государственной экспертизы указанной документации;

обязательство заключения администрацией Сахалинской области соглашения с местной администрацией в случае, если субсидия используется Сахалинской областью на софинансирование мероприятий муниципальных целевых программ;

сведения о наличии нормативного правового акта администрации Сахалинской области, устанавливающего расходные обязательства субъекта Российской Федерации, на исполнение которых предоставляется субсидия;

обязательство администрации Сахалинской области о представлении сведений о принятии региональных и муниципальных долгосрочных целевых программ в 2-недельный срок с даты их утверждения;

график перечисления субсидии;

значения целевых показателей эффективности, установленных Программой;

обязательство администрации Сахалинской области о представлении отчетов об исполнении ею обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах бюджета Сахалинской области (местных бюджетов) на реализацию мероприятий региональной целевой программы (муниципальных целевых программ), а также достигнутых значениях целевых показателей эффективности использования субсидии;

порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;

положение, предусматривающее ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

В случае отсутствия заявки на получение субсидии в текущем финансовом году и (или) невыполнения Сахалинской областью в отчетном финансовом году обязательств, предусмотренных соглашением о представлении субсидии, заключенным между администрацией Сахалинской области и государственными заказчиками Программы, выделение субсидии приостанавливается.

Недостижение по итогам последнего отчетного финансового года целевых показателей эффективности, установленных Программой, является основанием для сокращения размера субсидии Сахалинской области на очередной финансовый год. Сокращение субсидии, предусмотренной на очередной год, производится в размере от 10 процентов до 50 процентов пропорционально уровню достижения значений целевых показателей.

Если размер средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Сахалинской области на реализацию мероприятий, не позволяет обеспечить установленный для Сахалинской области уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету Сахалинской области, подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования.

Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств федерального бюджета.

Перечисление субсидий в бюджет Сахалинской области осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации, открытый органу Федерального казначейства.

Операции по кассовым расходам бюджета Сахалинской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджета Сахалинской области в территориальных органах Федерального казначейства, а при передаче субсидий из бюджета Сахалинской области в местные бюджеты - на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства.

Субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат взысканию в федеральный бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

 

В соответствии с целью Программы за период ее реализации будет создана база для дальнейшей реализации стратегических направлений развития Курильских островов.

Реализация Программы позволит:

обеспечить экономическое закрепление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны;

повысить привлекательность Курильских островов как места жительства населения и стабилизировать позитивную демографическую динамику;

сбалансировать региональную экономику, эффективно использовать природно-ресурсный потенциал Курильских островов;

создать качественную конкурентную среду в рыбопромышленном комплексе, стимулирующую повышение конкурентоспособности российского бизнеса;

обеспечить бюджетную самодостаточность региона;

увеличить натуральные показатели эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 2 раза, а финансовые показатели - в 2,5 раза;

увеличить ресурсную базу региона в 2 раза путем создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб, а также оптимального промыслового использования традиционных видов водных биологических ресурсов, а также вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов и применения технологий их глубокой переработки;

снизить стоимость электро- и теплоэнергии в 1,5 раза и увеличить производство электроэнергии на 30 процентов;

создать сеть автомобильных дорог, сформировать транспортную морскую и авиационную инфраструктуру Курильских островов, которая позволит увеличить пассажиро- и грузооборот более чем в 2 раза;

создать сбалансированную и качественную социальную инфраструктуру региона, учитывающую особенности демографической ситуации в нем.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы целевых показателей. Система показателей обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период реализации Программы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении N 8.

Реализация мероприятий Программы заключается в прямых воздействиях на социальную, демографическую и экологическую ситуацию и показатели экономического развития, кроме того, она может иметь косвенные эффекты.

Экономические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими рост экономических и финансовых показателей территории, а также бюджетных доходов территории вследствие улучшения экономического положения предприятий и расширения налогооблагаемой базы.

Основные экономические эффекты заключаются в том, что увеличение грузооборота портовых пунктов при одновременном снижении затрат на погрузку (разгрузку) грузов обеспечит рост выручки портов в 1,5 раза, снижение стоимости единицы электро- и теплоэнергии снизит себестоимость промышленной продукции на 30 процентов, что обеспечит увеличение доходности рыбохозяйственной отрасли и достижение необходимых конкурентных преимуществ. Надежная транспортная инфраструктура и комфортные условия проживания создадут предпосылки для развития туристическо-рекреационного комплекса, который потенциально увеличит доходы бюджетов муниципальных образований более чем в 2 раза.

Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации мероприятий Программы, а также привлекательностью территории для проживания.

Среди позитивных социальных последствий реализации Программы следует отметить динамику демографического развития (уменьшение смертности, в том числе детской, увеличение рождаемости), положительный миграционный прирост населения. За счет реализации мероприятий Программы планируется рост обеспеченности населения дошкольными учреждениями (на 30 процентов), обеспеченность населения жильем вырастет в 1,5 раза и достигнет среднероссийского уровня, предусматривается 100-процентное обеспечение населения островов высококачественным телевизионным вещанием российских каналов. Кроме того, будет осуществлено функционирование транспортного (воздушного, морского, автомобильного) сообщения на островах в соответствии с нормами безопасности.

Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды, а также работами по охране и восстановлению биологических ресурсов. Реализация мероприятий Программы в сфере топливно-энергетического комплекса за счет перехода на геотермальные источники энергии позволит значительно сократить вредные выбросы, снизить риск техногенных катастроф. Предусмотрены мероприятия по очистке сточных вод. Кроме того, предполагается увеличение популяции рыб промысловых пород.

В результате реализации мероприятий Программы будут преодолены возможные последствия инерционного пути социально-экономического развития Курильских островов, которые характеризуются снижением степени переработки сырья в рыбоперерабатывающем комплексе, снижением налоговой отдачи отрасли, падением производства электро- и теплоэнергии с одновременным ростом тарифов, а соответственно возможным процессом стагнации рыбоперерабатывающей отрасли Курильских островов, оттоком экономически активного населения (трудоспособного возраста) и возрастанием бюджетной нагрузки на муниципальные образования.

Развитие инженерной инфраструктуры будет способствовать созданию предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Изменение структуры занятости населения и увеличение производительности труда приведут к положительным изменениям основных макроэкономических и натуральных показателей развития региона за счет реализации мероприятий Программы в транспортном, энергетическом и рыбохозяйственном комплексах.

Повышение уровня жизни населения Курильских островов станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономическом и социальном развитии региона.