К вопросу о налогообложении инвестиций. Зарубежный опыт
В странах Европы и США, как правило, налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале. И практически везде он превышает размер российского НДФЛ. Так, например, в Германии он достигает 45%, в Швеции - более 50%, при этом для юридических лиц налоговые ставки могут быть значительно ниже. Немаловажно отметить, что ставки налога разнятся для резидентов и нерезидентов, исключение составляет лишь Франция. Практически все европейские государства имеют Соглашения с Россией об избежании двойного налогообложения.
Несмотря на достаточно высокий уровень налоговой нагрузки, во многих странах действуют государственные программы поддержки, направленные на создание дополнительных рабочих мест и увеличение экспорта по привлечению инвестиций. Такие программы предусматривают упрощенную процедуру как получения второго гражданства, так и переезда на постоянное место жительства для тех, кто обладает определенной суммой средств и готов инвестировать их на установленный срок. Поэтому система налогообложения в развитых странах интересна для тех потенциальных инвесторов, которые ориентированы на стабильные, защищенные условия вложения капитала.
Особенно интересен в этом отношении опыт Австрии, налоговая нагрузка на инвестора в которой может служить в какой-то мере образцом для любого государства.
Так, налоговая нагрузка на акционерные общества в Австрии, согласно данным Европейского центра экономических исследований, составляет 23,1%. Значительные налоговые льготы представляют собой не облагаемые налогом установленные минимальные вложения на проведение исследований, образование, вычет убытков или передача резервов. При этом не стоит забывать, что налоговая нагрузка на бизнес в целом в Австрии примерно на 40% ниже налоговой нагрузки в соседней Германии.
Кроме того, замечателен факт, что промысловый налог или налог на имущество, безусловно, взимаемые в других странах, в Австрии отсутствуют.
Что же касается российской системы налогообложения, то в действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования. В соответствии с п.п. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).
Помимо того в п.п. 7 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами. Порядок и условия использования этой льготы определены в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Следовательно, операции по прямому инвестированию освобождены от обложения НДС.
К сожалению, в настоящее время состояние налогообложения инвестиционной деятельности в России не может быть признано удовлетворительным ни с точки зрения привлечения инвестиций, особенно иностранных, в экономику страны, ни с точки зрения защиты интересов государства. Провозглашенному курсу на модернизацию не соответствует налоговое законодательство, которое слабо согласовано с мировой практикой правового регулирования налогообложения, призванного стимулировать инвестиции в национальную экономику.
Чтобы оставаться, хотя бы номинально, в числе стран, потенциально привлекательных для инвесторов, необходимо провести ряд реформ в отечественном налоговом законодательстве. В первую очередь они должны быть направлены на упрощение процедур регистрации, налогового администрирования, уточнение видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Помимо упомянутых способствовать стимулированию инвестиций должны следующие мероприятия.
Во-первых, необходимо разработать положение о создании за рубежом, вне юрисдикции РФ, фонда страхования иностранных инвестиций, управление которым с российской стороны должно осуществлять агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. При этом гарантии этого фонда должны предоставляться инвесторам на платной основе, что позволит избежать коррупционной составляющей при определении проектов, нуждающихся в страховых выплатах. Создание подобного фонда также окажет психологически стимулирующее воздействие на потенциальных инвесторов из-за рубежа. Не секрет, что именно непрозрачные (неравные) условия инвестирования в РФ отпугивают иностранный капитал от участия в масштабных проектах. Даже ожидаемая доходность, как правило, более высокая, чем в странах Европы, не всегда приводит к положительному решению.
Во-вторых, следует создать отвечающую европейским стандартам нормативную базу по использованию в качестве инвестиций средств страховых компаний, обеспечив страхование рисков методом перестрахования вложений, в частности, с привлечением ведущих зарубежных страховых компаний. Подобная практика подтвердила свою жизнеспособность и эффективность практически во всех развитых странах.
Злободневным остается вопрос снижения уровня налогообложения банков, кредитующих приоритетные направления отечественной экономики.
Е. Сейтбекова,
управляющая "Аудиторской фирмой "БИЗНЕС-СТУДИО"
"Финансовая газета", N 40, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.
http://fingazeta.ru/