Особенности осуществления отдельных видов закупок и контроль в сфере закупок
Напомним, что с 01.01.2014 вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Начиная с шестого номера журнала мы освещали те или иные положения данного закона. В этом номере рассмотрим особенности заключения контрактов с единственным исполнителем на оказание услуг специальной связи, а также при осуществлении закупок для оборонного заказа и материального резерва, кроме того, приведем основные нормы, касающиеся контроля в сфере закупок.
Заключение контрактов с единственным исполнителем на оказание услуг специальной связи
В статье 109 Закона N 44-ФЗ определены особенности заключения контрактов с единственным исполнителем на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка (специальной связи). Заметим, что его положения аналогичны ст. 55.1 Закона N 94-ФЗ*(1).
Как и прежде, если определение исполнителя государственного контракта на оказание услуг специальной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ признано несостоявшимся, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся сети такой связи и который выступает государственным заказчиком, вправе провести повторное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) или обратиться в Правительство РФ с представлением о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Данное представление должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти в области связи*(2). После этого обязанность по оказанию услуг специальной связи возлагается решением Правительства РФ на определенного в представлении оператора связи, имеющего лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и техническую возможность реализации заявленных услуг связи. Причем государственный контракт на оказание услуг специальной связи должен быть заключен с данным оператором связи на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, документацией об аукционе или извещением о проведении запроса котировок. Цена такого государственного контракта не должна превышать его начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе, извещении о проведении электронного аукциона, приглашении принять участие в закрытом аукционе или извещении о проведении запроса котировок.
Осталось неизменным и то, что выбранный решением Правительства РФ оператор связи не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Вместе с тем п. 4 ст. 109 Закона N 44-ФЗ установлено нововведение: федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся сети специальной связи и который выступает государственным заказчиком, должен определять начальную (максимальную) цену государственного контракта на услуги специальной связи (в том числе в случае осуществления закупки у единственного исполнителя) по методикам, установленным ст. 22 Закона N 44-ФЗ (положения данной статьи рассматривались в N 6, 2013).
Обратите внимание! Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заключение контрактов при осуществлении закупок для оборонного заказа и материального резерва
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв, приведены в ст. 110 Закона N 44-ФЗ.
В частности, установлено, что Правительство РФ вправе утвердить перечень товаров, работ, услуг, которые включаются в государственный оборонный заказ и при осуществлении закупок которых поставщики (подрядчики, исполнители) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не вправе отказаться от заключения контракта. При этом цена такого контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги должна быть определена в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также организации, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставки материальных ценностей в государственный материальный резерв.
Контроль в сфере закупок
Органы контроля. Согласно п. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) Федеральная антимонопольная служба*(3), Федеральная служба по оборонному заказу*(4), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) Федеральное казначейство*(5), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Субъекты контроля. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Общие положения об осуществлении контроля. Виды проверок. Контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного п. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (их положения будут рассмотрены далее в статье), осуществляется:
1) Федеральной антимонопольной службой путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом N 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
2) органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом N 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом N 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ;
3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом N 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) ведется Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по оборонному заказу.
Контроль в сфере оборонного заказа. Пунктом 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ установлено, что Федеральная служба по оборонному заказу путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляет контроль в сфере закупок (за исключением контроля, предусмотренного п. 5, 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) в соответствии с Законом N 44-ФЗ в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа;
2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа целям осуществления закупки.
Особенности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". В частности, согласно п. 2 ст. 13 этого закона при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа, Федеральная служба по оборонному заказу вправе:
1) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных им нарушений;
2) обращаться в суд, арбитражный суд с иском, заявлением о понуждении к исполнению выданных им предписаний;
3) возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Ведомственный контроль. Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (ст. 100 Закона N 44-ФЗ).
Контроль, осуществляемый заказчиком. Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 101 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, заказчик обязан осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Напомним, п. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе установить в извещении требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Особенности осуществления контроля с 01.01.2016
С 01.01.2016 вступят в силу положения п. 5 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в которых указано, что именно следует контролировать.
Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:
1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов.
Порядок осуществления указанного контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством РФ.
Полномочия на осуществление вышеперечисленного контроля органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований могут быть переданы ими Федеральному казначейству. Передача полномочий осуществляется на основании соглашения.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона N 44-ФЗ, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона N 44-ФЗ, при планировании закупок;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Контроль органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля - в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля - в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
3) органом местного самоуправления муниципального образования, уполномоченным на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля - в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Указанным органом является Минкомсвязь на основании Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418.
*(3) Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728.
*(4) Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728.
*(5) Пункт 1 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"