Пояснительная записка к проекту федерального закона N 336605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 336605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования"

 

Досье на проект федерального закона

 

Для современной экономики "общества знаний" ("информационного общества") главным фактором развития является уровень образования занятых в ней людей.

Так, например, в 2010 году в Германии число студентов на десять тысяч проживающих составляло 293. Если учесть, что в этих странах подавляющее число высших учебных заведений - государственные, а плата в них за обучение носит символический характер, то можно считать, что это фактически показатель числа студентов на 10000 проживающих, получающих высшее образование за счет соответствующих государственных бюджетов. 

На 1980 год в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета обучались 220 студентов на десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

С 1991 года по настоящее время этот показатель сначала поднимался от 170 до 210 в 2005 году, затем опускался до 172 в 2011-2012 учебном году.

В соответствии с вступающим в силу с 1 сентября 2013 года Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" этот показатель в 2013-2014 учебном году должен составлять 163,4 студента.

Предлагаемый законопроект направлен на то, чтобы восстановить хотя бы советский показатель к 1 сентября 2018 года. При этом устанавливается, что, начиная с 1 сентября 2013 года, этот показатель ежегодно будет увеличиваться на десять пунктов.

В соответствии с частью 2 статьи 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. 

Если сохранить этот показатель, то к 2020 году абсолютное число студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, сократится на треть. Соответственно на треть сократится и финансирование высшей школы. В результате придется провести значительное сокращение численности профессорско-преподавательского состава и числа федеральных образовательных учреждений высшего образования, что подтверждается в частности Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 2620-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Все это способно привести к серьезным нарушениям прав граждан на получение высшего образования и частичному разрушению высшей школы в России.

 

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования"

 

Для расчетов использовались данные Росстата о численности населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2012 года.

В соответствии с частью 2 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

Используя данные по соответствующим возрастным когортам на 1 января 2012 года, получим следующее минимальное число студентов, финансовое обеспечение обучения которых будет осуществляться из федерального бюджета:

на 1 января 2014 года 29 210 441*(1) х 800/10000 = 2 336 836 студентов;

на 1 января 2015 года 27 925 634*(2) х 800/10000 = 2 234 051 студент;

на 1 января 2016 года 26 893 738*(3) х 800/10000 = 2 151 503 студента;

на 1 января 2017 года 25 664 085*(4) х 800/10000 = 2 053 127 студентов;

на 1 января 2018 года 24 477 322*(5) х 800/10000 = 1 958 186 студентов;

на 1 января 2019 года 23 240 298*(6) х 800/10000 = 1 859 224 студента.

По данным Росстата с 2005 по 2011 годы общая численность населения в Российской Федерации практически не изменялась и составляла около 143 млн. человек. Предположив, что эта тенденция сохранится в течение ближайших шести лет, определим минимальное число студентов, финансовое обеспечение обучения которых должно осуществляться из федерального бюджета согласно предлагаемому законопроекту:

на 1 января 2014 года 143 000 000 х 170/10000 = 2 431 000 студентов;

на 1 января 2015 года 143 000 000 х 180/10000 = 2 574 000 студентов;

на 1 января 2016 года 143 000 000 х 190/10000 = 2 717 000 студентов;

на 1 января 2017 года 143 000 000 х 200/10000 = 2 860 000 студентов;

на 1 января 2018 года 143 000 000 х 210/10000 = 3 003 000 студентов;

на 1 января 2019 года 143 000 000 х 220/10000 = 3 146 000 студентов.

Таким образом, в связи с принятием предлагаемого законопроекта финансовые обязательства государства - необходимые расходы из федерального бюджета на обучение студентов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования изменятся следующим образом:

в 2013-2014 учебном году увеличатся на (2 431 000/2 336 836) на 4 процента;

в 2014-2015 учебном году увеличатся на (2 574 000/2 234 051) на 15,2 процента;

в 2015-2016 учебном году увеличатся на (2 717 000/2 151 503) на 26,3 процента;

в 2016-2017 учебном году увеличатся на (2 860 000/2 053 127) на 39,3 процента;

в 2017-2018 учебном году увеличатся на (3 003 000/1 958 186) на 53,4 процента;

в 2018-2019 учебном году увеличатся на (3 146 000/1 859 224) на 69,2 процента.

 

_____________________________

*(1) Число лиц в возрасте 15-28 лет, проживающих в РФ на 1.01.12.

*(2) Число лиц в возрасте 14-27 лет, проживающих в РФ на 1.01.12.

*(3) Число лиц в возрасте 13-26 лет, проживающих в РФ на 1.01.12.

*(4) Число лиц в возрасте 12-25 лет, проживающих в РФ на 1.01.12.

*(5) Число лиц в возрасте 11-24 лет, проживающих в РФ на 1.01.12.

*(6) Число лиц в возрасте 10-23 лет, проживающих в РФ на 1.01.12.

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования"

 

Приятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, принятия или изменения актов федерального законодательства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.