Письмо Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 4443п-П8 "Заключение на проект федерального закона N 336605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, Г.А. Зюгановым, А.А. Андреевым и другими"

Письмо Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 4443п-П8
"Заключение на проект федерального закона N 336605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования",
вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, Г.А. Зюгановым, А.А. Андреевым и другими"

 

Досье на проект федерального закона

 

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которым предполагается осуществлять за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 220 студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации, с учетом ежегодного увеличения показателя со 170 студентов в 2013 году до 220 студентов в 2018 году.

В связи с изменением возрастной структуры населения Российской Федерации в результате демографических процессов 1990-х годов произошло сокращение доли граждан в возрасте от семнадцати до тридцати лет при стабильной общей численности населения. Так, если в 2006 году их доля составила 23 процента, то в 2016 году составит, по прогнозу Росстата, 18 процентов от общей численности населения. Вместе с тем данная возрастная группа населения обеспечивает основной приток поступающих в образовательные организации высшего образования на места, финансируемые из федерального бюджета (97 процентов от общего числа поступающих).

Использование предлагаемого законопроектом подхода к установлению государственной гарантии вызовет значительное изменение соотношения бюджетного приема в образовательные организации высшего образования и численности граждан в возрасте от семнадцати до тридцати лет. Если в 2009 и 2010 годах бюджетный прием составил 56 процентов от общего числа выпускников общеобразовательных организаций, то в 2015 году (при применении норм законопроекта) он достигнет уровня 100 процентов от общего числа выпускников общеобразовательных организаций.

Таким образом, образовательные организации будут принимать практически всех желающих, независимо от их способностей и уровня подготовки. По мнению Минобрнауки России, это повлечет невыполнение конституционного принципа конкурсности приема в образовательные организации высшего образования, нарушение законодательной гарантии зачисления лиц, наиболее подготовленных к освоению образовательных программ высшего образования, и как следствие, - падение качества высшего образования.

Согласно части 2 статьи 100 Федерального закона финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования осуществляется из расчета не менее чем 800 студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

Указанная норма учитывает изменение структуры населения Российской Федерации в разрезе возрастных групп, что позволит определять минимальную численность студентов, обучающихся за счет ассигнований федерального бюджета, исходя из возрастной группы, обеспечивающей основной приток обучающихся (лица в возрасте от семнадцати до тридцати лет).

Кроме того, как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация предлагаемых изменений приведет к увеличению расходов федерального бюджета, при этом не учтены положения пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

 

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации

С. Приходько

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 4443п-П8 "Заключение на проект федерального закона N 336605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части норматива финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, Г.А. Зюгановым, А.А. Андреевым и другими"


Текст письма официально опубликован не был