Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и сообщает следующее.

Макроэкономические параметры, используемые при составлении законопроекта, значительно отличаются от показателей прогноза, положенного в основу федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, - большинство ключевых макроэкономических показателей были пересмотрены в сторону понижения.

Для обеспечения исполнения всех обязательств в рамках федерального бюджета на 2015 год, а также приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Правительству Российской Федерации предлагается предоставить право направить на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также указанных в части 3 статьи 1 законопроекта дополнительных нефтегазовых доходов до 500,0 млрд. рублей из Резервного фонда.

По сравнению с предыдущим годом прирост объема расходов федерального бюджета в 2015 году составит 1 552,9 млрд. рублей, в 2016 и 2017 годах - 758,7 млрд. рублей и 816,9 млрд. рублей соответственно. В реальном выражении расходы федерального бюджета вырастут в 2015 году на 5,3%, а в 2016 и 2017 годах - на 0,4% и 1,0% соответственно.

Таким образом, даже при объективно обусловленном снижении общего объема доходов по отношению к ВВП (с 19,4% в 2014 году до 18,4% в 2017 году) в 2017 году общий объем расходов федерального бюджета превысит объем расходов 2014 года на 3 128,6 млрд. рублей, то есть на 22,4% в номинальном и на 6,8% в реальном выражении.

В 2015 году дефицит федерального бюджета планируется в объеме 430,7 млрд. рублей (0,6% ВВП), в 2016 году - 476,3 млрд. рублей (0,6% ВВП), в 2017 году - 540,9 млрд. рублей (0,6% ВВП).

Бюджетные ассигнования в 2015 году по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" запланированы в сумме 2 149 847,3 млн. рублей (103,7% к предыдущему году), в 2016 году - 2 147 798,0млн. рублей (99,9%), в 2017 году - 1 993 291,8 млн. рублей (92,8%).

Комитетом отмечается, что в структуру расходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы также включены:

- индексации с 1 октября 2015 года на 5,5% оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов (за исключением лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также работников федеральных государственных органов, в отношении повышения оплаты труда которых приняты отдельные решения Президента Российской Федерации в 2012 - 2014 годах), денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;

- увеличения в 2017 году размера пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, путем увеличения на 2% размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" и корректировки в 2015 году объема бюджетных ассигнований на выплаты пенсий указанной категории граждан исходя из прогнозируемого на этот год уровня инфляции 5,5% (в предыдущем бюджетном цикле прогнозное значение уровня инфляции на 2015 год составляло 4,5%).

В части реализации государственных программ Комитет сообщает следующее.

1. В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" предусмотрены в 2015 году в объеме 925 714,8 млн. рублей, в 2016 году - 942 140,1 млн. рублей, в 2017 году - 827 829,0 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 20 250,1 млн. рублей, в 2016 году - на 30 278,4 млн. рублей, в 2017 году уменьшены на 49 883,1 млн. рублей.

2. Комитетом отмечается увеличение параметров ресурсного обеспечения в 2015 и 2016 годах в части подпрограмм "Предварительное следствие", "Полиция" и "Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации".

3. В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года увеличены на 11 460,3 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года - на 16 425,3 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 114 311,1 млн. рублей.

4. В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" предусмотрены в 2015 году в объеме 33 588,1 млн. рублей, в 2016 году - 34 158,0 млн. рублей, в 2017 году - 30 841,0 млн. рублей. В паспорте государственной программы в 2015 году они увеличены на  355,0 млн. рублей, в 2016 году - на  695,8 млн. рублей, в 2017 году уменьшены на 2 534,8 млн. рублей.

В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на 306,6 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года увеличены на 569,9 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 3 317,0 млн. рублей.

5. В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" предусмотрены в 2015 году в объеме 227 204,3 млн. рублей, в 2016 году - 216 698,7 млн. рублей, в 2017 году - 219 505,7 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 4 521,2 млн. рублей, в 2016 году - на 3 997,5 млн. рублей, в 2017 году уменьшены на 8 029,1 млн. рублей.

6. В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Юстиция" предусмотрены в 2015 году в объеме 305 494,2 млн. рублей, в 2016 году - 305 739,5 млн. рублей, в 2017 году - 271 467,6 млн. рублей.

Значительное изменение параметров ресурсного обеспечения в отношении расходов на реализацию подпрограммы "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" связано также с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на:

содержание энергетического хозяйства уголовно-исполнительной системы в целях недопущения аварийных ситуаций в области поставок электрической и тепловой энергии в 2015 году на 498,5 млн. рублей, в 2016 году - на 503,2 млн. рублей;

ремонт учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся в предаварийном состоянии, в целях проведения неотложных ремонтов для восстановления функционирования зданий и сооружений в 2015 году на 249,4 млн. рублей, в 2016 году - на 254,9 млн. рублей.

7. Бюджетные ассигнования в 2015 году по направлению "Следственный комитет Российской Федерации" запланированы в сумме 37 241,9 млн. рублей, в 2016 году - 38 007,2 млн. рублей, в 2017 году - 34 294,2 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом увеличен в 2015 году на 965,4 млн. рублей, в 2016 году на 765,3 млн. рублей и в 2017 году уменьшен на 3 713,1млн. рублей.

Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета, на изменение расходов по данному направлению повлияло увеличение бюджетных ассигнований на:

замену списываемых транспортных средств в 2015 году на 202,0 млн. рублей и в 2016 году на 203,4 млн. рублей;

ремонт зданий, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, в 2015 году на 197,2 млн. рублей и в 2016 году на 210,0 млн. рублей;

приобретение криминалистической техники в 2015 и 2016 годах на 100,1 млн. рублей ежегодно.

8. Бюджетные ассигнования в 2015 году по направлению "Прокуратура Российской Федерации" запланированы в сумме 68 544,8 млн. рублей, в 2016 году - 69 355,3 млн. рублей, в 2017 году - 64 472,3 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом увеличен в 2015 году на 940,7 млн. рублей, в 2016 году на 810,5 млн. рублей и уменьшен в 2017 году на 4 883,0 млн. рублей.

В то же время по рассматриваемому законопроекту у Комитета имеется ряд замечаний и предложений.

1. Комитетом отмечается, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 299 утверждена государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", в состав которой включена подпрограмма "Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ" без соответствующего ресурсного обеспечения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 507 от 10 июля 2014 г. ФСКН России наделено полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Кроме того, Президент Российской Федерации поручил (от 24 июля 2014 г. N Пр-1785) Правительству Российской Федерации до 1 сентября 2014 г. обеспечить дополнительное финансирование данной подпрограммы.

Президентом Российской Федерации неоднократно были даны поручения Правительству Российской Федерации (от 15 января 2014 г. N Пр-65, от 22 мая 2014 г. N Пр-1136) по выделению денежных средств на реализацию подпрограммы в рамках внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

В свою очередь Правительством Российской Федерации было дано поручение (от 4 августа 2014 г. N ИШ-П4-5907) Минфину России и ФСКН России обеспечить выполнение данных указов Президента Российской Федерации.

В этой связи Комитет отмечает, что в законопроекте "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не обеспечено исполнение указов Президента Российской Федерации в части обеспечения мероприятий по комплексной реабилитации и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, что требует пересмотра положений бюджетных расходов.

По информации от ФСКН России общая потребность ведомства в обеспечении проводимой работы оценивается на 2015-2017 годы более чем в 12 млрд. рублей.

2. Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2016 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которой денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом, с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% (с понижающим коэффициентом - 0,54) и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100% его размера.

Вместе с тем, с 1 октября 2015 года законопроектом предусмотрена индексация денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на 5,5%, что приведет с 1 октября 2015 года к соответствующему увеличению размера пенсий, назначенных в соответствии с Законом N 4468-I.

В этой связи Комитетом отмечается необходимость сбалансированности распределения бюджетных средств по пенсионному обеспечению данной категории лиц с учетом выпадающего периода.

3. Представляется необходимой дальнейшая работа по обеспечению дальнейшей интеграции профильных государственных программ в бюджетный процесс, формирование объективной и достоверной системы оценки эффективности их реализации, особенно в части эффективности бюджетных расходов, с тем, чтобы результаты такой оценки могли учитываться при формировании проекта федерального бюджета на последующие периоды.

Комитетом отмечается, что в ходе анализа исполнения профильных государственных программ, прослеживается их неполная финансовая обеспеченность со стороны федерального бюджета, а значит и не исполнение в будущем задач и целей, заявленных ими. В этой связи наблюдается проблема исполнения Указов Президента Российской Федерации, отсутствие системного подхода в реализации программно-целевого метода.

4. Представляется необходимым синхронизировать процесс рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и изменений, вносимых в реализуемые государственные программы.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации в первом чтении.

 

Председатель Комитета

И.А. Яровая

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.