Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенному Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов",
внесенному Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2014 года (выписка из протокола N 193, п. 1) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (профильный комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство" расходов федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов) (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Законопроект) в части своей компетенции.

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года N 323 (далее - Государственная программа).

Целью Государственной программы является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Государственная программа включает в себя:

подпрограмму 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации";

подпрограмму 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан Российской Федерации";

подпрограмму 3 "Обеспечение реализации государственной программы";

федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы;

федеральную целевую программу "Чистая вода" на 2011-2017 годы.

Обоснование планируемых объемов ресурсов на обеспечение реализации Государственной программы производилось по каждому основному мероприятию, а также мероприятиям, не включенным в федеральные целевые программы, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и планирование бюджетных ассигнований.

Объем финансирования Государственной программы подлежит ежегодному уточнению.

Информация о распределении бюджетных ассигнований по целевым статьям (Государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности) представлена на 2015 год согласно приложениям 18 и 19 к Законопроекту, на плановый период 2016 и 2017 годов согласно приложениям 20 и 21 к Законопроекту.

Проведя анализ Законопроекта в части своей компетенции, Комитет отмечает, что по итогам трехлетнего периода (2015 - 2017 годы) исполнения Государственной программы финансирование из средств федерального бюджета прогнозируемо изменится.

В соответствии с Законопроектом на обеспечение мероприятий в рамках Государственной программы планируются следующие объемы средств федерального бюджета: в 2015 году - 115 220 793,2 тыс. рублей*; в 2016 году - 83 578 361,7 тыс. рублей; в 2017 году - 61 031 846,4 тыс. рублей**.

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте Государственной программы в 2015 году увеличены на 19 213,3 млн. рублей, в 2016 году - на 32 863,6 млн. рублей, в 2017 году - на 6 080,4 млн. рублей.

Значительно изменены расходы на реализацию подпрограмм "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России", федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы.

Основной целью подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Подпрограмма N 1) является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, что соответствует приоритетам государственной жилищной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также целевым ориентирам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; стратегической цели государственной жилищной политики - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.

Для реализации поставленных целей и задач планируемые объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета Подпрограммы N1 предусмотрены в следующих размерах: в 2015 году - 44 308 419,0 тыс. рублей, в 2016 году - 50 008 925,8 тыс. рублей, в 2017 году - 54 559 601,9 тыс. рублей.

Законопроектом предлагается увеличить финансирование Подпрограммы N 1 и предусмотреть в 2015 году бюджетные ассигнования из федерального бюджета на ее ресурсное обеспечение в размере 64 281 526,9 тыс. рублей; в 2016 году - 76 498 040,2 тыс. рублей; при этом снизить финансирование в 2017 году до 53 474 226,3 тыс. рублей.

Подпрограмма N 1 реализуется по следующим основным мероприятиям:

Обеспечение жильем, оказание содействия для приобретения жилья отдельными категориями граждан, в рамках которого должны быть обеспечены жильем отдельные категории граждан, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий.

Реализация мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предусмотрено в размере 12 487 000,0 тыс. рублей, что позволит обеспечить жильем свыше 10 тыс. человек, то есть, всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, вставших на учет по состоянию на 1 июля 2014 года.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", среди которых ветераны боевых действий, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления ряда социальных гарантий, в том числе и по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. При этом обращаем внимание, что для одиноко проживающих граждан указанный показатель общей площади жилого помещения требует корректировки в сторону увеличения.

В среднем выплата на улучшение жилищных условий на 1 человека из числа вышеуказанных категорий граждан составляет 600,0 тыс. рублей. Указанной суммы недостаточно для приобретения жилья. Для улучшения жилищных условий гражданам необходимо привлекать собственные или заемные средства, что для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей инвалидов, и ветераны боевых действий достаточно проблематично. Вышеуказанная ситуация влияет на образование остатков средств федерального бюджета в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Государственной программой предусмотрено ежегодное финансирование указанных мероприятий в размере 4 359 000,0 тыс. рублей, что соответствует установленному Законопроектом объему финансирования в 2015 году. При этом Комитет обращает внимание на сокращение бюджетных ассигнований в 2016 году на 87 180,0 тыс. рублей, их объем составит 4 271 820,0 тыс. рублей; в 2017 году на 84 978,7 тыс. рублей, объем составит 4 274 021,3 тыс. рублей.

Переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований. В рамках данного мероприятия должны быть переселены граждане, утратившие производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, расположенными на территории закрытого административно-территориального образования.

Государственной программой предусмотрено ежегодное финансирование на обеспечение жильем указанной категории граждан за пределами закрытого административно-территориального образования в размере 500 860,0 тыс. рублей, в то время как Законопроектом предлагается уменьшить финансирование данного мероприятия на 61 457,8 тыс. рублей в сумме за три года.

Учитывая высокую социальную значимость мероприятия, Комитет предлагает увеличить объем финансирования по переселению граждан из закрытых административно-территориальных образований в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными Подпрограммой N 1.

Законопроектом объем средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 - 2017 годы и на капитальный ремонт многоквартирных домов на 2015 год предусмотрен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 N 147 "О порядке предоставления в 2013 - 2017 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации". Увеличение имущественного взноса на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2016 году на сумму 6 746 482,0 тыс. рублей скомпенсировано равным снижением имущественного взноса в 2017 году в связи с перераспределением средств согласно этапам и необходимым темпам реализации указанных мероприятий.

Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" (далее - Подпрограмма N 2), целью которой является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Задачами Подпрограммы N 2 являются создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности, стимулирование рационального потребления коммунальных услуг.

Решение данных задач характеризуется следующими целевыми значениями показателей (индикаторов): улучшение жилищных условий на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период 2013 - 2015 годов для 2,94 млн. человек, в период 2016 - 2020 годов для 13,08 млн. человек; доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе - не более 12 процентов в 2015 году, не более 11 процентов в 2017 - 2020 годах; темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и финансируемыми из бюджета организациями - снижение на 10,2 процента в 2013 - 2015 годах, снижение на 6,5 процента в 2016 - 2017 годах, снижение на 6,5 процента в 2018 - 2020 годах***.

Комитет обращает внимание на то, что в Законопроекте предлагается сократить объем бюджетных ассигнований на 2015 год с 12 676 490 тыс. рублей, предусмотренных Подпрограммой N 2, до 9 310 026,1 тыс. рублей. В то же время Законопроектом предлагается увеличить финансирование в 2016 году до 4 417 401,2 тыс. рублей (заложено в Государственной программе 314 100,0 тыс. рублей) и в 2017 году - 4 944 702,6 тыс. рублей, что Подпрограммой N 2 не предусматривалось.

Согласно законопроекту имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках Подпрограммы N 2 на 2016 года составит 642 384,2 тыс. рублей и на 2017 год - 3 006 831,0 тыс. рублей.

Между тем, Комитет отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2013 года N 147 "О порядке предоставления в 2013 - 2017 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации" субсидии субъектам на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры предусмотрены в 2017 году в размере 13 500 000,0 тыс. рублей. При этом в 2013 году дополнительно выделено 4 000 000,0 тыс. рублей, в 2014 году - 746 481,7 тыс. рублей, в 2016 и 2017 годах запланировано денежных средств в сумме 3 649 215,2 тыс. рублей.

Таким образом, в представленном Законопроекте средств на программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры предусмотрено на 5 104 303,1 тыс. рублей меньше, чем необходимо в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" лимиты средств на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры распределялись между субъектами Российской Федерации исходя из большей суммы, что означает наличие принятых на себя обязательств перед субъектами Российской Федерации.

По вопросу о финансировании программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Республики Крым и города федерального значения Севастополя сообщаем, что Федеральным законом N 185-ФЗ и указанным постановлением Правительства Российской Федерации финансирование Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства данных программ не предусмотрено.

Ресурсное обеспечение мероприятия по повышению качества услуг и финансовой устойчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства, целью которого является оказание технического содействия при реализации реформ и инвестиций в объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития, за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета уменьшено на 748 686,1 тыс. рублей.

Объем финансирования Подпрограммы N 3 "Обеспечение реализации государственной программы" на период 2015 - 2017 годы согласно Законопроекту составит 2 217 440, 4 тыс. рублей, что превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в Подпрограмме N 3 на указанный период, на 1 175 154,3 тыс. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований предусмотрено за счет увеличения расходов на мероприятия по оплате труда работников государственных органов на 466 521,1 тыс. рублей за весь период, за счет дополнительного мероприятия, обеспечивающего закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд в размере 1 102 782,0 тыс. рублей за весь период.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦП "Жилище") утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.

В рамках Законопроекта предлагается установить объем финансирования ФЦП "Жилище" на 2015 год в размере 38 687 583,6 тыс. рублей.

Реализация программы предусмотрена путем реализации отдельных мероприятий.

Так, в рамках реализации мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали объем финансирования на 2015 год составит 668 030,0 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятия по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей, составит 98 320,0 тыс. рублей.

Комитет отмечает, что финансирование мероприятий ФЦП "Жилище" в 2015 год предлагается осуществить в соответствии с параметрами паспорта ФЦП.

При этом Комитет выражает свою обеспокоенность уменьшением финансирования мероприятия по приобретению жилья военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащими увольнению с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами на 178 355,0 тыс. рублей. Аналогичную позицию о необходимости безусловного исполнения обязательств перед данной категорией граждан Комитет высказывал и при рассмотрении соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации (письмо от 19.08.2014 Nвн3.23-15/619).

Необходимость безусловного исполнения публично-правовых обязательств перед соответствующими категориями граждан крайне важна, в связи с чем, полагаем возможным рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств федерального бюджета на выполнение указанных мероприятий.

Комитет неоднократно обращал внимание на недостаточное финансирование федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы (далее - ФЦП "Чистая вода") и предлагал увеличить объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета.

В целях продолжения оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод предусмотрено выделение дополнительных ассигнований на реализацию ФЦП "Чистая вода" за счет средств федерального бюджета в размере 2 000 000,0 тыс. рублей ежегодно.

Дополнительно Комитет отмечает, что в Законопроекте не учтены предложения по финансированию из федерального бюджета ряда объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не включенных в федеральные целевые программы, а именно:

реконструкция коммунальных сетей г. Улан-Удэ (в том числе в 2015 году - 904 700,0 тыс. рублей, в 2016 году - 469 970,0 тыс. рублей) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 1644 "О праздновании 350-летия основания г. Улан-Удэ" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 922-р;

реконструкция сетей водоснабжения, г. Ржев Тверской области - 337,23 млн. рублей (в том числе в 2015 году - 192,08 млн. рублей, в 2016 году - 145,15 млн. рублей) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 1643 "О праздновании 800-летия основания г. Ржева Тверской области" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 N 865-р.

Законопроектом также не предусмотрены средства из федерального бюджета на софинансирование по объекту "Строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и г. Майкоп" Республики Адыгея в период 2015 - 2017 годов в общей сумме 2 032 448,6 тыс. рублей (в том числе в 2015 году - 691 918,53 тыс. рублей; в 2016 году - 650 229,95 тыс. рублей; в 2017 году - 690 300,09 тыс. рублей) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22.01.2014 N Пр-117 и субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на софинансирование мероприятия "Строительство подводящих водопроводных сетей к сельским населенным пунктам Республики Калмыкия от Ики-Бурульского группового водопровода" в период 2015 - 2017 годов в общей сумме 1 181 663,2 тыс. рублей (в том числе в 2015 году - 797 006,0 тыс. рублей; в 2016 году - 250 217,4 тыс. рублей; в 2017 году - 134 439,8 тыс. рублей) во исполнение поручения Президента Российской Федерации 16.04.2013 N Пр-858.

Отсутствие финансирования по указанным мероприятиям существенно затруднит выполнение соответствующих Указов и поручений Президента Российской Федерации.

На основании изложенного, Комитет, в целом поддерживая проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", считает целесообразным рекомендовать:

увеличить объем финансирования по переселению граждан из закрытых административно-территориальных образований в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными Подпрограммой N 1;

увеличить размер субсидий в виде имущественного взноса в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 5 104 303,1 тыс. рублей;

увеличить бюджетное финансирование мероприятий по приобретению жилья военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащими увольнению с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами на 178 355,0 тыс. рублей.

 

Председатель Комитета

Г.П. Хованская

 

_____________________________

* Приложение N 18 к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов".

** Приложение N 20 к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов".

*** Показатели (индикаторы) Подпрограммы N 2.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.