Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству (шестого созыва) по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенному Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенному Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.

Формирование проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2019 и 2017 годов осуществлялось в сложных макроэкономических и геополитических условиях.

В основу формирования проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы положен прогноз социально-экономического развития на период с 2015 по 2017 год, показатели которого существенно ниже, чем в прогнозе на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Вместе с тем, сохраняются риски, наступление которых может ухудшить прогноз социально-экономического развития и нарушить сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Среди таких рисков можно выделить падение цен на нефть ниже уровня предусмотренного при формировании бюджета, более низкий темп экономического роста по сравнению с запланированным уровнем, сокращение объемов экспорта нефти и газа, рост инфляции, колебания валютных курсов.

Проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2107 годов сформирован исходя из цены на нефть 100 долл. за баррель. Падение цен на нефть ниже этого уровня повлечет за собой потери доходов федерального бюджета и соответственно трудности с финансированием запланированных расходов. При этом необходимо отметить, что уже сейчас цена на нефть опустилась ниже уровня, предусмотренного при формировании проекта федерального бюджета, в связи с чем возникает обеспокоенность в отношении сбалансированности федерального бюджета. По оценке Минфина России, при цене на нефть 95 долл. за баррель федеральный бюджет теряет доходы в размере более 400 млрд. рублей.

Исходя из необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в сложившихся условиях были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, а в случае их недостатка и средств Резервного фонда на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета доходов и замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В целях обеспечения исполнения всех обязательств в рамках федерального бюджета на 2015 год законопроект предоставляет Правительству Российской Федерации право направлять средства Резервного фонда в размере до 500,0 млрд. рублей на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также указанных в части 3 статьи 1 законопроекта дополнительных нефтегазовых доходов.

Следует обратить внимание на то, что проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован в отсутствие бюджетного послания Президента Российской Федерации, которое ежегодно определяло бюджетную политику Российской Федерации на очередной трехлетний период и ложилось в основу при составлении проекта бюджета.

Законопроект, предусматривающий отмену статьи 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, был внесен на рассмотрение в Государственную Думу еще в конце 2013 года, однако соответствующий Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" принят только 4 октября 2014 года.

Указанный закон также вносит изменения в статью 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми уточняется состав сведений, необходимых для составления проектов бюджетов. Так, в частности, предусмотрено, что вместо бюджетного послания Президента Российской Федерации составлении бюджета должно основываться на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, направленном Федеральному Собранию еще в 2012 году, было отмечено, что структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития, и, что направляемых из бюджета средств в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно. Также указывалось, что с учетом того, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие.

Однако можно сделать вывод, что пересмотр структуры бюджетных расходов фактически осуществлен не был. В рассматриваемом законопроекте соответствующих решений по изменению структуры расходов федерального бюджета также не представлено.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация, с одной стороны, еще более явно указывает на необходимость таких перемен, при этом, с другой стороны, значительно усложняет возможности их осуществления.

При этом, по мнению Комитета, преодоление стагнации и развитие экономики в стране не возможно без изменения бюджетной политики, ее переориентации на стимулирование экономического развития, повышения нормы инвестиций.

Комитет неоднократно обращал внимание, что в качестве важнейших драйверов экономического роста могут стать жилищное строительство и развитие транспортной инфраструктуры.

Также Комитет отмечает, что в условиях бюджетных ограничений для повышения эффективности государственных инвестиций и привлечения внебюджетного финансирования необходимо максимально широко использовать инструменты государственно-частного партнерства, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

В соответствии с законопроектом доходы федерального бюджета в 2015 году предусмотрены в сумме 15 082,4 млрд. рублей, что на 517,4 млрд. рублей выше объема, утвержденного в соответствии с федеральным бюджетом на 2014-2016 годы, в 2016 году - 15 795,5 млрд. рублей, что на 110,2 млрд. ниже, чем было утверждено ранее, в 2017 году - 16 547,8 млрд. рублей. Можно отметить, что в плановом периоде наблюдается снижение уровня доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Если в 2014 году доходы оцениваются в размере 19,4% ВВП, то к 2017 году этот показатель снижаются до 18,4%.

Расходы федерального бюджета в 2015 году составят 15 513,1 млрд. рублей, или 20,0% ВВП, в 2016 году - 16 271,8 млрд. рублей, или 19,6% ВВП, в 2017 году - 17 088,7 млрд. рублей, или 19,0% ВВП.

Согласно законопроекту в рамках федерального бюджета предусмотрена реализация 39 государственных программ Российской Федерации.

Программная часть федерального бюджета составляет немногим более половины от общего объема расходов. В 2015 году доля программных расходов составляет 56,5%, в 2016 году - 54,0%, в 2017 году - 51,2%.

Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2015 году увеличиваются по сравнению с уровнем 2014 года на 255,7 млрд. рублей и составляют 8 757,7 млрд. рублей (на 3,7% выше, чем предусмотрено паспортами госпрограмм), в 2016 году расходы составят 8 787,8 млрд. рублей (на 3,0% выше, чем в паспортах), в 2017 году - 8 755,4 млрд. рублей (на 1,6% ниже, чем в паспортах).

Основная доля расходов, порядка 40% от общего объема программных расходов, приходится на реализацию государственных программ, отнесенных к направлению "Новое качество жизни". Это направление включает в себя 12 программ, в соответствии с которыми реализуется социальная и жилищная политика, обеспечивается предоставление населению услуг в сфере образования и здравоохранения, а также реализуются прочие социально значимые направления. Расходы федерального бюджета по данному направлению в 2015 году составляют 3 563,7 млрд. рублей, в 2016 году - 3 520,4 млрд. рублей, в 2017 году - 3 348,8 млрд. рублей.

По направлению "Инновационное развитие и модернизация экономики", в рамках которого реализуются 17 государственных программ, включая государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", расходуется немногим более четверти всех программных расходов. В 2015 году такие расходы составят 2 287,0 млрд. рублей, в 2016 году - 2 228,3 млрд. рублей и в 2017 году - 2 287,0 млрд. рублей.

Расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в 2015 году запланированы в сумме 1 020,4 млрд. рублей (на 151,7 млрд. рублей больше, чем было предусмотрено при утверждении федерального бюджета на 2014-2016 годы), в 2016 году - 899,6 млрд. рублей (на 138,8 млрд. рублей больше ранее утвержденного объема), в 2017 году - 915,6 млрд. рублей. Из них на развитие жилищного и коммунального строительства в 2015 году планируется направить 69,1 млрд. рублей, в 2016 году - 64,8 млрд. рублей, в 2017 году - 72,2 млрд. рублей. В рамках жилищного строительства предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также мероприятий по строительству общежитий высших учебных заведений и приобретению жилых помещений для судей и работников аппаратов судов. На реализацию инвестиционных проектов в сфере дорожного хозяйства предусматриваются бюджетные ассигнования в 2015 году в сумме 245,8 млрд. рублей, в 2016 году - 259,8 млрд. рублей, в 2017 году - 281,6 млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции объектов капитального строительства, мероприятий и (или) приобретение объектов недвижимого имущества, включенных в федеральные целевые программы в 2015 году направляется в сумме 646,1 млрд. рублей (на 40 федеральных целевых программ), в 2016 году в сумме 597,7 млрд. рублей (на 27 программ), в 2017 году в сумме 636,2 млрд. рублей (на 25 программ).

Следует обратить внимание, что в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 были внесены изменения, согласно которым начиная с 2014 года, федеральная адресная инвестиционная программа должна утверждаться в 2-недельный срок со дня подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а не после вступления его в силу, как это было ранее. Такие изменения позволят главным распорядителям средств федерального бюджета провести необходимые подготовительные работы для обеспечения реализации инвестиционных проектов с начала финансового года и, соответственно, будут способствовать повышению эффективности расходования средств в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Также отмечается, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 21 законопроекта предусматривается возможность распределения по решениям Правительства Российской Федерации зарезервированных бюджетных ассигнований в сумме до 70,0 млрд. рублей на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке отраслей экономики и социальной поддержке граждан в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Кроме того, в случае законодательного закрепления положения о направлении в 2015 году бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме, не превышающем сумму нераспределенного остатка резерва, предусмотренного на аналогичные цели в 2014 году, объем зарезервированных средств в 2015 году будет увеличен на сумму остатка 2014 года.

В отношении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" отмечается следующее.

Обновленная редакция государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323.

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальных сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" включает в себя 3 подпрограммы: "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России", "Обеспечение реализации государственной программы", а также 2 федеральные целевые программы: "Жилище" на 2011 -2015 годы и "Чистая вода" на 2011-2017 годы. В отличие от предыдущей редакции государственной программы из ее состава исключена федеральная целевая программа "Жилище" на 2016-2020 годы.

В проекте федерального бюджета на 2015 и на плановый период 2016-2017 годов бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2015 году предусмотрены в сумме 115,2 млрд. рублей, в 2016 году - 83,6 млрд. рублей, в 2017 году - 61,0 млрд. рублей. Предусмотренный в рамках законопроекта объем расходов на реализацию государственной программы в 2015 году превышает сумму, утвержденную в паспорте государственной программы, на 19,2 млрд. рублей, в 2016 и 2017 годах, соответственно на 32,9 и на 6,1 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" представлены в следующей таблице.

 

млрд. рублей

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт ГП

Проект ФБ

Отклонение,

%

Паспорт ГП

Проект

ФБ

Отклонение,

%

Паспорт ГП

Проект

ФБ

Отклонение,

%

Всего

96,0

115,2

120,0

50,7

83,6

164,8

54,95

61,0

111,1

Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России"

44,3

64,3

145,1

50,0

76,5

153,0

54,6

53,5

98,0

Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России"

12,7

9,3

73,4

0,3

4,4

1 406,4

-

4,9

-

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы"

0,4

0,9

240,5

0,4

0,7

169,2

0,4

0,6

156,4

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы

38,6

38,7

100,1

-

0,0

-

-

0,0

-

Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы

-

2,0

-

-

2,0

-

-

2,0

-

 

Среди основных изменений, влияющих на объемы финансирования, можно отметить следующие:

выделение в 2015 году дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в сумме 12,5 млрд. рублей;

увеличение в 2015 и 2016 годах бюджетных ассигнований на осуществление имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответственно на 7,5 млрд. рублей и на 27,3 млрд. рублей в целях оказания дополнительной финансовой помощи для обеспечения уровня долевого финансирования со стороны регионов не выше 50% от объема средств, предусмотренных региональными программами в целях ликвидации аварийного жилищного фонда, в 2017 году расходы на указанные цели сокращаются на 0,2 млрд. рублей в связи с перераспределением средств на 2016 год;

перенос бюджетных ассигнований в объеме 7,5 млрд. рублей на осуществление имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемого на реализацию региональных адресных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, с 2015 года на 2016 и 2017 годы и их перераспределение на подпрограмму "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" и федеральную целевую программу "Чистая вода";

выделение средств в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы на оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в 2015 году в объеме 2,0 млрд. рублей за счет их перераспределения с 2014 года, в 2016 и 2017 годах в объемах по 2,0 млрд. рублей ежегодно;

выделение в 2017 году бюджетных ассигнований в объеме 1,9 млрд. рублей на реализацию мероприятий по подготовке коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов в рамках проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

В утвержденной государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" содержится информация о ресурсном обеспечении ее реализации только за счет средств федерального бюджета, при том, что наряду с федеральным финансированием, на реализацию госпрограммы также предусматривается выделение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.

При этом необходимо отметить, что достижение целевых показателей в значительной степени зависит от средств, направляемых на реализацию жилищной политики из региональных и местных бюджетов, а также объемов внебюджетных инвестиций.

По целому ряду мероприятий государственной программы не предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета. В основном в рамках таких мероприятий планируется создание нормативно-правовых и организационных условий для их реализации. Вместе с тем, отсутствие ресурсного обеспечения по отдельным программным мероприятиям требует обоснования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 в состав государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" включена программа "Жилье для российской семьи". В описательной части госпрограммы указано, что программа направлена на стимулирование строительства жилья экономического класса, а также приведены основные условия ее реализации. Программа фактически представляет собой набор показателей, которые уже учтены в составе целевых индикаторов и показателей госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм. Программа "Жилье для российской семьи" не содержит взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и не может рассматриваться как программный документ. При этом следует отметить, что финансирование указанной программы не предусмотрено.

Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" как в целом, так и по подпрограммам, федеральным целевым программам и по большинству мероприятий не совпадают с объемами ресурсного обеспечения, утвержденного в соответствии с приложением N 4 к госпрограмме.

Основные мероприятия госпрограммы, ее цели, задачи, индикаторы и показатели не имеют достаточной взаимосвязи между собой, а также не имеют прямой взаимосвязи с объемами выделяемых бюджетных средств.

Также можно отметить несогласованность между отдельными значениями показателей (индикаторов), предусмотренными в документах государственного стратегического планирования и госпрограмме.

В отношение государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" отмечается следующее.

Новая редакция государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319.

Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере развития транспорта определены в документах государственного стратегического планирования, в том числе в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, актуализированная редакция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р.

Государственная программа "Развитие транспортной системы" включает в себя 9 подпрограмм: "Магистральный железнодорожный транспорт", "Дорожное хозяйство", "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", "Морской и речной транспорт", "Надзор в сфере транспорта", "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства", "Транспортное обеспечение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани", "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте", "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", 2 федеральные целевые программы: федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" и федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)", а также Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы" представлены в следующей таблице.

 

млрд. рублей

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

ГП

Проект

ФБ

Отклонение,

%

Паспорт

ГП

Проект

ФБ

Отклонение,

%

Паспорт

ГП

Проект

ФБ

Отклонение,

%

Всего

735,9

895,4

121,7

764,6

887,1

116,0

784,0

980,2

125,0

Подпрограмма "Магистральный железнодорожный транспорт"

58,6

95,1

162,4

28,0

39,2

139,8

33,3

39,2

117,7

Подпрограмма "Дорожное хозяйство"

224,6

315,7

140,5

243,9

313,1

128,4

255,0

399,7

156,7

Подпрограмма "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание"

17,5

18,1

103,2

17,4

17,2

98,6

18,6

17,5

93,8

Подпрограмма "Морской и речной транспорт"

15,8

15,9

100,5

15,8

15,8

99,9

16,9

16,4

96,6

Подпрограмма "Надзор в сфере транспорта"

3,6

3,6

101,0

3,6

3,7

102,0

4,1

3,9

95,8

Подпрограмма "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства"

15,2

15,5

101,8

16,0

15,9

99,9

17,2

17,2

99,9

Подпрограмма "Транспортное обеспечение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани"

0,7

0,0

0,0

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

Подпрограмма "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации"

1,2

53,3

4 595,1

1,2

46,5

3 998,6

1,3

46,5

3 623,5

Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)"

396,1

375,8

94,9

436,4

433,2

99,3

431,7

434,1

100,5

Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)"

2,6

2,6

100,0

2,3

2,5

111,6

5,8

5,7

98,1

 

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований увеличены по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году на 159,5 млрд. рублей, в 2016 году - на 122,5 млрд. рублей, в 2017 году - на 196,2 млрд. рублей.

Значительное изменение параметров ресурсного обеспечения наблюдается в отношении расходов на реализацию подпрограммы "Дорожное хозяйство".

Расхождение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию данной подпрограммы законопроектом по сравнению с утвержденными государственной программой, в основном связано с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях компенсации потерь в доходах от акцизов на нефтепродукты, учитываемых при формировании региональных дорожных фондов, в результате реализации "налогового маневра". В 2015 году на эти цели предусмотрено 91,2 млрд. рублей, в 2016 году - 69,3 млрд. рублей, в 2017 году - 144,98 млрд. рублей.

Необходимо обратить внимание, что в связи с реализацией так называемого "налогового маневра", направленного на поддержку нефтяных компаний, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части норм, касающихся формирования Федерального дорожного фонда.

В целях компенсации сокращения доходов региональных дорожных фондов планируется увеличить норматив зачисления акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации с 72% до 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации, а разница между фактическим их объемом и расчетной величиной до изменения ставки акциза в результате "налогового маневра" будет покрываться за счет трансферта из Федерального дорожного фонда.

При этом базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается с учетом указанных выше средств, направляемых регионам на финансовое обеспечение дорожной деятельности, и составляет в 2015 и 2016 годах, соответственно, 546,2 и 561,8 млрд. рублей.

Начиная с 2017 года, базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается в сумме 345,0 млрд. рублей (которая будет подлежать индексации на прогнозируемый уровень инфляции в соответствующем финансовом году) и бюджетных ассигнований, равных прогнозируемому на соответствующий финансовый год объему доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, увеличенному в 1,1 раза.

В составе базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда учитываются бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в размере 22,4 процента общего объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на соответствующий финансовый год.

Также по подпрограмме "Дорожное хозяйство" предусматривается уменьшение расходов в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на подпрограмму "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства" в 2015 году в объеме 0,21 млрд. рублей, в 2016 году - 0,23 млрд. рублей, в 2017 году - 0,25 млрд. рублей в целях предоставления субсидий Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, в том числе поддержания участка автомобильной дороги А-107 "Московское малое кольцо" в нормативном состоянии.

По подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" законопроектом предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры Московского региона в 2015 году в объеме 32,9 млрд. рублей, в 2016-2017 годах - 45,0 млрд. рублей ежегодно, а также на предоставление из федерального бюджета субсидий АНО "Единая транспортная дирекция" на организацию перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию Крымского федерального округа и в обратном направлении, в 2015-2017 годах в объеме 0,3 млрд. рублей ежегодно.

Кроме того, на реализацию мероприятий по предоставлению субсидий АНО "Единая транспортная дирекция" на выполнение функций по организации перевозок пассажиров и грузов на территорию Крымского федерального округа выделяются 0,7 млрд. рублей в результате перераспределение бюджетных ассигнований, запланированных в 2015 году на проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

По федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" предусмотрено уменьшение объема расходов, которое обусловлено перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции на Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы в 2015 году в объеме 5,0 млрд. рублей, в 2016 году - 7,6 млрд. рублей, в 2017 году - 8,3 млрд. рублей, а также направлением в 2015 году бюджетных ассигнований в сумме 2,2 млрд. рублей на восстановление поврежденных в результате паводка на территориях Республик Алтай, Тыва, Хакасия и Алтайского края автомобильных дорог и мостов.

В отношении показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие транспортной системы" наблюдается отсутствие увязки их значений с определенными источниками финансирования, что не позволяет оценить зависимость выполнения показателей от объемов выделяемых на эти цели средств.

Комитет полагает необходимым обратить внимание на проблемы с финансированием дорожной отрасли в регионах. Средств региональных и муниципальных дорожных фондов, очевидно, не хватает для решения задач, стоящих перед отраслью.

Так, выполнение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по удвоению в ближайшее десятилетие объемов строительства автомобильных дорог по сравнению с периодом 2003-2012 годов не возможно без оказания регионам дополнительной финансовой помощи.

Так, в части региональных и местных автомобильных дорог для исполнения поручения необходимо за период 2003-2012 годов обеспечить строительство не менее 42 тыс. км, что на 11,5 тыс. км больше, чем прогнозируется субъектами Российской Федерации. В 2013 году было введено в эксплуатацию 2,3 тыс. региональных и местных автодорог. Таким образом, запланированных субъектами Российской Федерации темпов ввода в эксплуатацию региональных и местных автодорог недостаточно для обеспечения выполнения поручения Президента Российской Федерации.

По информации Минтранса России, для исполнения поручения Президента Российской Федерации по удвоению объемов дорожного строительства на сети автомобильных дорог регионального и местного значения необходимо выделение дополнительных средств в размере порядка 100 млрд. рублей ежегодно.

Сокращение уровня финансовой поддержки регионов на проведение дорожных работ за счет средств федерального бюджета является существенным препятствием для приведения региональной и муниципальной дорожной сети в нормативное состояние. К тому же, в настоящее время истекают сроки, на которые выдавались в 2009-2011 годах бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство. В связи с этим, Комитет очередной раз указывает на необходимость проведения реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам.

Комитет считает необходимым обратить внимание на то, что в рамках утвержденной государственной программы "Развитие транспортной системы" не предусмотрено мероприятий по развитию транспортной системы новых субъектов Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Задачи по развитию транспортной системы Республики Крым и г. Севастополя планируется решать в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", на реализацию которой в 2015 году предусмотрено 100,0 млрд. рублей, в 2016 году - 134,6 млрд. рублей, в 2017 году - 138,4 млрд. рублей.

На развитие транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа (за исключением дорожного хозяйства) в 2015 году выделяется 7,9 млрд. рублей, в 2016 году - 5,0 млрд. рублей, в 2017 году - 8,2 млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия в сфере дорожного хозяйства в 2015 году составят 64,8 млрд. рублей, в 2016 году - 73,7 млрд. рублей, в 2017 году - 76,8 млрд. рублей, их них на строительство транспортного перехода через Керченский пролив в 2015 году предусмотрено 57,8 млрд. рублей, в 2016 и 2017 годах по 60,0 млрд. рублей ежегодно.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает принятие проекта федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении при условии учета указанных предложений и замечаний ко второму чтению.

 

Председатель Комитета

А.Ю. Русских

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.