Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленный проект федерального закона в части, касающейся запланированных расходов на реализацию государственной программы Российской Федерации "Юстиция", а также раздела и подраздела 01 05 "Судебная система" непрограммных расходов федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, и отмечает следующее.

Государственная программа Российской Федерации "Юстиция" (далее - государственная программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 312, содержит пять подпрограмм: "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций", "Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации", "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний", "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов", "Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция" и одну федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)".

Основной целью государственной программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. Также в программе сформулирован ряд задач, решение которых будет способствовать ее достижению, в частности: повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций; разработка общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизация федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации; повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний; повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая модернизацию системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Целевыми индикаторами и показателями государственной программы являются:

соотношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации;

соотношение общего количества нотариусов, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации;

объем выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в стоимостном выражении);

объем выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в натуральном выражении);

соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (соотношение количества решений, признанных незаконными судом и Министерством юстиции Российской Федерации, к общему количеству принятых решений);

доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств (в процентном отношении от общего количества находящихся на исполнении в отчетном периоде исполнительных производств);

эффективность обеспечения охраны зданий арбитражных судов и судов общей юрисдикции (количество взятых под охрану в круглосуточном режиме зданий, помещений арбитражных судов и верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов к их общему количеству);

доля осужденных, освободившихся из мест лишения свободы без профессии (специальности) (в процентном отношении);

количество исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества исправительных учреждений);

количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов).

Общий объем запланированных бюджетных ассигнований федерального бюджета на период действия государственной программы (2013 - 2020 годы) составляет 378553556,7 тыс. рублей, в том числе:

на 2013 год - 244965746,1 тыс. рублей;

на 2014 год - 290635613,6 тыс. рублей;

на 2015 год - 301398868,6 тыс. рублей;

на 2016 год - 299991128 тыс. рублей;

на 2017 год - 290137527,2 тыс. рублей;

на 2018 год - 304076497 тыс. рублей;

на 2019 год - 317516878 тыс. рублей;

на 2020 год - 329831298,2 тыс. рублей.

Законопроектом бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы на 2015 год предусматриваются в объеме 305 494,2 млн. рублей, на 2016 год - 305 739,5 млн. рублей, на 2017 год - 271 467,6 млн. рублей, что соответственно на 1,4 % (4 095,3 млн. рублей), на 1,9 % (5 748,4 млн. рублей) больше и на 6,4 % (18 669,9 млн. рублей) меньше базовых объемов, утвержденных паспортом государственной программы.

Значительное изменение параметров ресурсного обеспечения в отношении расходов на реализацию подпрограммы "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" связано также с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на содержание энергетического хозяйства уголовно-исполнительной системы в целях недопущения аварийных ситуаций в области поставок электрической и тепловой энергии в 2015 году на 498,5 млн. рублей, в 2016 году - на 503,2 млн. рублей, а также ремонт учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся в предаварийном состоянии, в целях проведения неотложных ремонтов для восстановления функционирования зданий и сооружений в 2015 году на 249,4 млн. рублей, в 2016 году - на 254,9 млн. рублей.

Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено изменение параметров ресурсного обеспечения в отношении расходов по подпрограмме "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" в связи с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на закупку специальных средств индивидуальной защиты судебных приставов - исполнителей по обеспечению установленного порядка деятельности судов в 2015 и 2016 годах на 50,0 млн. рублей ежегодно. Вместе с тем, Комитет отмечает, что законопроектом финансовое обеспечение по подпрограмме "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" государственной программы на 2017 год уменьшено, что ставит под сомнение эффективность ее исполнения.

Изменение параметров ресурсного обеспечения в отношении расходов на реализацию подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" связано с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на Проведение шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции в 2015 году в объеме 509,5 млн. рублей.

Комитет считает возможным отметить, что система индикаторов и показателей не позволяет в достаточной степени оценить как исходное, так и конечное состояния сферы юстиции, для модернизации которой была принята государственная программа.

Кроме того, принятая система индикаторов и показателей не обеспечивает возможность осуществления системного контроля за ходом и эффективностью выполнения программных мероприятий. В частности, необходимо отметить, что в январе - августе 2014 года исполнение расходов по ФССП России составило 65,4 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, по ФСИН России - 64,6 %, по Минюсту России - 64,3 % однако информация об изменениях показателей (индикаторов) в материалах к законопроекту не представлена, что не позволяет оценить результативность.

В соответствии с законопроектом бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности (ведомственная структура расходов) предусмотрены по 14 направлениям на 2015 год в объеме 6 755,4 млрд. рублей, на 2016 год - 7 077,2 млрд. рублей и на 2017 год - 7 478,8 млрд. рублей. При этом расходы законопроекта на осуществление непрограммных направлений деятельности на 2015 год на 1 219,9 млрд. рублей, или на 22 %, больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на 2014 год, и на 10,9 процентного пункта выше среднего уровня увеличения расходов федерального бюджета. В соответствии с законопроектом расходы на 2015 год превышают бюджетные ассигнования сводной бюджетной росписи на 2014 год по 7 направлениям деятельности.

Наряду с увеличением бюджетных ассигнований на развитие пенсионной системы (2 476,2 млрд. рублей в 2015 году, 3 085,7 млрд. рублей в 2016 году, 3 232,1 млрд. рублей в 2017 году), заложено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию функций иных федеральных органов государственной власти (1 594,4 млрд. рублей, 1 533,2 млрд. рублей, 1 564,2 млрд. рублей соответственно), в том числе, Верховного Суда Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, что частично компенсирует не включение в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2015 - 2017 в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и расходами на формирование судебных органов и органов судейского сообщества в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Информация о бюджетных ассигнованиях на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, предусмотренных главным распорядителям, представлена в следующей таблице.

 

Наименование показателя

2013 год, исполнено за год в % к сводной росписи с учетом изменений

2014 год, исполнено за январь - август в % к сводной росписи с учетом изменений

2015 год

2016 год

2017 год

проект

отклонение от Федерального закона N 349-ФЗ

в % к предыдущему году*

проект

отклонение от Федерального закона N 349-ФЗ

в % к предыдущему году

проект

в % к предыдущему году

сумма

%

сумма

%

Конституционный Суд Российской Федерации

83,4

64,7

653,1

-25,8

-3,8

87,0

675,5

-9,0

-1,3

103,4

676,7

100,2

Верховный Суд Российской Федерации

96,5

69,5

4 335,8

1 003,9

30,1

77,7

4 496,4

1 142,1

34,1

103,7

4 742,0

105,5

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

99,4

60,1

158 691,7

29 002,1

22,4

100,3

164 875,2

34 138,4

26,1

103,9

165 473,0

100,4

 

Как следует из приведенной таблицы, ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы объемы бюджетных ассигнований на 2015 год увеличены Верховному Суду Российской Федерации на 30,1%, Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации - на 22, 4%, на 2016 году соответственно - на 34,1 % и 26, 1%, в то время как объемы бюджетных ассигнований Конституционному Суду Российской Федерации уменьшаются.

Комитет отмечает достаточно высокий уровень исполнения федерального бюджета в 2013 году Верховным Судом Российской Федерации - 96,5% и Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 99,4%, но согласен с заключением Счетной палаты, которая "в ходе выборочной проверки формирования обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета установила, что в информационной системе Минфина России отсутствуют обоснования бюджетных ассигнований по отдельным кодам классификации расходов, что не позволяет оценить правовые основания возникновения расходных обязательств, а также направления использования указанных средств".

 

Председатель Комитета

В.Н. Плигин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.