Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии (шестого созыва) на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (приложение к решению Комитета от 9 октября 2014 г. N 77.1) (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
(приложение к решению Комитета от 9 октября 2014 г. N 77.1)

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отмечает следующее.

Макроэкономические параметры, используемые при составлении законопроекта, значительно отличаются от показателей прогноза, положенного в основу федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, - большинство ключевых макроэкономических показателей были пересмотрены в сторону понижения. Следовательно, важные стратегические решения, связанные с увеличением расходных обязательств постоянного характера, принимались в период значительно более оптимистичных ожиданий в отношении динамики социально-экономического развития. Это обстоятельство обуславливает необходимость уточнения ряда решений, приводящих к увеличению расходных обязательств Российской Федерации, или изменения сроков их реализации.

Наряду с этим существует ряд макроэкономических рисков, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и, соответственно, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким рискам относятся: возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов.

В этих условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

В целях минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка законопроекта осуществлялась на основе "консервативного" ("базового") варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Этот подход позволяет не только повысить точность бюджетного планирования, в том числе на долгосрочную перспективу, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных не обеспеченных финансовыми ресурсами расходных обязательств.

В части доходов федерального бюджета от поступлений водного налога необходимо отметить следующее.

Прогноз поступления водного налога рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2014 год, уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2015 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, проиндексированных в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 2 376,8 млн. рублей. По сравнению с оценкой за 2014 год прогнозируется увеличение поступления водного налога на 76,8 млн. рублей или 3,3%, что обусловлено планируемым увеличением ставок по всем видам водопользования в 1,15 раза - на 240,5 млн. рублей. Уменьшение объемов водопользования, связанное с постепенным переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами, снизило прогноз поступления водного налога на 163,7 млн. рублей.

Поступления водного налога в федеральный бюджет на 2016-2017 годы прогнозируются в сумме 2 521,9 млн. рублей и 2 495,1 млн. рублей соответственно.

Увеличение поступлений водного налога в 2016 году на 145,1 млн. рублей или на 6,1% к 2015 году обусловлено планируемым увеличением ставок по всем видам водопользования в 1,32 раза - на 310,3 млн. рублей. Уменьшение объемов водопользования, вызванное переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами, снизило поступление водного налога на 165,2 млн. рублей.

Снижение поступлений водного налога в 2017 году на 26,8 млн. рублей или на 1,1% к 2016 году связано с уменьшением объемов водопользования, вызванным переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами - на 311,9 млн. рублей. Планируемый рост ставок по всем видам водопользования в 1,52 раза увеличил прогноз поступления водного налога - на 285,1 млн. рублей.

Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 12 120,6 млн. рублей. Прогноз поступления указанной платы рассчитан на основе объемов водопользования, сложившихся по оценке за 2014 год с учетом их корректировки в соответствии с заключенными договорами, и ставок платы за пользование водными объектами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", с учетом планируемого увеличения ставок по всем видам водопользования в 1,15 раза (проект постановления Правительства Российской Федерации "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности").

По сравнению с оценкой за 2014 год прогнозируется рост поступления платы за пользование водными объектами на 1 239,1 млн. рублей или на 11,4%, что обусловлено планируемым повышением ставок платы.

В части поступления платы за использование лесов доходы федерального бюджета на 2015 год прогнозируются в сумме 17 548,6 млн. рублей, в том числе:

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы - 16 628,4 млн. рублей;

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - 854,9 млн. рублей;

- платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений - 65,3 млн. рублей.

Расчет указанных доходов произведен исходя из объема отпуска древесины на корню, объема лесных ресурсов, площади лесных участков и минимальных ставок платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и проиндексированных (в соответствии со вступающим с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности") в отношении ставок платы за единицу объема древесины в 1,37 раза, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и за единицу площади лесного участка - в 1,19 раза. Кроме того, законопроектом предусматривается индексация ставок платы за использование лесов в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза в 2016 раза, в 1,15 раза в 2017 году.

С учетом этого в 2015 году по сравнению с оценкой за 2014 год прогнозируется увеличение поступления платы за использование лесов на 777,4 млн. рублей или на 4,6% за счет роста платежей в части минимального размера арендной платы.

Увеличение в 2016 году поступлений платы за использование лесов на 724,0 млн. рублей и в 2017 году на 791,0 млн. рублей также обусловлено планируемым повышением с 1 января 2015 года ставок платы.

Комитет поддерживает увеличение размера ставок платы за использование лесов. В то же время считаем необходимым рассмотреть вопрос об изменении экономической модели в лесном секторе, перейдя от административного установления размеров обязательных платежей к экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы.

Поступление денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 987,7 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Охрана окружающей среды" составляют в 2015 году - 54 946,8 млн. рублей, в 2016 году - 55 144,2 млн. рублей, в 2017 году - 54 749,4 млн. рублей, что составляет 100,4%, 100,4% и 99,3 % по отношению к предыдущему году соответственно. Из них на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" в 2015 году предусмотрено 35 714,0 млн. рублей.

При этом объем поступлений в бюджет доходов от платежей при пользовании природными ресурсами ежегодно растет. В 2015 году ожидается поступление 249 689,4 млн. рублей (0,32% ВВП), что на 33 132,1 млн. рублей или на 15,3% больше оценки за 2014 год.

Основная часть указанных поступлений (около 70%) формируется за счет утилизационного сбора, который уплачивается в целях утилизации колесных транспортных средств, вышедших из употребления. Поступление этого сбора в федеральный бюджет на 2015 году прогнозируется в сумме 183 471,8 млн. рублей.

Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя в том числе доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений. По сравнению с 2014 годом планируемые в 2015 году доходы от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений возрастут с 86,09 млн. рублей до 120,00 млн. рублей. Поступление доходов, полученных от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений, в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 100,0 млн. рублей.

При устойчивом росте поступлений в бюджет платежей за пользование природными ресурсами показатель расходов бюджетной системы на 2015-2017 г.г. по разделу "Охрана окружающей среды" остается считать крайне незначительным.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту этот показатель составит в период 2015-2017 гг. 0,1% ВВП. В развитых странах -членах ОЭСР средний показатель этих расходов составляет в среднем 0,7 % ВВП (например, Япония - 1,3%, Канада - 0,5%, Франция - 0,8%).

Законопроектом предлагается ряд дополнительных мер по увеличению поступлений в федеральный бюджет, совершенствованию налогового и таможенного администрирования. Так, в сфере природопользования предлагается индексировать ставки водного налога, платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также платы за использование лесов.

По мнению Комитета, аналогичного подхода требует институт взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Последние изменения ставок платы за НВОС были осуществлены в 2005 году. В настоящее время ставки платы за НВОС крайне незначительны и не стимулируют хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду. К примеру, ставки платы за размещение отходов 5 класса опасности (неопасные) составляет 40 коп. за тонну для добывающей промышленности и 15 руб. за тонну для перерабатывающей. При этом совокупный объем образования отходов производства и потребления формируется в основном за счет отходов 5 класса опасности. В настоящее время эти отходы в основном размещаются на промышленных площадках промышленных предприятий.

При этом следует учитывать, что Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен ряд экономических мер (налоговые льготы, льготы по плате за НВОС и др.), направленных на стимулирование экологической модернизации российской промышленности. Поэтому повышение ставок платы за НВОС следует рассматривать в качестве дополнительной экономической меры.

Вместе с этим Комитет отмечает, что доля платы за НВОС в затратах на производство, которые в статистическом учете отражаются в показателе "промежуточное потребление", в целом по экономике России составляет 0,022%.

Отметим, что в странах ОЭСР экологические налоги и платежи в совокупности генерируют доходы бюджета, эквивалентные 2 - 2,5% ВВП. Например, в Германии "экологическая нагрузка" составляет 2,5% ВВП, что не подрывает ни стимулов к инновациям, ни международной конкурентоспособности продукции. Германия является одним из ведущих экспортеров технологически сложной и инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Законопроектом также предусмотрено поступление в федеральный бюджет экологического взноса, взимаемого в целях выполнения нормативов утилизации производителями (импортерами). Дополнительные доходы бюджета в 2015-2017 годах прогнозируются в сумме 30 000,0 млн. рублей ежегодно.

Комитет отмечает, что для обеспечения поступлений в федеральный бюджет, запланированных рассматриваемым проектом федерального закона, необходимо обеспечить принятие в период осенней сессии 2014 года проекта федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами". Одновременно с положениями о взимании экологического взноса требуется законодательно регламентировать механизм направления этих средств на утилизацию конкретных видов товаров (продукции), в отношении которых уплачен этот сбор.

Кроме того, следует отметить, что в результате продления порядка получения доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2", причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти), доходы федерального бюджета уменьшатся на 14 460,3 млн. рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1539-р с сентября 2011 г. по декабрь 2014 г. (включительно) предусматривалось получение доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2", причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти), и доходов в виде доли (части доли) прибыльной продукции для поставок природного газа потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, по договорам поставки природного газа. С учетом завершения в 2014 году действия распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1539-р с января 2015 года планировалось возобновление поступлений в доход федерального бюджета регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2". Однако порядок получения доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" был продлен до декабря 2017 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1539-р), в связи с чем поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" в доход федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусматривается.

Следует дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности продления порядка получения доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" на 2015-2017 гг., учитывая выпадающие доходы федерального бюджета в сумме 14 460,3 млн. рублей.

Базовым инструментом реализации целей государственной политики в различных сферах регулирования являются государственные программы Российской Федерации. В ближайшей перспективе предстоит обеспечить их дальнейшую интеграцию в бюджетный процесс, а также сформировать объективную и достоверную систему оценки эффективности их реализации, особенно в части эффективности бюджетных расходов, с тем, чтобы результаты такой оценки могли учитываться при формировании проекта федерального бюджета на последующие периоды.

В отношении расходов, предусмотренных на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, Комитет отмечает следующее.

Проектом федерального закона предусматривается увеличение общих объемов бюджетных ассигнований направляемых на цели государственной программы в размере 2214,4 млн. руб. в 2015 году, а также в размере 1363,1 млн. руб. и 1422,1 млн. руб. в плановый период 2016-2017 гг. соответственно.

При этом наиболее существенное увеличение прослеживается в отношении расходов на такие подпрограммы как "Биологическое разнообразие России" (1125,2 млн. руб. в 2015 г. и 1128,4 млн. руб. в 2016 г.) и "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" (1916,9 млн. руб. в 2015 г., 1261,8 млн. руб. в 2016 г. и 1961,7 млн. руб. в 2017 г.).

В рамках государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы представлены расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" в 2015 году в сумме 4 131,2 млн. рублей, в 2016 году - 5 200,2 млн. рублей, в 2017 году - 7 512,7 млн. рублей.

В 2015-2017 годах на мероприятия ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" из федерального бюджета предусматриваются субсидии в 2015 году в сумме 546,8 млн. рублей, в 2016 году - 972,8 млн. рублей, в 2017 году - 2 243,3 млн. рублей.

Отклонения в темпах роста в 2015-2017 годах обусловлены общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (в части федеральных целевых программ), а также изменением динамики финансирования расходов в соответствии с паспортом данной ФЦП в соответствии с графиками реализации отдельных мероприятий.

За счет данной субсидии в 2015 -2017 годах планируется осуществлять следующие мероприятия:

- ликвидация последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод;

- ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината;

- мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод;

- проведение работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское;

- строительство (реконструкция, модернизация) объектов водного хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование соответствующих объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Также проектом федерального закона предусматривается увеличение расходов федерального бюджета на следующие подпрограммы:

- "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике" (6,7 млн. руб. в 2015 г.; 2,6 млн. руб. в 2016 г.);

- "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" (490,8 млн. руб. в 2015 г., 244,6 млн. руб. в 2016 г., 244 млн. руб. в 2017 г.).

Указанное увеличение бюджетных ассигнований, по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы объемами финансирования, безусловно, позитивно отразится на достижении поставленных государственной программой целях и задачах.

Проектом федерального закона в 2015 и 2016 годах предусматривается увеличение объемов бюджетных ассигнований, направляемых на достижение целей подпрограммы "Биологическое разнообразие России", на 1 125 млн. руб., и на 1 128 млн. руб. соответственно, а в 2017 году предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований на 264,8 млн. руб.

Согласно пояснительной записке выделяемые бюджетные ассигнования сверх предусмотренных действующей государственной программой будут направлены на мероприятия по обеспечению охраны и защиты природных комплексов и объектов, регулирование использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и по развитию эколого-просветительской деятельности и познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В то же время в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование уменьшения бюджетных ассигнований в отношении расходов на реализацию мероприятий подпрограммы "Биологическое разнообразие России" на 2017 год.

Учитывая изложенное, сокращение минимального объема бюджетных ассигнований на указанную подпрограмму в 2017 году может послужить предпосылкой к несвоевременному и некачественному достижению результатов, ожидаемых от ее реализации.

При этом следует отметить необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" в части приведения его в соответствие нормам рассматриваемого проекта федерального закона после вступления его в силу.

Отдельно Комитет положительно отмечает выделение дополнительных средств на увеличение оплаты труда сотрудников подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральных государственных бюджетных учреждений в 2015, 2016 и 2017 года на 1 000 млн. руб., 1 500 млн. руб. и 1 500 млн. руб. соответственно.

Вместе с тем Комитет обращает внимание на то, что Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны и согласованы материалы, обосновывающие необходимость увеличения заработной платы работников ФГБУ, подведомственных Росгидромету. Также проводится работа по подготовке плана мероприятий изменений в отрасли, направленных на повышение эффективности деятельности, и поправок к Примерным положениям об оплате труда работников ФГБУ, утвержденных приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.09.2008 г. N 330.

Исходя из этих материалов, принимая во внимание повышение роли гидрометеорологической службы в обеспечении безопасности Российской Федерации на фоне роста интенсивности опасных гидрометеорологических явлений (наводнений, селей, цунами, ураганов и др.), видится обоснованным доведение размера дополнительных бюджетных ассигнований на повышение зарплат работникам ФГБУ Росгидромета до 2968,9 млн. руб. ежегодно.

В этой связи Комитет считает целесообразным при подготовке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств на реализацию подпрограммы "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" в размерах 1968,9 млн. руб. в 2015 году, 1468,9 млн. руб. в 2016 году и 1468,9 млн. руб. в 2017 году.

В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" предусмотрены в 2015 году в объеме 13 413,7 млн. рублей, в 2016 году - 13 585,2 млн. рублей, в 2017 году - 12 797,2 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 3 070,7 млн. рублей, в 2016 году - на 3 240,3 млн. рублей, в 2017 году - на 2 954,0 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года увеличены на 2 881,8 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года - на 171,5 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 788,0 млн. рублей.

Дополнительные бюджетные ассигнования выделены на реализацию подпрограммы "Развитие аквакультуры" в части мероприятий по осуществлению работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, осуществлению работ по сохранению водных биоресурсов, развитию системы государственной поддержки субъектов аквакультуры в 2015 году в объеме 860,0 млн. рублей, в 2016 году в объеме 797,0 млн. рублей, в 2017 году в объеме 629,8 млн. рублей.

Так, законопроектом предусмотрено финансирование на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводства), на 2015 год - 399,14 млн. рублей, на 2016 год - 609,63 млн. рублей, на 2017 год - 600,46 млн. рублей.

Вместе с тем в рамках проекта Госпрограммы необходимы дополнительные ассигнования на развитие аквакультуры (субсидирование процентных ставок, экономически значимые региональные программы) и экосистемные исследования по подпрограмме 2 "Развитие аквакультуры" в следующих объемах: в 2015 году - 1 046,9 млн. руб., в 2016 году - 1 698,4 млн. руб., в 2017 году - 2 594,3 млн. руб., в том числе: субсидирование процентных ставок по кредитам в 2015 году - 413,4 млн. руб., в 2016 году -511,6 млн. руб., в 2017 году - 753,8 млн. руб., софинансирование экономически значимых региональных программ в 2015 году - 296,6 млн. руб., в 2016 году -839,0 млн. руб., в 2017 году - 1 470,2 млн. руб., стимулирование научно-исследовательской деятельности (разработка технологий выращивания, новых объектов, рецептур кормов) в 2015 году - 336,9 млн. руб., в 2016 году -347,8 млн. руб., в 2017 году - 370,3 млн. руб.

Также законопроектом предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Наука и инновации" в части мероприятий, направленных на развитие рыбохозяйственных исследований и разработок, в 2015 году в объеме 1 170,4 млн. рублей, в 2016 году - 680,6 млн. рублей, в 2017 году - 612,2 млн. рублей.

Вместе с тем необходимы дополнительные бюджетные ассигнования по подпрограмме 3 "Наука и инновации", в том числе на прикладные научные исследования (проведение экспедиций для разведывания общего допустимого улова) в 2015 году в объеме 274,9 млн. рублей, в 2016 году - 859,7 млн. рублей, в 2017 году - 1 209,5 млн. рублей.

Предлагаемое дополнительное финансирование необходимо для эффективного развития товарного рыбоводства и расширения объемов потенциального вылова (разведанных запасов), что позволит нарастить объемы производства собственной товарной рыбной продукции и увеличить объемы добычи водных биоресурсов, создав благоприятные условия для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке.

Законопроектом предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию и других подпрограмм.

Так, на реализацию подпрограммы "Модернизация и стимулирование" в части мероприятий, направленных на стимулирование модернизации существующего и строительства нового рыбопромыслового флота, а также на стимулирование модернизации существующих и строительства новых объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции предусмотрено в 2015 году в объеме 192,4 млн. рублей, в 2016 году в объеме 23,6 млн. рублей, в 2017 году в объеме 7,2 млн. рублей.

На реализацию подпрограммы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" в части мероприятий по строительству и реконструкции рыбоводных заводов, развитию научно-производственной базы аквакультуры, обеспечению эффективной и безопасной добычи водных биологических ресурсов, повышению качества государственного мониторинга контроля добычи водных биологических ресурсов, реконструкции отдельных объектов предусмотрено в 2015 году в объеме 632,8 млн. рублей, в 2016 году в объеме 1 530,8 млн. рублей, в 2017 году в объеме 1 725,7 млн. рублей.

Следует отметить, что на изменение расходов по государственной программе повлияло увеличение бюджетных ассигнований за счет перераспределения с Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в том числе по подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" в 2015 году в объеме 3 000,0 млн. рублей, в 2016 году - 3 200,0 млн. рублей, в 2017 году - 3 300,0 млн. рублей.

Отдельно следует отметить, что законопроект в рамках Государственной программы Российской Федерации N 26 "Развитие рыбохозяйственного комплекса" не предусматривает подпрограмму "Развитие осетрового хозяйства" с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования.

Вместе с тем необходимость включения указанной подпрограммы обоснована поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16.08.2013 N Пр-1943, а также поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 26.08.2013 N ДМ-П11-6091 и обусловлена необходимостью сохранения и увеличения запасов осетровых видов рыб и обеспечения создания условий для развития товарного осетроводства.

Осетровые относятся к особо ценным видам рыб, находящимся под угрозой исчезновения, в связи с чем требуется принятие эффективных мер по ограничению оборота продукции осетроводства, усиление контроля за оборотом этой продукции. При этом следует учитывать, что сохранение и воспроизводство осетровых видов рыб регулируется не только на внутреннем, но и на международном уровнях.

Следует отметить, что необходимые изменения в Госпрограмму с учетом увеличения объемов финансирования на 2015-2017 годы за счет перераспределения ассигнований Минсельхозом России были рассмотрены и одобрены на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (протокол от 17.09.2014 г. N 2).

В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в законопроекте необходимо предусмотреть в рамках Госпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" подпрограмму N 8 "Развитие осетрового хозяйства" со следующим объемом финансирования на период 2015-2017 годов в размере 2943,64 млн. рублей, в том числе по годам: на 2015 год - 1 008,87 млн. рублей, на 2016 год - 986,19 млн. рублей, на 2017 год - 948,57 млн. рублей.

В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" предусмотрены в 2015 году в объеме 63 830,5 млн. рублей, в 2016 году - 65 331,5 млн. рублей, в 2017 году - 76 403,2 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 182,2 млн. рублей, в 2016 году уменьшены на 760,4 млн. рублей, в 2017 году - на 1 258,8 млн. рублей. Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по государственной программе повлияло:

снижение в 2015-2017 годах на 50,0 млн. рублей ежегодно расходов на реализацию подпрограммы "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" в связи с уменьшением количества государственных опытных охотничьих хозяйств, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и необходимостью финансирования иных учреждений, участвующих в реализации приоритетных направлений деятельности Минприроды России в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы;

увеличение в рамках подпрограммы "Использование водных ресурсов" бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога Дирекцией комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга в 2015 году на 439,8 млн. рублей, в 2016 году - на 439,6 млн. рублей и в 2017 году - на 439,2 млн. рублей;

увеличение в рамках подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" бюджетных ассигнований на докапитализацию ОАО "Росгеология" в целях создания современной комплексной геофизической партии, способной выполнять высокотехнологичные сейсморазведочные и гравиметрические работы, в 2015 году на 500,0 млн. рублей;

уменьшение в 2015 году бюджетных ассигнований по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" на 2 927,8 млн. рублей в связи с их перераспределением на реализацию мероприятий по проведению дноуглубительных работ и строительству объектов инженерной защиты на территориях субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, подвергшихся крупномасштабному наводнению в 2013 году, по берегоукреплению правого берега реки Волга в г. Волгограде в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (на 2 175,3 млн. рублей); на создание единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы" государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы (на 449,4 млн. рублей); на развитие единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС в рознице) в рамках государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (на 303,1 млн. рублей).

В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на  542,2 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года увеличены на 1 501,0 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года - на 11 071,7 млн. рублей.

Изменение расходов по государственной программе обусловлено общими подходами к формированию проекта федерального бюджета, а также вышеописанными факторами.

По подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" объем финансирования составит в 2015 г. - 36 531,9 млн. рублей, в 2015 г. - 38 316,1 млн. рублей, в 2016 г. - 40 356,7 млн. рублей.

Объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2015 году на 2 446,3 млн. рублей, в 2016 году - на 755,6 млн. рублей, в 2017 году - на 881 млн. рублей.

Однако Комитет считает, что вышеназванные факторы не дают достаточного обоснования снижения объемов бюджетных ассигнований по рассматриваемой подпрограмме.

Вместе с тем сфера реализации подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" охватывает такие важнейшие направления деятельности как: обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, упрочить конкурентные возможности России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире.

При этом в области воспроизводства минерально-сырьевой базы отмечается ухудшение структуры разведанных запасов нефти и газа, колчеданно-полиметаллических руд и бокситов на Урале, алмазных и сурьмяных месторождений в Республике Саха (Якутия), коренных месторождений легкообогатимых руд золота в различных регионах России, сохраняется дефицит руд марганца, титана, хромитов, бокситов, циркония, тантала, ниобия, графита, особо чистого кварца, каолина, бентонита, кускового флюорита, урана, лития, бериллия, редкоземельных металлов, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта сырья, сокращаются прогнозные ресурсы по интенсивно добываемым полезным ископаемым.

Учитывая недофинансирование предусмотренных Программой мероприятий в 2011 - 2012 годах (20 млрд. рублей фактических против 32,2 млрд. рублей запланированных и 27,1 млрд. рублей фактических против 42,3 млрд. рублей запланированных соответственно), а также недостаточное финансирование запланированных плановых показателей Программы в 2015, 2016 и 2017 годах, есть риск недостижения к 2020 году запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Исходя из вышеизложенного, по мнению Комитета, следует рассмотреть вопрос об увеличении финансирования по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" до показателей, предусмотренных в этой подпрограмме.

Согласно целям и задачам подпрограммы "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов", направленных на обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и обеспечение повышения доступности охотничьих ресурсов для населения, в федеральном бюджете на 2015-2017 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в 2015 году в объеме 63 830,5 млн. рублей, в 2016 году - 65 331,5 млн. рублей, в 2017 году - 76 403,2 млн. рублей.

Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в рамках подпрограммы "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд) составят в 2016 году - 9 077,2 млн. рублей, в 2017 году - 8 173,8 млн. рублей, расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений (предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) составят в 2016 году - 224 880,0 млн. рублей, в 2017 году - 287 900,0 млн. рублей.

В результате исполнения программы ожидается рост численности основных видов охотничьих ресурсов, прежде всего копытных животных, рост показателя отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам как основного индикатора состояния дел с сохранением и воспроизводством охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также повышение эффективности федерального государственного охотничьего надзора, минимизация факторов, негативно влияющих на восстановление численности охотничьих ресурсов.

Кроме того, в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" обеспечивается реализация расходных полномочий Российской Федерации по организации и осуществлению сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также обеспечению сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания в соответствии с Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются размеры субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета.

Единая субвенция в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 1309-р, сформирована из 9 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и направлена на финансовое обеспечение осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в том числе в области охраны и использования охотничьих ресурсов по федеральному государственному охотничьему надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, а также в области охраны и использования охотничьих ресурсов (за исключением полномочий Российской Федерации по федеральному государственному охотничьему надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений).

Вместе с тем следует отметить, что пунктом 3 поручения Президента Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. N Пр-2506 Правительству Российской Федерации было поручено представить предложения по обеспечению деятельности не менее трех государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном образовании, на территории которого имеются охотничьи угодья.

Ежегодный объем дополнительного финансирования в виде субвенций из средств федерального бюджета на сегодняшний день составляет 1 900 млн. руб. При этом на содержание охотничьих инспекторов необходимо не менее 2 530 млн. руб. из расчета не менее 3 государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном образовании, на территории которого имеются охотничьи угодья.

Однако дополнительный объем финансирования переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов был определен в размере 0,65 млн. руб. и включен в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Указанное увеличение не позволяет исполнить поручение Президента Российской Федерации.

Нехватка финансирования указанных полномочий имеет особую актуальность в решении вопроса увеличения объема федерального финансирования переданных полномочий для дотационных регионов.

В субъектах Российской Федерации начиная с 2008 года в установленном порядке сформированы и действуют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие исполнение переданных полномочий, осуществление которых происходит за счет субвенций из федерального бюджета, общая сумма которых в 2013 году составила около 600 млн. рублей.

В связи с недостаточным объемом выделяемых субвенций общая численность государственных охотничьих инспекторов в регионах не превышает 2500 человек (против 10 тыс. человек в 2000 году) и в 40% субъектов Российской Федерации не достигает 1 человека на муниципальный район (в среднем на 1 инспектора приходится 5000 км2 территории).

Следствием недостаточного финансирования охраны животного мира является рост незаконной добычи охотничьих ресурсов, который значительно превышает по объему официальное изъятие и составляет в денежном выражении около 18 000 млн. рублей в год.

Наглядными примерами ослабления функций государства в этой сфере являются значительное, до 5 тыс. особей (с 700 тыс. голов в конце 70-х годов XX века) снижение численности сайгака в республике Калмыкия (что уже поставило российскую популяцию этого вида на грань исчезновения), регулярные случаи задержания на границе продукции незаконной добычи амурского тигра, бурого медведя, кабарги.

В этой связи необходимо отметить, что охране указанных объектов животного мира уделяется самое пристальное внимание на международном уровне, и имеющиеся факты незаконной добычи и оборота ценных объектов животного мира могут также существенным образом сказаться на престиже Российской Федерации.

Учитывая изложенное, исполнение вышеназванного поручения Президента Российской Федерации возможно при внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (ФЦП) предусмотрен общий объем финансирования в 2015-2016 годах за счет средств федерального бюджета - 75 650 млн. рублей, в том числе субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) - 26 310 млн. рублей.

За неполных 3 года реализации ФЦП объемы финансирования ее мероприятий при принятии ежегодных законов о бюджете, а также оптимизациях средств федерального бюджета, значительно сокращены.

Так, Федеральным законом от 02 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" общий объем финансирования по ФЦП в 2015-2016 годах за счет средств федерального бюджета значительно сокращен - 31 270 млн. рублей (41,3% от объемов, утвержденных паспортом ФЦП), при этом максимальному сокращению подверглись субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности - 2 430 млн. рублей (9,2% от объемов, утвержденных паспортом ФЦП).

В соответствии с доведенными Минфином России предельными объемами бюджетных ассигнований на 2015-2017 годы и с учетом решений, принятых на совещании у Председателя Правительства Д.А. Медведева общий объем бюджетных средств на реализацию ФЦП в 2015-2016 годах составляет 30 930 млн. рублей (40,9%), включая средства на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации - 4 980 млн. рублей (18,9%), в том числе 2015 год -2 440 млн. рублей, 2016 год - 2 540 млн. рублей.

Таким образом, общий объем недофинансирования в 2015-2016 годах по ФЦП составляет 44 720 млн. рублей (59,1%), в том числе 2015 год - 21 900 млн. рублей, 2016 год - 22 400 млн. рублей.

В части субсидий на реализацию объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации недофинансирование в 2015-2016 годах составляет 21 330 млн. рублей (81,1%), в том числе 2015 год - 11 200 млн. рублей, 2016 год - 10 130 млн. рублей.

Подобное сокращение не позволит реализовать в 2015-2016 годах около 100 объектов капитального строительства по защите от негативного воздействия вод - около 200 км водоограждающих дамб и берегоукреплений. Резко снижаются значения целевых показателей ФЦП. В частности, значение показателя "Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления" уменьшится более чем вдвое.

Предусмотренные проектом федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов средства федерального бюджета позволят лишь начать строительство в 2015 году части сооружений инженерной защиты в Дальневосточном регионе, предусмотренных в рамках программ по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, подготовленных в соответствии с пунктом 6 раздела I Протокола заседания Правительственной комиссии по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, от 10 сентября 2013 г. N 1.

При общей потребности в средствах федерального бюджета на софинансирование реализации сводной программы первоочередных мероприятий в объеме 11 400 млн. рублей средств, предусмотренных проектом бюджета на 2015-2017 годы, на продолжение и завершение строительства объектов на Дальнем Востоке в последующих годах, явно недостаточно.

Кроме того, нет средств на софинансирование строительства объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе на территории Сибирского федерального округа, а также реализацию мероприятий по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод в составе региональных программ в области использования и охраны водных объектов, прошедших в установленном порядке процедуру конкурсного отбора.

Таким образом, крайне необходимо увеличение объема субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в рамках ФЦП в 2015 году на 5 000 млн. рублей, в 2016 году на 6 000 млн. рублей.

Далее, что касается государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, в целях оптимизации финансовых процессов, а также более эффективного и оперативного перераспределения финансовых средств, в том числе на тушение лесных пожаров, минуя излишние административные барьеры и процедуры, скорректирована структура указанной государственной программы - укрупнены подпрограммы, основные мероприятия.

Проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован в соответствии с предварительно согласованным проектом государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы и включает две подпрограммы: "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" и "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы". Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы предусмотрены в 2015 году в объеме 33 535,6 млн. рублей, в 2016 году - 32 318,9 млн. рублей, в 2017 году - 31 655,7 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 1 690,6 млн. рублей (или на 5,3%), в 2016 году - на 202,9 млн. рублей (или на 0,6%), в 2017 году уменьшены на 1 105,0 млн. рублей (или на 3,4%).

На изменение объемов расходов в разрезе подпрограмм по сравнению с параметрами, утвержденными в паспорте программы, наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета, повлияло изменение структуры государственной программы и соответствующая корректировка распределения бюджетных ассигнований по подпрограммам. Так, субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в проекте бюджета в полном объеме (за исключением расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров лесного хозяйства) предусматриваются в составе подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов", в то время, как в утвержденной государственной программе они отражались по всем подпрограммам, в том числе часть указанных субвенций в объеме 13 510,3 млн. рублей в 2015 году, 13 505,4 млн. рублей в 2016 году, 14 455,3 млн. рублей в 2017 году предусматривалась в составе подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы".

Общий объем расходов на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривается в законопроекте на 2015 год в сумме 24 855,3 млн. руб., на 2016 год - 24 264,1 млн. руб., на 2017 год в сумме 23 730,0 млн. рублей.

За счет указанных субвенций в 2015 - 2017 годах будут осуществляться мероприятия по организации использования лесов, их охране (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защите и воспроизводству (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на землях лесного фонда.

На осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджетам Республики Крым и г. Севастополя предусмотрены средства в 2015 году в сумме 46,0 млн. рублей, в 2016-2017 годах в сумме 46,1 млн. рублей ежегодно в соответствии с заключенными Соглашениями с Советом министров Республики Крым и Правительством г. Севастополя о передаче части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Кроме того, по подпрограмме "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" проектом бюджета предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований в связи с перераспределением бюджетных ассигнований с государственной программы на непрограммные направления деятельности в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 1313-р "О создании федерального государственного казенного учреждения "Центррезерв" и отнесении его к ведению Рослесхоза" в 2015 году в объеме 5,8 млн. рублей, в 2016-2017 годах в объеме 6,0 млн. рублей ежегодно.

При этом в составе данной подпрограммы предусматривается выделение дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Алтай на приобретение вертолета в лизинг в 2015-2017 годах в сумме 80,0 млн. рублей ежегодно.

По подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы проектом бюджета предусматривается увеличение бюджетных ассигнований в 2015 году в связи с перераспределением бюджетных ассигнований:

с государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" - на реализацию проекта с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" - в объеме 910,4 млн. рублей;

с государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" - на создание единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней - в объеме 449,4 млн. рублей.

В целях обеспечения выполнения возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предупреждению и тушению лесных пожаров в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрены субсидии на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования на 2015 год в сумме 476,0 млн. рублей, на 2016 год - 1 268,8 млн. рублей, на 2017 год - 1 195,1 млн. рублей.

Комитет считает необходимым отметить, что представленный проект федерального закона не предусматривает в полном объеме обеспечение финансирования мероприятий, связанных с реализацией принятых федеральных законов.

В частности, Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов" полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений расширены полномочиями по осуществлению мониторинга воспроизводства лесов и по формированию и использованию страховых фондов семян лесных растений. В этой связи необходимо дополнительное финансирование соответствующих мероприятий.

Общие ежегодные затраты федерального бюджета на организацию и ведения мониторинга воспроизводства лесов составят 437,9 млн. рублей.

Необходимые ежегодные затраты на формирование фондов семян лесных растений и хранение в них семян на период 2013-2020 годов составляют 364,8 млн. рублей.

Комитет также обращает внимание, что представленным законопроектом предусматривается обеспечение финансирования только части мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу в части внедрения системы отслеживания происхождения древесины (системы учета и контроля на всех этапах ее перемещения) с 1 февраля 2014 года.

Реализация Федерального закона требует выделения ассигнований из федерального бюджета на создание единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС). Указанные средства законопроектом предусмотрены в объеме 449,4 млн. рублей. Размер указанных средств определен исходя из затрат, необходимых на проектирование, разработку и опытную эксплуатацию ЕГАИС, доработку ЕГАИС в процессе эксплуатации и ее внедрение.

При этом на поддержание функционирования и обслуживание ЕГАИС потребуется дополнительно 100 млн. рублей ежегодно начиная с 2015 года. Между тем, эти средства в проекте федерального бюджета не предусмотрены.

Отсутствие указанных средств не позволит в полной мере обеспечить достижение целевых показателей, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов".

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении и предлагает Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам учесть изложенные в настоящем заключении замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению.

 

Председатель Комитета

В.И. Кашин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.