Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по промышленности (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает.

 

1. Основные показатели бюджета

 

Макроэкономические параметры, использованные при составлении законопроекта, пересмотрены в сторону понижения по сравнению с заложенными ранее в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период с 2014 по 2016 год и положенными в основу федерального бюджета, принятого Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Такой пересмотр объясняется тем, что в 2013 году увеличение расходных обязательств бюджета планировалось на основе более оптимистичных ожиданий в отношении динамики социально-экономического развития нашей страны. Дополнительными факторами, которые в 2014 году ухудшили макроэкономический прогноз социально-экономического развития на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и, соответственно, параметры федерального бюджета на этот период, являются: возможное усиление геополитической напряженности, ожидаемые колебания цен на нефть и валютных курсов, высокая инфляция, проблемы с получением займов на внутреннем и внешнем рынках и отсутствие ожидаемых доходов от приватизации.

Поэтому основное внимание Правительства Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов было направлено на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем его подготовка осуществлялась на основе "консервативного" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2015-2017 годов. В рамках "консервативного" варианта в основу законопроекта были заложены более низкие показатели по объему ВВП, объемам экспорта и импорта товаров, прибыли организаций, фонду заработной платы и других макроэкономических показателей, непосредственно влияющих на доходную часть федерального бюджета.

Основные показатели федерального бюджета на период 2015-2017 годов - объём валового внутреннего продукта, доходы, расходы и дефицит, даны в статье 1 законопроекта и представлены в таблице 1:

 

Таблица 1

 

млрд. руб.

Показатель

2015 год

(инфляция 5,5%)

2016 год
(инфляция 4,5%)

2017 год
(инфляция 4,0%)

ВВП

77 498

83 208

90 063

Рост ВВП по отношению к предыдущему году, %

6,8

7,4

8,2

Доходы, всего

15 082 

15 796

16 548

%% к ВВП

19,5

19,0

18,4

Расходы, всего

15 513

16 272

17 089

%% к ВВП

20,0

19,6

19,0

Дефицит

431

476

541

%% к ВВП

0,6

0,6

0,6

 

В плановый период при росте ВВП одновременно планируются как снижение в его объёме доли доходов федерального бюджета (с 19,5% ВВП в 2015 году до 18,4% ВВП к 2017 году), так и снижение доли расходов (с 20,0% ВВП в 2015 году до 19,0% ВВП к 2017 году), что объясняется, как отмечалось выше, пессимистичными прогнозами состояния экономики.

При этом Комитет считает необходимым обратить внимание, как на положительный факт, на тенденцию к снижению доли нефтегазового сектора в экономике страны: нефтегазовые доходы федерального бюджета в процентах к ВВП в среднесрочной перспективе незначительно сокращаются с 10,0% в 2015 году до 9,7% и 9,1% в последующие два года. Однако при этом обращает на себя внимание сохраняющаяся практически неизменной доля ненефтегазовых доходов относительно ВВП (9,5% в 2015 году и по 9,3% в 2016 и 2017 годах), что свидетельствует об отсутствии промышленного роста и о сокращении доходной части бюджета.

2. Государственные программы

 

При подготовке законопроекта большая часть финансовых расходов федерального бюджета распределялась на основе программно-целевого подхода, а все государственные программы Российской Федерации были сгруппированы по 5 основным направлениям:

I. Новое качество жизни (12 программ).

II. Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ).

III. Обеспечение национальной безопасности (1 программа).

IV. Сбалансированное региональное развитие (5 программ).

V. Эффективное государство (4 программы).

Комитет в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2014 года (протокол N 193) является ответственным по государственным программам, имеющим коды с 16 по 21 и относящимся к направлению "Инновационное развитие и модернизация экономики":

1. "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - N 16.

2. "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" - N 17.

3. "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" - N 18.

4. "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2015 годы" - N 19.

5. "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы" - N 20.

6. "Космическая деятельность России" - N 21.

 

Государственная программа
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

 

Целью данной государственной программы является создание в стране конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию и интеграции в мировой рынок, к разработке передовых промышленных технологий и производству инновационной продукции, к решению задач обеспечения обороноспособности страны. В ходе достижения указанной цели планируется решить 16 задач, сгруппированных ниже.

Для создания новых отраслей и завоевания рынков в рамках реализации мероприятий этой программы планируется решить следующие задачи:

- опережающего создания инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

- снятия регуляторных барьеров и формирования паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.

Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, считается необходимым решить следующие задачи:

- стимулирования увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

- поэтапного сокращения объемов прямого государственного финансирования отраслей;

- фокусировки инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.

Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения следующих задач:

- обновления технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

- стимулирования научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

- обеспечения для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;

- стимулирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

- развития конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

- координации программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.

Отдельной задачей является развития ОПК, ключевым для решения которой является повышение эффективности использования производственного потенциала предприятий этого комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.

В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется решить задачи:

- создания в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;

- совершенствования национальной системы стандартизации, гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;

- обеспечения единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

- недопущения научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранения метрологического суверенитета России.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

млн. руб.

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

5

6

7 = 6/5 х 100

8

9

10 = 9/8 х 100

Всего

154 405,8

134 727,7

87,3

158 251,7

125 402,4

79,2

121 714,2

94 985,8

78,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма "Автомобильная промышленность"

106 272,5

79 046,8

74,4

106 738,2

78 950,6

74,0

110 740,3

78 044,1

70,5

Подпрограмма "Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника)"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Легкая промышленность и народные художественные промыслы"

1 547,1

1 547,1

100,0

1 547,1

1 521,2

98,3

-

0,0

-

Подпрограмма "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса"

8 396,4

7 822,9

93,2

8 044,8

7 820,8

97,2

3 280,4

3 158,9

96,3

Подпрограмма "Транспортное машиностроение"

6 188,8

6 038,6

97,6

3 190,6

3 126,7

98,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Станкоинструментальная промышленность"

1 775,1

1 775,1

100,0

1 500,0

1 470,0

98,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Тяжелое машиностроение"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Силовая электротехника и энергетическое машиностроение"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Металлургия"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Лесопромышленный комплекс"

794,0

785,0

98,9

894,0

876,1

98,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений"

1603,3282

1 678,9

104,7

2024,3282

2 053,5

101,4

1367,5174

1 323,1

96,8

Подпрограмма "Химический комплекс"

168,52

668,5

396,7

180,00

880,0

488,9

-

880,0

-

Подпрограмма "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них"

1 488

1 454,5

97,8

1 637

1 603,8

98,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов"

2 254

2 243,7

99,6

2 941

2 675,1

91,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы"

4 802,42

12 166,5

253,3

15 741,42

10 486,8

66,6

573,86

5 639,7

982,8

Подпрограмма "Промышленные биотехнологии"

500,0

500,0

100,0

500,0

490,0

98,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна"

1 000

1 100,0

110,0

1 000

1 080,0

108,0

-

0,0

-

Подпрограмма "Индустриальные парки"

-

300,0

-

-

300,0

-

-

300,0

-

Подпрограмма "Индустрия детских товаров"

1 100

1 083,9

98,5

1 150

1 127,0

98,0

-

0,0

-

Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

16516,28

16 516,3

100,0

11163,99

10 940,7

98,0

5752,13

5 640,0

98,1

 

В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" имеют тенденцию к сокращению: в 2015 году - на 13%, в 2016 году - на 21% и в 2017 году - на 22%. С учётом того, что по всему бюджету сокращения, в среднем, составляют 10%, Комитет обращает внимание на увеличенные объемы сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых на важнейшую, с точки зрения поддержания промышленного роста, государственную программу по сравнению с другими.

Кроме того, обращает на себя внимание прекращение с 2017 года финансирования 9 подпрограмм: "Легкая промышленность и народные художественные промыслы", "Транспортное машиностроение", "Станкоинструментальная промышленность", "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них", "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов", "Лесопромышленный комплекс", "Промышленные биотехнологии", "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна", "Индустрия детских товаров", пять из которых оказывают существенное влияние на состояние технического прогресса в стране, а три из них являются ключевыми для достижения цели государственной программы и решения её задач.

Комитет обращает также внимание на отсутствие финансирования по 6 подпрограммам: "Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности"; "Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника)"; "Тяжелое машиностроение"; "Силовая электротехника и энергетическое машиностроение"; "Металлургия"; "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт", часть из которых являются определяющими для строительства новых предприятий, повышения энергоэффективности и снижения металлоёмкости в промышленности.

Фактически в 2017 году из 22 подпрограмм, являющихся составной частью рассматриваемой государственной программы, федеральным бюджетом не финансируется 15 подпрограмм. Это ставит под сомнение достижение цели государственной программы - создание в стране промышленности, способной к саморазвитию и конкуренции на мировом рынке, к разработке передовых промышленных технологий и производству инновационной продукции. Как следствие, можно прогнозировать снижение экономического потенциала и обороноспособности страны в сложных условиях обострения геополитической обстановки.

Государственная программа
"Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы"

 

Целями данной государственной программы являются: создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление её на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники. В ходе их достижения планируется решить следующие задачи:

- создания корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения;

- создания научно-технического задела, обеспечивающего мировое лидерство в авиационных технологиях;

- совершенствования нормативно-правового регулирования в области авиационной промышленности;

- развития кадрового потенциала авиационной промышленности;

- продвижения продукции отечественной авиационной промышленности на внутренних и внешних рынках, локализации современных производств ведущих иностранных авиастроительных компаний и импортозамещения.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию госпрограммы представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

млн. руб.

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

5

6

7 = 6/5 х 100

8

9

10 = 9/8 х 100

Всего

60 085,6

62 085,6

103,3

55 850,1

54 733,1

98,0

49 491,5

46 526,7

94,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма "Самолетостроение"

8 092,2

8 092,2

100,0

15 908,7

15 530,3

97,6

11 260,0

10 760,9

95,6

Подпрограмма "Вертолетостроение"

-

0,0

-

5 199,8

5 078,2

97,7

5 550,8

5 385,1

97,0

Подпрограмма "Авиационное двигателестроение"

1 448,1

1 288,1

89,0

5 275,4

5 275,4

100,0

5 413,9

5 413,9

100,0

Подпрограмма "Авиационное агрегатостроение"

-

0,0

-

2 740,6

2 740,6

100,0

1 562,2

1 562,2

100,0

Подпрограмма "Авиационное приборостроение"

-

0,0

-

3 099,6

3 099,6

100,0

2 492,6

2 492,6

100,0

Подпрограмма "Малая авиация"

-

0,0

-

570,0

570,0

100,0

1 080,0

1 080,0

100,0

Подпрограмма "Авиационная наука и технологии"

-

60,0

-

12 857,7

12 240,7

95,2

12 662,1

12 362,1

97,6

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы"

4 612,0

6 712,0

145,5

10 198,3

10 198,3

100,0

9 469,9

7 469,9

78,9

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"

45 933,3

45 933,3

100,0

-

0,0

-

-

0,0

-

 

В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" уменьшаются с 62 085,6 млн. руб. в 2015 году до 54 733,1 млн. руб. в 2016 году и до 46 526,7 млн. руб. в 2017 году. Сокращение финансирования государственной программы с 2015 года предусмотрено паспортом, однако, с 2016 года в соответствии с законопроектом происходит дополнительное уменьшение её бюджетного финансирования на 2-6% ежегодно, что требует пересмотра и уточнения программных целей.

Наибольшее снижение финансирования произошло по подпрограмме "Самолетостроение" - в части выполнения НИОКР по расширению семейства региональных самолетов: в 2016 году на 378,4 млн. руб. и в 2017 году на 499,2 млн. руб.

В условиях сокращения бюджетного финансирования программных мероприятий, по мнению Комитета, необходимо раскрыть и уточнить содержание подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы", на которую приходится до 20% объемов бюджетного финансирования государственной программы и целями мероприятий которой являются формирование и развитие обеспечивающих механизмов ее реализации.

Государственная программа
"Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы"

 

Целями данной государственной программы являются: повышение конкурентоспособности судостроительной отрасли Российской Федерации в мире и обеспечение частичного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения. В ходе её выполнения планируется решить следующие задачи:

- создания опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской и речной техники;

- укрепления и развития научного, проектно-конструкторского и производственного потенциалов отрасли;

- обеспечения безусловного выполнения государственного оборонного заказа и текущей государственной программы вооружения;

- развития кадрового потенциала судостроительной промышленности и закрепления его в организациях отрасли;

- обеспечения эффективности работы отрасли и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения, включая достижение уровня передовых стран по качеству судостроительной продукции.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию госпрограммы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

млн. руб.

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

5

6

7 = 6/5 х 100

8

9

10 = 9/8 х 100

Всего

9 188,5

9 188,5

100,0

19 028,7

18 648,1

98,0

13 400,9

11 754,2

87,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма "Развитие судостроительной науки"

0,0

0,0

-

3 616,0

3 377,3

93,4

4 255,9

4 074,7

95,7

Подпрограмма "Развитие гражданской морской и речной техники"

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

5 300,0

5 274,7

99,5

Подпрограмма "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли"

0,0

0,0

-

5 700,0

5 586,0

98,0

400,0

400,0

100,0

Подпрограмма "Государственная поддержка"

2 702,1

2 702,1

100,0

5 392,7

5 364,9

99,5

3 205,0

1 764,9

55,1

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы"

0,0

0,0

-

220,0

220,0

100,0

240,0

240,0

100,0

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы

6 486,4

6 486,4

100,0

4 100,0

4 100,0

100,0

0,0

0,0

-

 

Предусмотренные законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" меньше предусмотренных паспортом государственной программы: в 2016 году на 380,6 млн. рублей и в 2017 году на 1 646,7 млн. рублей. В целом уменьшение объемов бюджетного финансирования государственной программы составит от 2% до 12% от объемов ее ежегодного финансирования и затронет 4 из 6 подпрограмм. Необходимо отметить, что существенное, до 50%, сокращение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Государственная поддержка" в 2017 году связано с завершением предоставления государственной поддержки российским лизинговым компаниям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах, на закупку гражданских судов с последующей их передачей российским транспортным компаниям и пароходствам по договорам лизинга.

Государственная программа
"Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности"

 

Целью данной государственной программы является повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализации инновационного потенциала. В ходе её выполнения планируется решить следующие задачи:

- создания научно-технического задела по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям, соответствующим современному уровню развития радиоэлектроники;

- создания современной научно-технической и производственно-технологической базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

 

млн. руб.

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

5

6

7 = 6/5 х 100

8

9

10 = 9/8 х 100

Всего

14 523,9

14 523,9

100,0

14 459,9

14 170,7

98,0

13 261,5

13 003,0

98,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года"

0,0

0,0

-

14 459,9

14 170,7

98,0

13 261,5

13 003,0

98,1

Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы

14 523,9

14 523,9

100,0

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

 

В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы имеют тенденцию к сокращению в пределах 2% от ежегодного финансирования и по сравнению с паспортом государственной программы уменьшены в 2016 году на 289,2 млн. рублей, а в 2017 году - на 258,5 млн. рублей.

Принимая во внимание важность для государства задачи импортозамещения электронной компонентной базы, Комитет отмечает недостаточный уровень финансирования этой государственной программы, что не позволит:

- финансировать в необходимых объёмах НИОКР по приоритетным направлениям научно-технического и технологического развития радиоэлектронной промышленности;

- произвести замену имеющей высокий уровень физического и морального износа научно-технической и производственно-технологической базы в большинстве организаций отрасли;

- обеспечить запланированное повышение доли электронных компонентов отечественного производства в радиоэлектронных изделиях, в том числе при создании образцов вооружения, военной и специальной техники.

Подтверждением данного вывода является исключение из перечня задач государственной программы (в соответствии с прилагаемым к законопроекту паспортом государственной программы) такой важной задачи, как обеспечение производства в требуемых объемах радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации. Это может привести к сохранению использования в военных целях радиоэлектронных комплектующих зарубежного производства, что является недопустимым в условиях изменившейся геополитической обстановки.

Государственная программа
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы

 

Целью данной государственной программы является создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

- формированием технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;

- формированием инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;

- развитием производства инновационных лекарственных средств и медицинских изделий.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

 

млн. руб.

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

5

6

7 = 6/5 х 100

8

9

10 = 9/8 х 100

Всего

16 598,8

16 598,8

100,0

18 777,7

18 402,1

98,0

16 690,5

16 365,1

98,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Подпрограмма "Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий"

-

0,0

-

-

0,0

-

-

0,0

-

Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

16 598,8

16 598,8

100,0

18 777,7

18 402,1

98,0

16 690,5

16 365,1

98,1

 

В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы, начиная с 2016 года, имеют тенденцию к ежегодному сокращению в пределах 2% от объемов финансирования.

Государственная программа
"Космическая деятельность России на 2013 -2020 годы"

 

Целью данной государственной программы является обеспечение гарантированного доступа и присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы, обороны и безопасности при сохранении ведущих позиций Российской Федерации в пилотируемых полетах и безусловном выполнении международных обязательств в области космической деятельности.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

- развертыванием и поддержанием необходимого для решения целевых задач состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов научного, социально-экономического и двойного назначения, включая российский сегмент Международной космической станции;

- созданием на территории России нового космодрома "Восточный";

- созданием перспективных и модернизацией существующих средств выведения космических аппаратов;

- обеспечением международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях.

Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах на реализацию государственной программы представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

 

млн. руб.

Наименование

2015 год

2016 год

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

Паспорт

Проект

Отклонение от паспорта, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

5

6

7 = 6/5 х 100

8

9

10 = 9/8 х 100

Всего

202 473,7

203 431,2

100,5

201 156,7

227 650,1

113,2

233 732,7

249 447,1

106,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности"

3 360,0

3 360,0

100,0

2 565,0

2 513,7

98,0

2 080,0

2 039,5

98,1

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы"

10 024,0

10 981,5

109,6

139 586,8

167 311,6

119,9

189 510,4

206 086,9

108,7

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы

108 068,9

108 068,9

100,0

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы"

47 599,0

47 599,0

100,0

59 004,9

57 824,8

98,0

42 142,3

41 320,7

98,1

Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы"

33 421,8

33 421,8

100,0

0,0

0,0

-

0,0

0,0

-

 

Комитет отмечает, что в условиях общего сокращения бюджетных расходов ассигнования, выделяемые на реализацию государственной программы в 2015-2017 годах, имеют тенденцию к повышению: в 2015 году выделяются средства в объеме 203 431,2 млн. руб. (на 12,4% больше, чем в предыдущем году), в 2016 году - 227 650,1 млн. руб. (на 11,9% больше, чем в предыдущем году), в 2017 году - 249 447,1 млн. руб. (увеличение на 9,6% по сравнению с предыдущим годом). Более того, по сравнению с паспортом государственной программы предусмотренные в законопроекте объемы бюджетного финансирования увеличены в 2015 году на  957,5 млн. руб., в 2016 году на 26 493,4 млн. руб. и в 2017 году на 15 714,4 млн. руб.

Изменение объемов финансирования связано с тем, что законопроектом предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы", которые, в основном, направляются на мероприятия, связанные со строительством и оснащением космодрома "Восточный" и его инфраструктуры в объеме 30 000,0 млн. руб. в 2016 году и 20 000,0 млн. руб. в 2017 году. Кроме того, дополнительные средства выделяются на финансовое обеспечение деятельности в 2015 году "Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" в связи с проведением работ по доработке технических средств подготовки космонавтов, пришедших в аварийное состояние, в объеме 254,2 млн. руб., а также на капитальный ремонт самолетов, используемых для летной подготовки космонавтов, в объеме 200,0 млн. руб. и на увеличение в 2015 году дотаций на содержание объектов инфраструктуры города Байконура в объеме 91,0 млн. руб.

Вместе с тем, Комитет отмечает сокращение расходов, предусмотренных в рамках федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" (в 2016 году на 1 180,1 млн. рублей, в 2017 году на 821,6 млн. руб.), содержание и направленность которых не раскрыты в пояснительной записке к законопроекту.

 

4. Выводы

 

1. Объемы бюджетного финансирования рассмотренных Комитет Государственной Думы по промышленности государственных программ: "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2015 годы", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы и "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" в 2015, 2016 и 2017 годах, как правило, не совпадают с объемами финансирования, предусмотренными паспортами государственных программ. Уменьшение финансирования государственных программ ставит под сомнение возможность достижения заявленных целей и решения поставленных в них задач. Наибольшие отклонения от своих паспортов имеют государственные программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы".

2. На фоне повышения в 2015 и 2016 годах суммарных расходов федерального бюджета на реализацию других государственных программ Российской Федерации, наблюдается тенденция к снижению суммарного уровня финансирования госпрограмм с N 16 по N 21, имеющих решающее значение для обеспечения устойчивого промышленного и экономического развития Российской Федерации.

3. Часть государственных программ имеет "нулевое" финансирование входящих в них подпрограмм.

4. Государственные программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" и "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы, по своей сути, состоят из федеральных целевых программ, комплексность и масштабы которых не соответствуют масштабам, целям и задачам государственных программ.

5. В проекте федерального бюджета отсутствует, применительно к государственным программам, распределение финансирования по видам расходов (проектирование, НИОКР, производство, закупки), что не позволяет при анализе законопроекта провести корректную оценку как выделяемых средств, так и отклонений от паспортов государственных программ, которые представлены набором расходных требований к федеральному бюджету и слабо увязаны с целями, задачами и целевыми показателями.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности не поддерживает проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.

 

Председатель Комитета

С.В. Собко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.