Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по транспорту рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.

Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и Основных направлений налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Законопроектом предлагается утвердить на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов общий объем бюджетных ассигнований, ведомственную структуру расходов федерального бюджета, а также распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета.

Разработчики Законопроекта исходят из тезиса о том, что в ближайшие годы российская экономика будет вынуждена функционировать в условиях существования ряда макроэкономических рисков, которые будут оказывать негативное влияние на параметры прогноза и консолидированный бюджет Российской Федерации. К числу такого рода рисков относят возможное усугубление геополитической напряженности, инфляционные ожидания, снижение цен на углеводородное сырье и колебание валютных курсов.

Основные характеристики представленного проекта федерального бюджета свидетельствуют о том, что в 2015 - 2017 годах авторы Законопроекта ожидают восстановления более высоких темпов экономического роста после ожидаемого замедления в 2014 году. Так, например, прирост ВВП должен ускориться с 1,2% в 2015 году до 3% в 2017 году.

Вместе с тем, с учетом объективно существующих макроэкономических рисков, очевидным приоритетом бюджетной политики остается обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Сбалансированность федерального бюджета планируется сохранить за счет снижения его расходной части. Если в плановом периоде прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,5% ВВП в 2015 году до 18,4% ВВП в 2017 году, то одновременно в 2015 - 2017 годах планируется и снижение расходов федерального бюджета с 20,0% ВВП в 2015 году до 19,0% ВВП в 2017 году.

Дефицит федерального бюджета (в 2015 году - 0,6% ВВП, в 2016 году - 0,6% ВВП и в 2017 году - 0,6% ВВП) планируется покрывать за счет средств Фонда национального благосостояния (в 2015 году - 19,7 млрд. рублей, в 2016 году - 21,9 млрд. рублей и в 2017 году - 24,9 млрд. рублей), государственных заимствований (в 2015 году - 396,5 млрд. рублей, в 2016 году - 522,1 млрд. рублей и в 2017 году - 701,0 млрд. рублей), поступлений от приватизации федерального имущества (в 2015 году - 158,5 млрд. рублей, в 2016 году - 99,9 млрд. рублей и в 2017 году - 3,0 млрд. рублей), а также "иных источников" (в 2015 году - 411,0 млрд. рублей, в 2016 году - 454,4 млрд. рублей и в 2017 году - 516,0 млрд. рублей).

Дефицит бюджета - явление объективное, требующее соответствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования, в том числе с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В данной связи Комитет ранее обращал и в настоящее время обращает внимание на тот факт, что в первоначально утвержденный Федеральный закон от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" неоднократно вносились соответствующие изменения (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 66-ФЗ и Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 201-ФЗ), в результате которых корректировались основные показатели уже утвержденного федерального бюджета. Данное обстоятельство свидетельствует о существующих проблемах в вопросе достоверности прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и основных показателей федерального бюджета на плановую перспективу, что возможно является следствием несовершенства используемых методик, что приводит к существенным ошибкам и снижению эффективности мер, направленных на решение важнейших экономических и социальных проблем страны.

В контексте государственных программ Комитет отмечает, что анализ динамики расходов федерального бюджета на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 319 (далее - Государственная программа), в 2015 - 2017 годах свидетельствует о том, что общие расходы на содержание и развитие транспортного комплекса страны превышают объемы финансирования, предусмотренные паспортом указанной госпрограммы: в 2015 году - 121,7% от плановых показателей, в 2016 году - 116,0% и в 2017 году - 125,0%.

При этом, как отмечает Комитет, финансирование отдельных подпрограмм предполагается существенно увеличить, в то время как финансирование других подпрограмм - сократить. Так, например, планируется увеличить финансирование подпрограммы "Магистральный железнодорожный транспорт" (в 2015 году финансирование составит 162,4% от плановых показателей паспорта Государственной программы, в 2016 году - 139,8% и в 2017 году - 117,7%), подпрограммы "Дорожное хозяйство" (в 2015 году финансирование составит 140,5% от плановых показателей паспорта Государственной программы, в 2016 году - 128,4% и в 2017 году - 156,7%), а также подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" (в 2015 году финансирование составит 4595,1% от плановых показателей паспорта Государственной программы, в 2016 году - 3998,6% и в 2017 году - 3623,5%).

По ряду иных подпрограммам в период 2016 - 2017 годов отмечается сокращение их финансирования: если подпрограмма "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" в 2015 году будет профинансирована в объеме 103,2% от плановых показателей паспорта Государственной программы, то в 2016 году финансирование предполагает 98,6% от плановых показателей, а в 2017 году - только 93,8%. Аналогичная ситуация с финансированием подпрограммы "Морской и речной транспорт" (в 2015 году - 100,5%, в 2016 году - 99,9% и в 2017 году - 96,6%) и подпрограммы "Надзор в сфере транспорта" (в 2015 году - 101,0%, в 2016 году - 102,0% и в 2017 году - 95,8%). По остальным подпрограммам отклонения носят незначительный характер

В части касающейся финансирования федеральных целевых программ, которые в соответствии с паспортом Государственной программы рассматриваются в качестве программно-целевых инструментов данной госпрограммы, Комитет отмечает, что финансирование ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в 2015 году составит всего 94,9% от объемов финансирования, предусмотренных паспортом Государственной программы, в 2016 году - 99,3% от плановых показателей и только в 2017 году - 100,5%.

Комитет отмечает, что наметившаяся тенденция по сокращению в плановом периоде финансирования отдельных подпрограмм и федеральных целевых программ ставит под сомнение достижения заявленных в паспорте Государственной программы целевых показателей, что с учетом ее комплексного характера может негативно отразится на состоянии и развитии всей транспортной инфраструктуры. Комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо вернуться к данному вопросу и за счет оставшихся резервных средств довести финансирование указанных подпрограмм, а также федеральной целевой программы до уровня, соответствующего паспорту данной госпрограммы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту, поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, а Правительству Российской Федерации, как разработчику Законопроекта, устранить отмеченные недостатки, касающиеся финансирования Государственной программы "Развитие транспортной системы", в период подготовки указанного Законопроекта ко второму чтению.

 

Председатель Комитета

Е.С. Москвичев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.