Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2014 года.

В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 193 от 30 сентября с.г.) Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками наряду с Комитетом по международным делам в качестве профильных комитетов утверждены ответственными за рассмотрение государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность".

Необходимо отметить, что ответственным исполнителем программы является Министерство иностранных дел Российской Федерации, соисполнителями - Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Государственная

программа состоит из трех подпрограмм, для каждой из которых предусмотрено целенаправленное финансирование.

Подпрограмма N 1: "Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации".

Подпрограмма N 2: "Выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств"

Подпрограмма N 3: "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию".

Рассмотрев проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - проект федерального закона N 611445-6) и проанализировав основные параметры распределения бюджетных ассигнований, предусмотренных в приложениях к нему в контексте параметров по финансированию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность", зафиксированных разработчиками в ее паспорте, Комитет отмечает, что уровень финансирования данной программы в целом обеспечивает выполнение основных задач в области внешнеполитической деятельности Российской Федерации, исполнения ею принятых на себя международных обязательств, содействия расширению российского культурно-гуманитарного присутствия в мире.

Согласно Приложению N 6 к пояснительной записке к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" расходы федерального бюджета в 2014-2017 годах в разрезе государственной программы "Внешнеполитическая деятельность" выглядят следующим образом:

 

млн. рублей

Наименование

Код ГП

2014 год (Закон N 349-ФЗ)

2014 год*

1

2

3

4

ГП РФ "Внешнеполитическая деятельность"

41

73 774,8

82 780,0

 

2015 год

Паспорт

Проект

Отклонение от Паспорта, %

Изменение к предыдущему году, %

5

6

7 = 6/5 х 100

8 = 6/4 х 100

75 486,3

86 177,6

114,2

104,1

 

2016 год

Паспорт

Проект

Отклонение от Паспорта, %

Изменение к предыдущему году, %

9

10

11 = 10/9 х 100

12 = 10/6 х 100

76 698,9

88 423,8

115,3

102,6

 

2017 год

Паспорт

Проект

Отклонение от Паспорта, %

Изменение к предыдущему году, %

13

14

15 = 14/13 х 100

16 = 14/10 х 100

77 203,6

88 832,8

115,1

100,5

 

* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 г.

 

Однако необходимо отметить, что в отношении подпрограммы N3 бюджетные ассигнования значительно меньше, чем на то рассчитывало Россотрудничество (соисполнитель), исходя из поставленных Президентом Российской Федерации задач по сохранению Русского мира, всемерной поддержке соотечественников, расширении российского цивилизационно-гуманитарного влияния в мире, реализации интересов России на пространстве СНГ при углублении и расширении евразийских интеграционных процессов, обеспечению России достойного места в международной конфигурации.

Таким образом, есть все основания опасаться, что эффективное осуществление Россотрудничеством возложенных на него приоритетных направлений государственной внешней политики, финансирование его программной деятельности остается проблематичным.

Исходя из изложенного, Комитет рекомендует:

1. Увеличить в 2 раза финансирование правительственной Программы работы с соотечественниками, проживающими за рубежом (сейчас - 342 млн рублей, то есть менее 12 рублей на одного соотечественника в год, при том что Германия только на поддержку немцев в России выделяет на 30% больше всей российской программы по работе со всеми соотечественниками).

2. Расширить объем президентской Программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств до 3-5 тысяч человек ежегодно (в настоящее время - 1 тысяча человек, 160 млн. рублей, то есть требуется в 3-5 раз больше).

3. Организовать аналогичную программу для актива зарубежных НПО пророссийской направленности (для начала - 1 тысяча человек в год, требуется 160 млн. рублей).

4. Увеличить в 2 раза финансирование программной деятельности российских центров науки и культуры за рубежом (сейчас - 100 млн. рублей на 80 стран или менее 3 000 рублей в сутки на центр).

5. Развивать сеть российских центров науки и культуры в странах СНГ с охватом всех крупных городов, превратив центры в столицах в символы России и Содружества (потребуется приобретение участков в центре и строительство зданий в единой стилистике и по самым современным стандартам).

6. Поручить федеральному агентству "Россотрудничество" с учетом опыта деятельности российских фондов:

- "Русский мир",

- по поддержке и защите прав соотечественников, проживающих за рубежом,

- поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова

проработать вопросы создания аналогичных структур:

- по взаимодействию с выпускниками вузов,

- по поддержке русскоязычной прессы,

- по работе с обществами дружбы,

- по линии породненных городов.

Для ресурсного обеспечения данной работы потребуется перенесение субсидий, выделяемых уже действующим фондам (около 700 млн. рублей), в подпрограмму 3 "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию" государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" (ответственный исполнитель - Россотрудничество), а также увеличение финансирования этой подпрограммы дополнительно на 1-1,5 млрд. рублей.

7. Увеличить квоту для принимаемых в российские вузы соотечественников из-за рубежа, а также иностранцев (сейчас - 15 тысяч человек, около 1 млрд. рублей) до 20-30 тысяч, обеспечив для участников этой программы из государств СНГ конкурентные условия учебы в России (в настоящее время не оплачиваются проезд и медицинская страховка, это еще потребует дополнительно порядка 1 млрд. рублей ежегодно).

Комитет рекомендует принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении; но при этом в расчете на то, что Правительство Российской Федерации прислушается к мнению депутатов Государственной Думы и ко второму чтению будут приняты поправки, позволяющие увеличить объем финансирования подпрограммы N 3 "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию" с учетом изложенных предложений по усилению программной деятельности Россотрудничества.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.