Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона N 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (об унификации процессуальных норм), внесенный Верховным Судом Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (об унификации процессуальных норм),
внесенный Верховным Судом Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Целью рассматриваемого законопроекта является унификация процессуальных норм, применяемых судами в ходе рассмотрения споров, направленная, в том числе, на снижение нагрузки на судебные органы.

В частности, законопроектом предлагается:

установить в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - АПК) норму о подаче заявлений в арбитражный суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом;

проиндексировать (увеличить со 100 до 200 тыс. руб.) предельные размеры исков о взыскании обязательных платежей и санкций, дела по которым подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства;

ввести институт приказного производства, предусматривающий выдачу судебного приказа, в том числе, в случае, если заявлено о требование о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей 100 тыс. рублей.

Таким образом, с принятием законопроекта предусмотренный АПК порядок рассмотрения дел по налоговым спорам в части обязательного соблюдении досудебного порядка, установленного федеральным законом, будет соотноситься с нормой пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Увеличение со 100 до 200 тыс. руб. предельных размеров исков о взыскании обязательных платежей и санкций, дела по которым подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства, позволит увеличить количество рассматриваемых в указанном порядке дел, что предполагает достижение положительного эффекта не только в виде снижения нагрузки на суды вследствие освобождения их от дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения, но и в виде ускорения взыскания платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, в отношении требований о взыскании обязательных платежей и санкций до 100 тыс. руб. предлагается возможность выдачи судебного приказа, являющегося одновременно исполнительным документом, без вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства. Представляется, что данная мера также позволит создать условия для достижения вышеуказанного положительного эффекта.

В связи с изложенным, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".

 

Председатель Комитета

А.М. Макаров

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.