Пояснительная записка к проекту федерального закона N 773987-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 773987-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" разработан в целях урегулирования положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, определяющих статус начальника органа дознания как участника уголовного судопроизводства, а также реализации насущных потребностей правоприменительной практики.

Законопроектом предлагается дополнить главу 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) статьей 40.2 (Начальник органа дознания), определяющей правовой статус и полномочия начальника органа дознания как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, предусмотрев наделение его в отдельных случаях полномочиями начальника подразделения дознания.

Необходимость данных нововведений обусловлена следующим.

В соответствии с пунктом 58 статьи 5 УПК участниками уголовного судопроизводства являются лица, принимающие участие в уголовном процессе, к которым главами 5-8 УПК отнесены, в том числе следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель.

Анализ положений УПК свидетельствует, что начальник органа дознания обладает значительными процессуальными полномочиями, например, давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (пункт 17 статьи 5 УПК), продлевать срок проверки сообщения о преступлении (часть третья статьи 144 УПК), утверждать обвинительный акт и обвинительное постановление (часть четвертая статьи 225, часть вторая у статьи 226.7 УПК) и принимает непосредственное участие в уголовном преследовании.

В то же время в перечне лиц, указанных в главе 6 (Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения) УПК, начальник органа дознания не предусмотрен, что не соответствует его статусу и полномочиям.

Кроме того, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, его полномочия не систематизированы, а закреплены в различных статьях, что в определенной степени затрудняет их применение.

Согласно нормам УПК контрольными функциями за производством дознания наделены начальник органа дознания и начальник подразделения дознания, при этом их полномочия существенно различаются как по объему, так и по содержанию.

Начальник подразделения дознания наделен правами только по отношению к дознавателям подразделений дознания, тогда как полномочия начальника органа дознания распространяются на всех сотрудников органа дознания, осуществляющих процессуальную деятельность. При этом, начальник органа дознания не наделен рядом важных процессуальных полномочий, имеющихся у начальника подразделения дознания (изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому дознавателю, отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела).

Начальник органа дознания, обладая правом поручить производство дознания по уголовному делу и утвердить обвинительный акт, не имеет полномочий по организации расследования уголовного дела и возможности реагировать на необоснованные решения дознавателя, в том числе о приостановлении и прекращении уголовного дела, что в итоге не позволяет ему в полной мере обеспечить эффективность работы органа дознания.

Начальник подразделения дознания, в свою очередь, не вправе реализовать процессуальные полномочия в отношении дознавателей, уполномоченных начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания (не являющихся сотрудниками подразделения дознания).

Таким образом, в настоящее время УПК не в полной мере урегулированы вопросы организации и контроля процессуальной деятельности дознавателей, уполномоченных начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

В этой связи законопроектом предлагается наделить начальника органа дознания правами начальника подразделения дознания по отношению к уполномоченным им дознавателям.

Введение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" должности заместителя руководителя территориального органа - начальника полиции (с учетом Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции") организационно обособило полицию в составе территориального органа внутренних дел и одновременно возложило на указанное должностное лицо полномочия начальника органа дознания и заместителя руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, ранее реализуемые соответственно тремя или двумя заместителями начальника территориального органа. При этом заместители начальника полиции по оперативной работе и по охране общественного порядка, осуществляющие руководство полицией по соответствующим направлениям деятельности, полномочиями начальника органа дознания не обладают, что создает определенные трудности в правоприменительной практике.

В связи с этим в предлагаемой законопроектом статьей 402 УПК предусмотрено возложение на указанных заместителей начальника полиции полномочий начальника органа дознания. Данная позиция сформулирована в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 611332-5 "О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 27 февраля 2012 г. N 771п-П4.

Редакция пункта 17 статьи 5 УПК, определяющая понятие "начальник органа дознания", не позволяет в полной мере конкретизировать лицо, таковым являющееся. Фактически к числу начальников органа дознания можно отнести любое должностное лицо органа дознания. Кроме того, в указанную норму включены положения о заместителе начальника органа дознания, процессуальный статус и полномочия которого УПК не предусмотрены.

В этой связи законопроектом предлагается изложить пункт 17 статьи 5 УПК в новой редакции.

В целях обеспечения единообразного способа реализации полномочий начальника органа дознания, а также исключения положений о заместителе начальника органа дознания законопроектом вносятся изменения в часть первую статьи 41 УПК, согласно которым полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

Частью второй статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" к органам, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, отнесен начальник органа дознания. В то же время в перечне лиц, принимающих в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК меры безопасности к указанным лицам, начальник органа дознания отсутствует.

Для устранения указанного пробела законопроектом в данную норму УПК вносятся соответствующие дополнения.

Согласно части первой статьи 155 УПК при вынесении постановления о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела дознаватель направляет их для принятия решения в порядке статей 144 и 145 УПК прокурору. Однако прокурор полномочиями по разрешению сообщения о преступлении не обладает. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 155 УПК, предусмотрев направление указанных материалов начальнику органа дознания.

Кроме того, для урегулирования отдельных вопросов законопроектом предусматривается корректировка части девятой статьи 166 УПК, определяющей порядок оформления протокола следственного действия при необходимости обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в части согласования с начальником органа дознания решения дознавателя не приводить в протоколе данные о личности защищаемого лица.

Одновременно с внесением в статьи 5, 7, 11, 19, 29, 37, 61, 62, 67, 72, 125, 139, 155, 166 УПК соответствующих изменений, связанных с полномочиями начальника органа дознания и их реализацией, предлагается уточнить в перечисленных нормах полномочия других участников уголовного судопроизводства (суда, прокурора, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя), определенных в настоящее время не в полном объеме.

Так, Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" УПК дополнен статьей 40.1, устанавливающей правовой статус и полномочия начальника подразделения дознания. Однако, корреспондирующие изменения в положения УПК, связанные с реализацией его прав, не внесены.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания''

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и его реализация не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

 

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

 

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.