Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" в части финансирования раздела "Культура, кинематография" расходной части бюджета и государственной программы "Развитие культуры и туризма" и сообщает.

Расходная часть федерального бюджета на 2016 год сформирована с учетом приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации (или) непрограммных направлений деятельности, исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и повышения эффективности использования средств федерального бюджета.

 

Государственная программа "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы

 

Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы представлены в сравнении с параметрами, утвержденными Федеральным законом N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов":

млн. рублей

Наименование

2016 год

Закон N 384-ФЗ

Проект

Отклонение, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

104 848,8

99 428,7

94,8

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Наследие"

28 214,7

28 219,9

100,0

Подпрограмма "Искусство"

38 051,6

32 803,5

86,2

Подпрограмма "Туризм"

529,9

469,7

88,6

Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы"

10 068,5

11 332,1

112,5

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

22 416,9

21 009,0

93,7

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

4 840,8

4 308,7

89,0

Подпрограмма "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"

223,4

281,8

126,1

Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"

502,9

1 004,0

199,6

 

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 99 428,7 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 5 420,1 млн. рублей. Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения государственной программы в целом составило 9 926,0 млн. рублей.

На изменение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Наследие" повлияло увеличение расходов на:

проекты, реализуемые с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Сохранение и использование культурного наследия в России" и "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга" в объеме 1 004,2 млн. рублей с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проектам и условий соглашений о займах между Российской Федерацией и МБРР (перераспределение из государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков)";

мероприятия по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" в объеме 400,0 млн. рублей.

Изменение параметров финансового обеспечения реализации подпрограммы "Искусство" связано с увеличением расходов на:

обновление репертуара и проведением текущего ремонта здания Новосибирского театра оперы и балета в объеме 300,0 млн. рублей;

создание филиала Мариинского театра в г. Владивостоке в объеме 285,0 млн. рублей;

строительство инновационных культурных центров в объеме 250,0 млн. рублей;

субсидии государственным цирковым организациям на проведение капитального ремонта цирков в объеме 200,0 млн. рублей;

завершение строительно-монтажных работ здания Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова в объеме 161,7 млн. рублей;

проведение дней России в зарубежных странах с включением в них мероприятий духовного характера в объеме 150,0 млн. рублей.

В рамках ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на мероприятия по созданию и развитию духовно-просветительских центров в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в объеме 501,1 млн. рублей.

Кроме того, на динамику расходов повлияло перераспределение бюджетных ассигнований в связи с пересмотром приоритетности мероприятий государственной программы за счет сокращения бюджетных ассигнований на мероприятия в сфере культуры, осуществляемые в централизованном порядке, в рамках подпрограммы "Искусство" в пользу инвестиционных расходов ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" (в объеме 2 779,0 млн. рублей).

В результате изменения порядка отражения с 2016 года в федеральном бюджете финансового обеспечения деятельности дирекций по строительству, реконструкции и реставрации, реорганизованных из федеральных бюджетных учреждений в федеральные государственные казенные учреждения, предусмотрено перераспределение расходов из ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" на подпрограмму "Обеспечение условий реализации государственной программы" в объеме 1 151,9 млн. рублей.

Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице:

 

млн. рублей

Наименование

2015 год*

2016 год

Проект

Изменение к предыдущему году, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

94 300,7

99 428,7

105,4

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Наследие"

30 305,9

28 219,9

93,1

Подпрограмма "Искусство"

35 045,5

32 803,5

93,6

Подпрограмма "Туризм"

445,2

469,7

105,5

Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы"

4 038,4

11 332,1

280,6

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

18 809,5

21 009,0

111,7

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

4 054,2

4 308,7

106,3

Подпрограмма "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"

311,4

281,8

90,5

Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"

1 290,6

1 004,0

77,8

 

* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.

 

В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года увеличены на 5 128,0 млн. рублей.

На изменение расходов в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" оказало влияние увеличение объемов бюджетных ассигнований на повышение заработной платы работников федеральных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 в объеме 1 417,3 млн. рублей в связи с необходимостью сохранения достигнутого уровня заработной платы.

Изменение параметров ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Искусство" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на обновление репертуара и проведение текущего ремонта здания Новосибирского театра оперы и балета театра в объеме 300,0 млн. рублей, капитальный ремонт цирков в объеме 200,0 млн. рублей, строительство инновационных культурных центров в объеме 250,0 млн. рублей, проведение дней России в зарубежных странах с включением в них мероприятий духовного характера в объеме 150,0 млн. рублей. Кроме того, по данной подпрограмме увеличены бюджетные ассигнования на строительство и реконструкцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, реконструкцию и реставрацию Политехнического музея на 490,2 млн. рублей.

Вместе с тем финансовое обеспечение реализации указанной подпрограммы уменьшено на 1 540,3 млн. рублей в связи с завершением в основном строительства центров культурного развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 597 и отдельных учреждений собственности субъектов Российской Федерации.

На изменение параметров ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Наследие" повлияло увеличение на 650,5 млн. рублей бюджетных ассигнований на софинансирование проектов, реализуемых с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Сохранение и использование культурного наследия в России" и "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга". При этом объемы бюджетных ассигнований на реализацию указанной подпрограммы сокращены в объеме 370,9 млн. рублей в связи с завершением строительства Соборного комплекса Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковской области и Ансамбля Большого Успенского монастыря в Ленинградской области.

На изменение параметров реализации ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" оказало влияние увеличение бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства Федерального архивного агентства в объеме 420,4 млн. рублей.

На объемы бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма (2011 - 2018 годы)" повлияло увеличение на 230,3 млн. рублей в связи с созданием новых туристско-рекреационных кластеров ("Южная Карелия" и "Беломорские петроглифы" в Республике Карелия, "Камский берег" в Удмуртской Республике).

Кроме того, на динамику расходов по подпрограммам государственной программы повлияли следующие факторы:

особенность отражения бюджетных ассигнований на совершенствование оплаты труда работников федеральных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 (ассигнования в течение года перераспределяются с подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" на подпрограммы "Наследие" и "Искусство", на 1 сентября 2015 года перераспределено 4 500,0 млн. рублей);

вышеуказанное изменение порядка отражения с 2016 года в федеральном бюджете финансового обеспечения деятельности дирекций по строительству, реконструкции и реставрации, реорганизованных из федеральных бюджетных учреждений в федеральные государственные казенные учреждения;

вышеуказанное перераспределение бюджетных ассигнований в связи с пересмотром приоритетности мероприятий государственной программы.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета

 

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и предоставляются субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 году в сфере культуры предусматриваются по следующим направлениям:

- на реализацию мероприятий ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" в объеме 2 023,9 млн. рублей. По сравнению с объемами, утвержденными на 2016 год Законом N 384-ФЗ, бюджетные ассигнования увеличены на 830,2 млн. рублей в рамках приоритизации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".

За счет указанных субсидий в 2016 году планируется осуществить следующие мероприятия:

- пристрой и реконструкцию здания национальной библиотеки Республики Бурятия;

- реконструкцию здания и техническое перевооружение Великолукского драматического театра (Псковская область);

- реконструкцию Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова со строительством пристройки регионального отделения Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (Республика Хакасия);

- реконструкцию комплекса зданий на территории культурно-исторического комплекса "Омская крепость";

- строительство (воссоздание) объекта культуры "Воскресенский собор" - музей истории (г. Омск);

- реконструкцию Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка;

- реконструкцию здания концертного зала (г. Тамбов);

- пристройку и реконструкцию Архангельского областного театра кукол;

- строительство центра культурного развития (Архангельская область, г. Каргополь);

- реконструкцию музея-усадьбы А.К. Толстого (Брянская область).

- создание общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке;

- создание многофункциональных мобильных культурных центров для обеспечения доступа граждан Российской Федерации к электронным информационным ресурсам, в том числе размещенным в сети Интернет;

- оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием;

- модернизацию учреждений культуры села, в том числе обновление материально-технической базы, приобретение специального оборудования;

- обеспечение сельского населения специализированным автотранспортом и т.д.

Иные межбюджетные трансферты

 

В составе расходов федерального бюджета на 2016 год предусмотрены следующие виды иных межбюджетных трансфертов:

- на оказание государственной поддержки (грантов) в области культуры предусмотрены в объеме 761,5 млн. рублей со снижением бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год Законом N 384-ФЗ, на 71,0 млн. рублей, что связано с применением общих подходов к формированию расходов федерального бюджета.

За счет указанных трансфертов планируется выплатить гранты региональным коллективам в целях поддержки творческих проектов на конкурсной основе;

- на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в объеме 142,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования определены с учетом общих подходов к формированию расходов федерального бюджета и приоритизацией мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".

- на государственную поддержку муниципальных учреждений культуры и их работников в объеме 150,0 млн. рублей, что соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным на 2016 год Законом N 384-ФЗ. За счет указанных трансфертов планируется осуществить мероприятия по выплате денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам;

- на подключение общедоступных библиотек Российской Федерации к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки в объеме 75,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования определены с учетом общих подходов к формированию расходов федерального бюджета.

За счет указанных трансфертов в 2016 году планируется осуществить мероприятия по подключению общедоступных библиотек к сети Интернет, при этом количество подключенных к сети Интернет библиотек к концу 2017 года должно достичь 100 процентов;

- на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга в объеме 50,0 млн. рублей. За счет указанных трансфертов в 2016 году планируется осуществить мероприятия по пополнению книжных фондов библиотек новыми изданиями, а также приобретению литературно-художественных журналов.

В проекте федерального бюджета на 2016 год впервые предусмотрены следующие виды иных межбюджетных трансфертов:

- на создание инновационных культурных центров в объеме 250,0 млн. рублей. За счет указанных трансфертов в 2016 году планируется осуществить мероприятия по строительству инновационных культурных центров в г. Калуге и г. Владивостоке;

Кроме того, предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятие по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" в объеме 400,0 млн. рублей.

Субсидии некоммерческим организациям
(за исключением учреждений)

 

В рамках реализации Государственной программы "Развитие культуры и туризма" предусмотрены субсидии некоммерческим организациям, в том числе:

Субсидия Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" 285 млн. рублей, субсидии Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви на воссоздание исторического облика монастыря 826, млн. рублей, субсидии творческим союзам 300,0 млн. рублей, субсидии на развитие гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша и поддержку российско-польского диалога 45 млн. рублей и др.

Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год".

 

Председатель Комитета

С.С. Говорухин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.