Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1007212-6 "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части конкретизации понятия "состояние опьянения") (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1007212-6 "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части конкретизации понятия "состояние опьянения")

 

Досье на проект федерального закона

 

В настоящее время статьей 23 (Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения) Уголовного Российской Федерации (далее - УК) установлено, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Одновременно Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 270-ФЗ "О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации" статья 63 УК была дополнена частью первой.1, согласно которой судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Таким образом, в положениях УК под понятием "состояние опьянения" фактически понимается состояние, вызванное употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

При этом содержание понятия "одурманивающие вещества", используемого как в положениях УК и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и в положениях ряда иных федеральных законов (например, статьи 1, 5, 9 и 18 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") в законодательстве Российской Федерации не раскрывается.

В этой связи к одурманивающим веществам, как правило, относят вещества, обладающие в той или иной степени свойствами изменять психику и поведение человека, но не вызывающие зависимость, как наркотические средства и психотропные вещества, в отношении которых не имеется четких законодательных ограничений в части их оборота (например, закись азота).

Вместе с тем рассматривать в качестве одурманивающих веществ психотропные вещества, их аналоги, а также новые потенциально опасные психоактивные вещества, одновременно обособляя при этом в статьях 23 и 63 УК наркотические средства и алкоголь, представляется некорректным, поскольку в отношении указанных категорий веществ в настоящее время в равной мере установлен правовой режим контроля за их оборотом. Так, в статьях 228 и 228.1 УК в качестве предмета преступлений обособлены как наркотические средства, так и психотропные вещества, а равно и их аналоги.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 234.1 УК), а также внесены соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, устанавливающие правовой режим оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ, как новой категории подконтрольных веществ.

Направленность предлагаемых изменений соответствует подходам, выработанным в уголовных законодательствах зарубежных стран. Например, в соответствии с частью первой статьи 30 Уголовного кодекса Республики Беларусь лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" статья 264 УК дополнена пунктом 2 примечаний, в соответствии с которым для целей указанной статьи, а также статьи 264.1 УК лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Между тем состояние опьянения может быть вызвано также потреблением новых потенциально опасных психоактивных веществ либо аналогов наркотических средств и психотропных веществ, что в настоящее время не принято во внимание в редакции указанной нормы УК, и может негативным образом отразиться на привлечение к ответственности лиц, допускающих их незаконное потребление.

Учитывая, что уголовный закон, являясь гарантом обеспечения охраны наиболее значимых интересов личности, общества и государства, должен соответствовать критериям ясности и однозначности правовой нормы, предлагаемые законопроектом изменения носят уточняющий характер и направлены на устранение указанных выше неточностей действующего законодательства путем конкретизации понятия "состояние опьянения" в статьях 23, 63 и 264 УК, а их принятие будет способствовать единообразию оценки рассматриваемых положений УК в правоприменительной практике.

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части конкретизации понятия "состояние опьянения")

 

Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части конкретизации понятия "состояние опьянения")" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части конкретизации понятия "состояние опьянения")

 

В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части конкретизации понятия "состояние опьянения")" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов не потребуется.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.