Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии (шестого созыва) на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел в части вопросов своего ведения внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" и отмечает следующее.

По мнению Правительства Российской Федерации, процесс адаптации российской экономики и финансового сектора к изменившимся внешним реалиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 года, входит в завершающуюся стадию.

В то же время макроэкономические условия, заложенные в основу законопроекта, могут впоследствии значительно измениться под воздействием ряда внешних факторов. Сохраняющиеся риски усугубления геополитической напряженности в мире, неблагоприятных событий в международной финансовой системе и ухудшения конъюнктуры значимых для России товарных рынков могут проявиться в замедлении экономического развития, усилении волатильности инфляционной и курсовой динамики, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При данных обстоятельствах задача снижения вероятности ошибочных оценок и допущений при формировании бюджета в условиях ограниченности финансовых резервов на купирование их негативных последствий предопределила необходимость утверждения федерального бюджета на 2016 год (без утверждения показателей планового периода).

При этом, как и в предыдущие годы, параметры федерального бюджета рассчитаны на основе "консервативного" ("базового") варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, что также обеспечивает надлежащую точность бюджетного планирования и позволяет минимизировать бюджетные риски.

Поддержанию бюджетной устойчивости также способствует впервые разрабатываемый проект бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2030 года. Аналогичное требование Бюджетного кодекса Российской Федерации по разработке бюджетных прогнозов на долгосрочную перспективу распространяется на субъекты Российской Федерации. В конечном счете, это позволит сформировать единую, основанную на общих принципах и подходах систему долгосрочного бюджетного прогнозирования, в рамках которой будет осуществляться планирование параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, но и основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия государственных программ Российской Федерации позволяет обеспечить непосредственную увязку бюджетных ассигнований с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), что в свою очередь способствует повышению обоснованности бюджетных расходов на этапе их формирования, улучшению их прозрачности, расширению возможностей для оценки их эффективности.

Несмотря на то, что уникальность текущей ситуации порождает особые требования к условиям и процедурам формирования и исполнения федерального бюджета, законопроект направлен на реализацию заявленных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетов. В частности, законопроект сформирован исходя из необходимости сосредоточения ресурсов на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, стимулировании процессов импортозамещения, развитии негосударственного сектора экономики.

В 2016 году объем нефтегазовых доходов составит 6 044,9 млрд. рублей (44,0% от общих доходов федерального бюджета), в 2015 г. - 5 879,9 млрд. рублей.

Небольшой рост нефтегазовых доходов в номинальном выражении по сравнению с 2015 годом, несмотря на снижение прогнозируемой цены на энергоносители и объемов добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, преимущественно обусловлен изменениями законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, в частности, сохранением на уровне 2015 года ставки вывозной пошлины на нефть и изменениями в расчете налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату. При этом по отношению к ВВП нефтегазовые доходы снизятся (на 0,3 процентных пункта).

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 3 661456,8 млн. рублей (4,65% к ВВП), в том числе по нефти - 3 075 250,8 млн. рублей; по газу горючему природному - 445 366,7 млн. рублей; по газовому конденсату - 109 643,0 млн. рублей; по прочим полезным ископаемым - 26 345,2 млн. рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, - 4 851,1 млн. рублей.

В расчетах налога на добычу полезных ископаемых на 2016 год учтены следующие# базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых: на нефть - 857 рублей за тонну; на газ горючий природный - 35 рублей за тыс. куб. м.; на газовый конденсат - 231 рублей за тонну (с учетом корректирующего коэффициента (Ккм) на 2016 год - 5,5).

При прогнозируемой на 2016 год мировой цене на нефть марки "Юралс" в размере 50,0 долларов США за баррель и среднегодовом курсе доллара США по отношению к рублю в размере 63,3 рубля за доллар США среднегодовой коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 8,4885. Средневзвешенная налоговая ставка по нефти с учетом корректировки на указанный коэффициент на 2016 год принята в размере 7 285,4017 рубля за тонну нефти.

Исходя из прогнозируемой на 2016 год мировой цены на нефть марки "Юралс" в размере 50,0 долларов США за баррель, среднегодового курса доллара США по отношению к рублю в размере 63,3 рубля за доллар США, экспортной цены на газ природный в страны дальнего зарубежья в размере 199,0 долларов США за тыс. куб. м., средней оптовой цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) в размере 4 052,0 рублей за тыс. куб. м. (до 30 июня 2016 года) и 4 133,0 рублей за тыс. куб. м. (с 1 июля 2016 года), расходов на транспортировку и хранение газа при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств в размере 2 785,2 рублей за тыс. куб. м. (из расчета 44,0 долл. США), коэффициентов, характеризующих степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежи углеводородного сырья (определяется по каждой территории отдельно), средние расчетные ставки складываются в размере: на газ горючий природный - 842,9864 рублей за тыс. куб. м. и газового конденсата - 3 872,4545 рублей за тонну.

По сравнению с уточненной оценкой за 2015 год прогнозируется увеличение поступления налога на 415 200,0 млн. рублей или на 12,8 процента.

Факторы, приводящие к увеличению поступления налога:

увеличение базовой ставки налога на нефть с 766 до 857 рублей за тонну - на 375 956,7 млн. рублей;

увеличение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на 122 481,2 млн. рублей;

изменение ставки налога на добычу газа горючего природного и газового конденсата в результате изменения формулы расчета единицы условного топлива - на 114 691,1 млн. рублей;

увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газовый конденсат с 185 до 231 рублей за тонну - на 11 802,4 млн. рублей;

изменение прогнозируемых объемов добычи углеводородного сырья и прочих полезных ископаемых - на 4 554,6 млн. рублей.

На снижение поступления налога оказали влияние следующие факторы:

снижение мировой цены на нефть марки "Юралс" - на 201 844,8 млн. рублей;

снижение экспортной цены на газ природный, поставляемый в страны дальнего зарубежья - на 12 441,2 млн. рублей.

В части доходов федерального бюджета от поступлений водного налога необходимо отметить следующее.

Прогноз поступления водного налога рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2014 год, уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2015-2016 годах, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом индексации в 1,32 раза).

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 2 687,5 млн. рублей. По сравнению с оценкой за 2015 год прогнозируется увеличение поступления водного налога на 167,5 млн. рублей или 6,6%, что обусловлено увеличением ставок по всем видам водопользования в 1,32 раза (на 331,7 млн. рублей). Уменьшение объемов водопользования, связанное с постепенным переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами снизило прогноз поступления водного налога на 164,2 млн. рублей.

Платежи при пользовании природными ресурсами на 2016 год прогнозируются в объеме 212 331,2 млн. рублей (0,3% к ВВП), что на 58 959,9 млн. рублей или на 38,4% больше оценки за 2015 год.

Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; плату за использование лесов; плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности; утилизационный сбор; доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений.

Прогнозируемое поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет на 2016 год составит 310,2 млн. рублей, что на 4 312,3 млн. рублей или на 93,3% меньше оценки за 2015 год.

Такое снижение прогнозируемого поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду обусловлено следующим. В соответствии с изменениями в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, которые вступят в силу с 1 января 2016 года, снижен норматив зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду с 20 до 5 процентов. Также Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2016 года изменен отчетный период внесения платы (отчетным периодом признается год (ранее - квартал), в связи с чем в 2016 году поступит плата только за IV квартал 2015 года.

Одновременно следует обратить внимание на необходимость пересмотра такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде в контексте роста несоответствия указанных в них размеров такс и коэффициентов реальной стоимости вреда, причиненного окружающей среды. Так, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненного уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 515, последний раз пересматривались в 2000 году; таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273, пересматривались в ноябре того же года и т.д. При этом является пробельным регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного окружающей среде. В частности, остается открытым вопрос возмещения накопленного экологического ущерба, что негативно сказывается как на и экологической, так и экономической ситуации в стране.

Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 19 055,8 млн. рублей (0,06% к ВВП).

Расчет регулярных платежей осуществлен на основе прогнозируемых объемов добычи углеводородного сырья из месторождений, эксплуатируемых на условиях действующих соглашений о разделе продукции, определяющих виды, размер и ставки платежей, условия раздела продукции между инвестором и государством.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1539-р с сентября 2011 г. по декабрь 2017 г. (включительно) предусматривается получение доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2", причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) и доходов в виде доли (части доли) прибыльной продукции, для поставок природного газа потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, по договорам поставки природного газа, в связи с чем поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту

"Сахалин-2" в доход федерального бюджета на 2016 год предусматривается в объеме превышения роялти на нефть над суммами роялти на газ, поставляемый в Дальневосточный федеральный округ - 752,7 млн. рублей. В прогнозе поступления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на газ горючий природный учтены только объемы добычи газа по проекту "Сахалин-1" в объеме 2,12 млрд. куб. метров.

По сравнению с оценкой за 2015 год прогнозируется снижение поступления регулярных платежей на 2 623,9 млн. рублей или на 12,1%, что обусловлено снижением облагаемых объемов добычи углеводородов (в связи с ростом объемов поставки газа в Дальневосточный федеральный округ) - на 2 277,2 млн. рублей и мировой цены на нефть марки "Юралс" - на 1 049,9 млн. рублей.

При этом повышение курса доллара США по отношению к рублю увеличило прогноз поступления доходов - на 703,2 млн. рублей.

Комитет считает, что следует дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности продления порядка получения доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" на 2016 г., учитывая выпадающие доходы федерального бюджета в сумме 2 277,2 млн. рублей.

Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 12 877,5 млн. рублей.

По сравнению с оценкой за 2015 год прогнозируется рост поступления платы за пользование водными объектами на 1 724,3 млн. рублей или на 15,5%, что обусловлено повышением ставок платы.

При этом объем платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям в 2016 году предположительно будет снижен на 520,8 млн. рублей или на 29,9% и составит 1 220,3 млн. рублей.

Такой прогноз обусловлен отсутствием на 2016 год договоренности с Исландией на право промысла (на платной основе) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Также на объем платы повлиял запрет применения с 1 января 2016 года плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") (на 366,9 млн. рублей).

При этом следует отметить, что повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю послужило фактором увеличения платы в целом на 44,3 млн. рублей.

Также законопроектом предполагается снижение поступления доходов в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в отношении водных биологических ресурсов, находящихся в федеральной собственности (со 135, 9 млн. руб. в 2014 - 2015 г.г. до 125 млн. руб. в 2016 году), денежные взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства с 1 595,3 млн. в 2015 году до 1 029 млн. в 2016 году.

В части поступления платы за использование лесов доходы федерального бюджета на 2015 год прогнозируются в сумме 17 384,9 млн. рублей, в том числе:

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы - 16 518,4 млн. рублей;

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - 844,2 млн. рублей;

- платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений - 22,3 млн. рублей.

Расчет указанных доходов произведен исходя из объема отпуска древесины на корню, объема лесных ресурсов, площади лесных участков и минимальных ставок платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". По сравнению с оценкой за 2015 год прогнозируется увеличение поступления платы за использование лесов на 726,7 млн. рублей или на 4,4%, в основном за счет роста платежей в части минимального размера арендной платы.

В то же время Комитет вынужден отметить, что указанное увеличение поступления платы нивелируется с учетом того, что проектом федерального закона N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год), внесенным Правительством Российской Федерации и в настоящее время находящемся на рассмотрении Государственной Думы, в 2015 году предусмотрено снижение поступления платы за использование лесов на 891,8 млн. руб., расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы в результате снижения объемов заготовки древесины по заключенным договорам аренды.

Таким образом, в абсолютном выражении это означает снижение в 2016 году ожидаемых доходов федерального бюджета от использования лесов по сравнению с ранее предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на 2015 год поступлением указанных доходов.

По мнению Комитета, указанное снижение поступления платы является тревожным сигналом.

Ранее Комитет неоднократно обращал внимание на то, что в настоящее время уровень доходов от использования лесов в виде "лесных" платежей компенсирует только половину бюджетных затрат на ведение лесного хозяйства. При этом в среднем объем поступающих платежей в бюджетную систему Российской Федерации в расчете на 1 га земель лесного фонда составляет около 20 рублей. С учетом выполнения всех задач и достижения целей реализации отраслевой государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы к 2020 году рост этого показателя запланирован лишь до 24 руб./га. При этом достижение даже этих скромных показателей вызывает сомнение в связи с существующими недостатками администрирования и ростом кредиторской задолженности по платежам в бюджетную систему. Предлагаемые законопроектом изменения только подтверждают справедливость указанных опасений.

Что касается инструментов, направленных на увеличение доходов бюджетной системы от использования лесных ресурсов, что особенно актуально в кризисный период, представляется целесообразным изменение экономической модели в лесном секторе и переход от административного установления размеров обязательных платежей (ежегодно индексируемые ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности") на основе устаревших нормативов, разработанных 20-30 лет назад в принципиально иных экономических условиях, к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа соотношения рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы.

В частности, представляется перспективным подход, при котором плата за использование лесов с изъятием лесных ресурсов будет складываться из двух компонентов: арендной платы за использование находящегося в федеральной собственности лесного участка в составе земель лесного фонда, включающей расходы государства на проведение проектировочных, кадастровых и лесоучетных работ (так называемая "земельная рента"), и платы за изъятие ресурсов (в частности, древесины), рассчитанной по ставкам, устанавливаемым и корректируемым на основе мониторинга рыночных цен на конкретный вид ресурса ("роялти").

В случае использования лесных участков без изъятия ресурсов целесообразен подход, основанный на рыночной оценке недвижимости.

По мнению Комитета, при сохранении государственной собственности на лесные ресурсы, указанный подход будет обеспечивать баланс экономических интересов лесопользователей и государства. Следует отметить, что отдельные законодательные механизмы, в частности, оценка лесов, действующим Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены.

Поступление денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в сумме 987,7 млн. рублей, что, по мнению Комитета, нуждается в дополнительном пояснении, т.к. на 2015 год предусматривалась равнозначная сумма.

Законопроектом предусмотрено поступление в федеральный бюджет утилизационного сбора производителями (импортерами) колесных транспортных средств в размере 152 981,2 млн. рублей, из них 94 055, 5 млн. рублей от уплаты утилизационного сбора в отношении произведённых в Российской Федерации транспортных средств и 27 475,7 млн. рублей от ввезенных колесных транспортных средств. Указанные поступления на 88,3% больше оценки за 2015 год, что обусловлено повышением ставок утилизационного сбора на 65%, а также ростом объема колесных транспортных средств, произведенных в Российской Федерации.

Кроме этого, законопроектом предусмотрено поступление в 2016 году средств утилизационного сбора в отношении самоходных транспортных средств в размере 31 450,0 млн. рублей, из них 9 450,0 млн. рублей от уплаты утилизационного сбора в отношении произведённых в Российской Федерации самоходных транспортных средств и 22 000,0 млн. рублей от ввезенных самоходных транспортных средств.

Комитет отмечает, что в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает взимание этого сбора в отношении указанных видов транспортных средств. В Государственной Думе на стадии первичного рассмотрения находится проект федерального закона N 743455-6 "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", предусматривающий взимание утилизационного сбора в отношении самоходных машин. В целях обеспечения поступлений в федеральный бюджет указанных средств с 1 января 2016 года необходимо обеспечить его принятие в период осенней сессии 2015 года, а также принятие соответствующих подзаконных актов.

Вместе с этим Комитет отмечает, что частью 7 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрена уплата экологического сбора в случае невыполнения производителями, импортерами товаров, утративших свои потребительские свойства, нормативов утилизации отходов от использования указанных товаров. Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. N 1886-р. Однако законопроект не предусматривает поступление в бюджет указанных средств в связи с тем, что проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств" предполагается установить "нулевые" нормативы утилизации на 2015 год. Таким образом, поступление в 2016 году средств экологического сбора не планируется.

Поступление доходов, полученных от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 100,0 млн. рублей, следует отметить отсутствие динамики в прогнозных данных на 2015 и 2016 года. Между тем, в 2014 году поступление доходов, полученных от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений в федеральный бюджет, в итоге, составили 236 млн. руб.

Бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу "Охрана окружающей среды" запланированы в объеме 59 422,5 млн. рублей. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (0,3%) увеличится и составит 0,4%. В основном это обеспечивается за счет выделения в 2016 году дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5, в связи с необходимостью дополнительной поддержки предприятий автомобилестроения по причине высокой социальной значимости отрасли в объеме 8 281,1 млн. рублей.

В отношении расходов, предусмотренных на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, Комитет отмечает следующее.

Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию Государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы составляют 33 431,1 млн. руб. По сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" объемы бюджетных ассигнований на Государственную программу уменьшены на 2 475,2 млн. рублей. Согласно пояснительной записке уменьшение объемов бюджетных ассигнований вызвано применением общих подходов к формированию проекта федерального бюджета.

Вместе с тем, законопроектом предусмотрено сохранение бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" с учетом необходимости повышения заработной платы отдельных категорий работников гидрометеорологической службы и обеспечения функционирования ФГБУ "Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Сохранение прежних объемов финансирования осуществлено за счет соответствующего перераспределения бюджетных ассигнований с подпрограммы "Ликвидация накопленного экологического ущерба" и ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса на 2012-2020 годы" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов".

В отношении подпрограммы "Ликвидация накопленного экологического ущерба" следует отметить следующее. Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по указанной подпрограмме предусмотрен в размере 2 812, 6 млн. рублей, сокращение расходов по отношению с ранее запланированными, составляет 2 833,3 млн. рублей. Это обусловлено оптимизацией расходов федерального бюджета в связи с наличием на счетах федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России, остатка средств субсидий в объеме 2,4 млрд. рублей, образовавшегося в связи с поздними сроками утверждения Перечня первоочередных мероприятий по ликвидации последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 года N 2462-р).

Необходимо также отметить сокращение расходов на реализацию мероприятий указанной подпрограммы в размере 1 597,5 млн. рублей обусловлены перераспределением бюджетных ассигнований на более приоритетные мероприятия государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, в том числе на:

- создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров - 644,0 млн. рублей (в связи с реализацией принятого Федерального закона N 458-ФЗ);

- приведения в безопасное состояние объектов селезащиты на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" - 453,5 млн. рублей.

- повышение заработной платы отдельных категорий работников гидрометеорологической службы и обеспечения функционирования ФГБУ "Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - 379,2 млн. рублей.

- создание и обеспечение функционирования постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген - 120,8 млн. рублей.

Сокращение расходов на реализацию ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат") на 1 144,0 млн. рублей предложено в связи с целесообразностью их перераспределения на мероприятие "Завершение реструктуризации угольной промышленности" подпрограммы "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" в целях финансового обеспечения осуществления технических работ по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидируемых организациях.

Также следует отметить, что по сравнению с 2015 годом, в 2016 году бюджетные ассигнования на цели Государственной программы увеличены на сумму 2 515,0 млн. рублей.

Об общей тенденции снижения финансовой составляющей рыбохозяйственной отрасли говорит и предполагаемое уменьшение бюджетного финансирования расходов федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса".

Так, действующей редакцией Госпрограммы предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на рыбохозяйственную отрасль 13 585,2 млн. руб.

Законопроектом предлагается сократить финансирование рыбохозяйственного комплекса в 2016 году на 22% (1 573,9 млн. рублей) до 12 011, 3 млн. руб. Таким образом, в 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года предлагается уменьшить на 595,3 млн. рублей.

В целом увеличение бюджетных ассигнований предусматривают только подпрограмма "Организация рыболовства" с 44,8 млн. руб. до 68,3 млн руб., а также подпрограмма "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" с 569, 6 млн. руб. до 1 467 млн. руб. (на 897,4 млн. рублей) в связи с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с 2015 годом, предусмотренным паспортом государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции рыбоводных заводов (на 102,0 млн. рублей), развитию научно-производственной базы аквакультуры (на 354,1 млн. рублей), обеспечению эффективной и безопасной добычи водных биологических ресурсов (на 167,5 млн. рублей), повышению качества государственного мониторинга контроля добычи водных биологических ресурсов (на 55,6 млн. рублей), реконструкции объектов федеральной собственности портовых сооружений рыбных терминалов морских портов (на 143,8 млн. рублей), комплексной капитальной реконструкции научно-исследовательских судов (на 74,4 млн. рублей).

При этом секвестрованию предлагается подвергнуть, в том числе такие наиболее важные направления как "Развитие аквакультуры" (на 21% до 2 581,8 млн. руб.), "Наука и инновации" (на 11,3% до 3 351 млн. руб.) и "Охрана и контроль" (на 22% до 946 млн. руб.).

По мнению Комитета, предусмотренные объемы финансирования предполагают негативный сценарий развития отрасли в 2016 году по указанным направлениям.

Следует отметить, что с учетом рассматриваемой редакции законопроекта дополнительная потребность в бюджетном финансировании рыбохозяйственного комплекса на 2016 год составляет 1 519,1 млн. рублей, в том числе в части:

- поддержки развития аквакультуры - 571,9 млн. рублей (на предоставление субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на развитие товарной аквакультуры и осетроводства), что позволит создать основу для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке, а также на стимулирование развития перерабатывающей инфраструктуры;

- проведения ресурсных и прикладных исследований - 491,8 млн. рублей (сокращение количества экспедиционных ресурсных исследований повлечет за собой вынужденное сокращение числа научных сотрудников НИИ. Снижение объема работ приведет к потере более 1,5 тыс. рабочих мест высококвалифицированных научных работников, к сокращению численности промысловых судов в рыбодобывающих компаниях, а, следовательно, и потере рабочих мест более чем в 80 градообразующих предприятиях в прибрежных субъектах Российской Федерации. Кроме того, результаты рыбохозяйственных исследований, являются основанием при отстаивании позиции России в области рыбного хозяйства в 52 межправительственных соглашениях с 36 странами мира. В настоящее время при имеющемся финансировании российская сторона практически не может обеспечить выполнение части Соглашений, обязательным условием которых является проведение рыбохозяйственных исследований в зонах иностранных государств, с которыми данные соглашения заключены. В результате доступность ресурсов открытых вод и иностранных государств будет снижаться, а российские рыбаки будут терять конкурентоспособность.

- повышение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота - 140,1 млн. рублей (Повышение эффективности использования спасательных судов напрямую зависит от численности спасательных судов, находящихся на дежурстве в районах промысла). В настоящее время в составе ФГБУ числятся 14 специальных спасательных судов, несущих аварийно-спасательную службу на промыслах в Баренцевом, Норвежском, Северном, Охотском, Беринговом, Японском морях, открытой части Тихого океана, а также на территории морских портов. Из 14 спасательных судов, осуществляющих дежурство в море, в эксплуатации находится 6 судов, остальные требуют проведения ремонтных работ для предъявления их на Класс Регистра судоходства (срок эксплуатации судов 15-20 лет). Сокращение бюджетного финансирования спасательных отрядов делает невозможным непрерывное несение дежурства спасательных судов в море, а также как следствие к возможным человеческим жертвам. Так в результате крушения в феврале 2011 года научно-исследовательского судна "Аметист" погибло 23 человека, в результате крушения из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росрыболовству выделено 23,0 млн. рублей для оказания единовременной материальной помощи семьям моряков;

- на обеспечение деятельности территориальных управлений - 252,9 млн. рублей (отсутствие оснащения должностных лиц территориальных управлений Росрыболовства необходимым количеством ГСМ является основным препятствием к осуществлению эффективного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, и повышению эффективности борьбы с браконьерством в данной сфере.

Также следует отметить, что объем бюджетных ассигнований в 2016 году по разделу "Национальная экономика" планируется увеличить на 291 919,3 млн. рублей по отношению к 2015 году (2 565 738,4 млн. рублей), в том числе для предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам, а также организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2016 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов на 487,0 млн. рублей в целях оказания поддержки при обновлении парка судов отечественного производства;

Вместе с тем, необходимо также предусмотреть 2,4 млн. рублей на погашение существующих обязательств по субсидированию инвестиционных кредитов, полученных в российских кредитных организациях в 2008 - 2013 годах на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, а также объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции.

В связи с недостаточным финансированием, необходимым для реализации задач Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 г. N 2205-р (цель 11 "Защита и сохранение морской среды в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации", в рамках которой установлены стратегические задачи "Совершенствование экологического контроля морских объектов" и "Проектирование и строительство природоохранного флота"), у государственных органов, осуществляющих надзор в сфере охраны окружающей среды, отсутствует техническая возможность (ввиду практически полного износа морских судов) выявлять, предотвращать и пресекать нарушения действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять проверки и систематические наблюдения за исполнением обязательных требований в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии с требованиями ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 35 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", ст. 32 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", ст. 28 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в районах проведения строительных, дноуглубительных, бункеровочных, разведочных работ, работ по добыче и транспортировке углеводородного сырья и иных работ во внутренних морских водах, территориальном море и континентальном шельфе Российской Федерации.

Далее, что касается государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, ее целью является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач государственной программы:

сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок;

создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;

повышение эффективности управления лесами.

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 29 042,7 млн. рублей.

Следует отметить, что в 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 2 075,7 млн. рублей (10,2%).

Изменение объема бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы обусловлено общими подходами по формированию проекта федерального бюджета.

При этом на изменение расходов по подпрограмме "Стратегическое управление лесным хозяйством" дополнительно повлияло:

перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление проекта "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России", реализуемого с участием Международного банка реконструкции и развития, на подпрограмму "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" в целях обеспечения исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по тушению лесных пожаров, в объеме 457,8 млн. рублей;

завершение в 2015 году мероприятия по созданию и внедрению Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней в объеме 449,4 млн. рублей.

Общий объем расходов на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривается в законопроекте на 2015 год в сумме 21 984,5 млн. рублей.

Снижение объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации в 2016 году на 2 225,0 млн. рублей по сравнению с объемами, утвержденными на 2016 год Законом N 384-ФЗ, связано с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на 2016 год.

За счет указанных субвенций в 2016 году будут осуществляться мероприятия по организации использования лесов, их охране (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защите и воспроизводству (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на землях лесного фонда.

На осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджетам Республики Крым и г. Севастополя предусмотрены средства в 2016 году в сумме 47,2 млн. рублей, в соответствии с заключенными Соглашениями с Советом министров Республики Крым и Правительством г. Севастополя о передаче части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

В целях обеспечения выполнения возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предупреждению и тушению лесных пожаров в федеральном бюджете на 2016 год предусмотрены субсидии на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в сумме 871,5 млн. рублей.

Комитет считает необходимым отметить, что представленный проект федерального закона не предусматривает в полном объеме обеспечение финансирования мероприятий, связанных с реализацией принятых федеральных законов, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета связана с необходимостью повышения устойчивого и эффективного управления лесами и выполнения возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предупреждению и тушению лесных пожаров, в первую очередь в регионах Сибири и Дальнего Востока, что отражено в поручениях Президента и Правительства Российской Федерации.

По предварительным оценкам дополнительная потребность расходов федерального бюджета на обеспечение эффективного использования, охраны, защиты воспроизводства лесов в 2016 году составит:

- на обеспечение постановки лесных участков, вовлекаемых в оборот, на государственный кадастровый учет в 2016 году - 3 000,0 млн. рублей;

- на увеличение численности государственных лесных инспекторов в соответствии с нормативами патрулирования лесов в 2016 году - 3 074,7 млн. рублей.

Отсутствие указанных средств не позволит в полной мере обеспечить достижение целевых показателей, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов".

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 58 367,7 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 6 952,4 млн. рублей. Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения государственной программы в целом составило 6 609,7 млн. рублей.

По подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов"объем финансирования подпрограммы составит в 2016 г. - 35 369,0 млн. рублей.

Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета объемы финансового обеспечения подпрограммы в 2016 году сократились на3 848,5млн. рублей, по сравнению с объемами финансового обеспечения, предусмотренными Законом N 384-ФЗ.

Вместе с тем сфера реализации подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" охватывает такие важнейшие направления деятельности как: обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, упрочить конкурентные возможности России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире.

При этом в области воспроизводства минерально-сырьевой базы отмечается ухудшение структуры разведанных запасов нефти и газа, коренных месторождений легкообогатимых руд золота в различных регионах России, сохраняется дефицит руд марганца, титана, хромитов, бокситов, циркония, тантала, ниобия, бериллия, редкоземельных металлов и ряда других полезных ископаемых, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта сырья, сокращаются прогнозные ресурсы по интенсивно добываемым полезным ископаемым.

Кроме того, разведочное бурение за 2015 год составит 790 тыс. м, что на 20,5% меньше по сравнению с 2014 годом.

Также следует отметить, что в связи со снижением мировых цен на сырье отмечено снижение интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ на тех или иных участках недр (расходы недропользователей в 2014 году составили, 279 459,7 млн. рублей или 76,5 % от запланированного уровня).

Учитывая изложенное, есть риск недостижения запланированных показателей по воспроизводству минерально-сырьевой базы, что в конечном итоге приведет к уменьшению доходной части федерального бюджета.

По мнению Комитета, следует рассмотреть вопрос об увеличении финансирования по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" до показателей, предусмотренных Законом N 384-ФЗ.

Федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (ФЦП) предусмотрен общий объем финансирования в 2016 году за счет средств федерального бюджета - 13 832,3 млн. рублей, что составляет 84,2% от прогнозного показателя 384-ФЗ.

В соответствии с законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований наосуществление мероприятий по ликвидации последствий крупномасштабного паводка 2013 года в Дальневосточном федеральном округе за счет перераспределения бюджетных ассигнований с раздела "Охрана окружающей среды" в рамках ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" в объеме 890,5 млн. рублей.

Проектом бюджета предусматривается дополнительное сокращение отдельных расходов в части мероприятий, реализуемых Росгидрометом в рамках ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса на 2012-2020 годы", в связи с необходимостью повышения заработной платы отдельных категорий работников федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росгидромету - в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы в 2016 году в объеме 343,8 млн. рублей.

По сравнению с объемами, утвержденными на 2016 год Законом N 384-ФЗ, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации увеличены на 1 427,5 млн. рублей, что обусловлено перераспределением бюджетных ассигнований в рамках указанной федеральной целевой программы.

За счет данных субсидий планируется осуществлять софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (строительство, модернизация и реконструкция комплексов очистных сооружений и систем водоотведения на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории);

- на реализацию мероприятий ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" в объеме 6 148,7 млн. рублей, что практически соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным на 2016 год Законом N 384-ФЗ.

За счет данных субсидий планируется осуществлять софинансирование региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов, направленных на:

- осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений;

- ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений;

- защиту от негативного воздействия вод (объекты капитального строительства государственной собственности в составе укрупненных инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации);

- восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию их засорения и загрязнения;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на развитие аквакультуры (рыбоводство) в объеме 421,7 млн. рублей, по сравнению с объемами, утвержденными на 2016 год Законом N 384-ФЗ, бюджетные ассигнования уменьшены на 46,8 млн. рублей с учетом общих подходов по формированию проекта федерального бюджета на 2016 год и на 41,1 млн. рублей в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на другие мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса".

Также за счет субсидий в 2016 году планируется осуществить государственную поддержку следующих мероприятий:

- строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов рыбоводной инфраструктуры, объектов по производству кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакультуры, объектов переработки и хранения продукции аквакультуры;

- приобретение техники, специализированных судов, транспортных средств и оборудования для разведения, содержания и выращивания объектов товарной аквакультуры;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на развитие товарного осетроводства в объеме 90,0 млн. рублей, по сравнению с объемами, утвержденными на 2016 год Законом N 384-ФЗ, бюджетные ассигнования уменьшены на 10,0 млн. рублей с учетом общих подходов по формированию проекта федерального бюджета на 2016 год.

В субъектах Российской Федерации, начиная с 2008 года, в установленном порядке сформированы и действуют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие исполнение переданных полномочий, осуществление которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Вместе с тем в связи с острой нехваткой финансирования переданных полномочий решение вопроса увеличение объема федерального финансирования этих полномочий имеет особую актуальность.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передано на осуществление 10 полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, основным из которых является осуществление федерального государственного охотничьего надзора, требующего непрерывного исполнения.

В целях обеспечения охраны охотничьих ресурсов Президентом Российской Федерации поручено обеспечить деятельности не менее трех государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном образовании, на территории которого имеются охотничьи угодья (пункт 3 перечня поручений от 18 сентября 2012 г. N Пр-2506).

Добиться решения данного ключевого вопроса в 2012 году не удалось из-за фактически отрицательной позиции Минфина России и в дальнейшем по этой причине носило сложный характер. Вместе с тем, в 2013 году удалось решить вопрос об увеличении субвенций в области охоты в 2 раза и довести их до 1,27 млрд. рублей. Однако такой объем финансирования не позволяет обеспечить необходимую численность госохотинспекторов для охраны охотничьих ресурсов. Необходимый объем средств из федерального бюджета составляет 2,53 млрд. рублей.

В связи с дефицитом бюджета в 2014 году также не удалось обеспечить увеличение субвенций в области охоты до необходимого объема.

Указанное поручение было снято с контроля, однако Президентом Российской Федерации дано новое поручение от 28 октября 2014 года N Пр-2519 предусмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности государственных охотничьих инспекторов в ходе формирования федерального бюджета на 2016 год и последующие годы.

Также доведение количества госохотинспекторов минимум до трех человек на муниципальный район, где есть охотугодья, предусмотрено целевым показателем реализации Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1216-р.

Согласно положениям Стратегии стоимостная оценка охотничьих животных, обитающих на территории Российской Федерации, превышает 87 млрд. рублей. Суммарный годовой оборот в сфере охотничьего хозяйства Российской Федерации оценивается в 80 - 100 млрд. рублей, из которых 16 млрд. рублей приходится на продукцию охоты и услуги в этой сфере.

Исходя из существующей налоговой системы, ежегодный доход консолидированного бюджета Российской Федерации составляет минимум 15-20 млрд. руб. В том числе, к основным целевым показателям развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации относится увеличение торгового оборота в сфере охотничьего хозяйства до 0,6 % ВВП.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 427 в Методику определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 171 (далее - Методика) внесены изменения, предусматривающие определение общего объема средств субвенций исходя, в том числе, из затрат на содержание одного сотрудника органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также необходимости наличия не менее трех государственных охотничьих инспекторов для осуществления полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов в одном муниципальном районе субъекта Российской Федерации.

Минприроды России в соответствии с Методикой определен объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов в размере 5 829 447,647 тыс. рублей.

Дополнительная потребность в бюджетных ассигнования на увеличение общего объема субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов составляет 4 660,076 млн. рублей ежегодно.

Таким образом, для реализации поручения Президента Российской Федерации и Стратегии развития охотничьего хозяйства необходимо предусмотреть в бюджете на 2016 год увеличение финансирования переданных полномочий в области охоты на 4 660,076 млн. рублей ежегодно.

Учитывая изложенное, принимая во внимание условия формирования бюджета, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении и предлагает Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам учесть изложенные в настоящем заключении замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению.

 

Председатель Комитета

В.И. Кашин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.