Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1040540-6 "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих энергетических напитков. Между тем в таком регулировании есть настоятельная необходимость.
В последние годы в России резко возрос объем продаж безалкогольных энергетических напитков и существенно расширился их ассортимент. Согласно экспертным оценкам общий объем продаж энергетических напитков в России увеличился на 40 млн. л, достигнув 106,4 млн. л в год.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, 24% россиян, живущих в городах, регулярно употребляют энергетические напитки, из них 7% пьют их ежедневно. Согласно статистике в России 8 из 10 подростков от 13 до 17 лет хотя бы однажды пробовали тонизирующие энергетические напитки (энерготоники), а каждый третий употребляет их регулярно. Средний возраст начала потребления энерготоников составляет 12-13 лет.
Необходимо отметить, что молодые люди без каких-либо ограничений приобретают эти напитки, потребляют их в таком количестве, которое наносит их здоровью безусловный вред, сравнимый с неумеренным потреблением алкоголя, прежде всего в отношении сердечно-сосудистой системы. Кроме того, регулярное потребление данных напитков формирует у молодых людей зависимость от них, а также способно вызвать обострение нервных и психических заболеваний.
Энергетические напитки имеют специфику по сравнению с другими напитками, поскольку в их составе содержатся особые компоненты: тонизирующие компоненты и ингредиенты (кофеин, таурин, L-карнитин, глюкуронолактон). Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12). Содержание в энергетических напитках кофеина, обычно составляющее верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг/л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, выпуск тонизирующих напитков в упаковках объемом от 250 мл и более, употребление молодым человеком более одной упаковки тонизирующего напитка в день создают возможность негативного влияния на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями.
Медицинскими исследованиями доказано, что безалкогольные тонизирующие напитки не насыщают человека дополнительной энергией, а истощают резервы организма. Производители напитков обещают потребителю силу и энергию, однако постоянная стимуляция центральной нервной системы способствует ослаблению организма, вынужденного все время находиться в состоянии стресса. Наиболее негативно тонизирующие напитки влияют на детей и подростков. Стоимость одной банки невысока, и эта группа потребителей не в состоянии самостоятельно контролировать дозу, организм молодых людей больше уязвим, чаще всего у детей нарушается эмоциональная сфера, возникает депрессия, формируется определенная зависимость. Таким образом, содержимое красивых банок - энерготоников особо опасно для детей и подростков.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 476-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 528442007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия", дата введения которого в действие - 01 января 2009 года, с правом досрочного применения. В ГОСТе указывается, что производители должны давать потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендации по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.
Учитывая такие ограничения на употребление данных напитков, предлагаем законодательно урегулировать ситуацию и ввести на территории Российской Федерации ограничение розничной продажи несовершеннолетним и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков в общественных местах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков"
Принятие проекта федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков" не влечет изменения финансовых обязательств государства, реализация законопроекта не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков"
В случае принятия проекта федерального закона "Об ограничении розничной продажи потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.