В лето 7190, ноября в 24 день, при помощи всемогущего в троице славимого бога великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, указал боярам князю Василью Васильевичу Голицыну с товарищи, ведать ратные дела для лучшего своих государевых ратей устроения и управления, а с ним, боярином со князем Васильем Васильевичем, у того дела быти выборным стольникам и генералам, и стольникам же и полковникам рейтарским и пехотным, и стряпчим, и дворянам, и жильцам, и городовым дворянам же, и детям боярским для того: ведомо ему, великому государю, учинилось, что в мимошедших воинских бранех, будучи на боях с его государевыми ратными людьми, его государевы неприятели показали новые в ратных делех вымыслы, которыми желали чинити поиски над его государевыми ратными людьми, и чтобы для тех новомышленных неприятельских хитростей учинити ему, великому государю, в своих государских ратях разсмотрение и лучшее устроение, которым бы устроением его, великого государя, ратям в воинския времена имети против неприятелей пристойную осторожность и охранение, и чтобы преждебывшее воинское устроение, которое показалося на боях неприбыльно, переменить на лучшее; а которыя и прежнего устроения дела на боях с неприятели имеются пристойны, и тем быти без пременения.
И тот его, великого государя, указ боярам, князь Василью Васильевичу с товарищи, велено сказать выборным людям; а что ко устроению его государевых ратей учнут те выборные говорити, и о том бы о всем им, боярам, докладывать себя великого государя.
И по тому его великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, указу бояре, князь Василий Васильевичь с товарищи, выборным людям, сказав его великого государя указ, говорили о многих к ратному делу устроениях, и чтобы они, выборные люди, объявили, в каком ратном устроении пристойнее быти стольникам и стряпчим, и дворянам, и жильцам.
И выборные люди говорили: "Чтобы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, указал стольникам и стряпчим, и дворянам, и жильцам служити полковую службу по-прежнему, и росписати бы их всех в роты, а не в сотни; а вместо бы сотенных голов, для лучшего устроения и крепкого против неприятелей стояния, быти у них ротмистрам и порутчикам из стольников и из стряпчих, и из дворян, и из жильцов, и изо всех родов и чинов с головы безпременно, и меж себя без мест и без подбора, кому в каком чине он, великий государь, быти укажет; а быти в полку по 6 рот, а в роте по 60 человек, и тех ротмистров с их роты ведати старшему ротмистру; а людям их быти за ними в тех же ротах по-прежнему с 25 дворов по человеку, а знамена возити ротмистровым людям".
И бояре о том великому государю доносили, и великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, указал выборным сказати: "Что тому всему изволил он, великий государь, быти так, как боярам они, выборные, объявили; а кому ротмистрам и порутчикам быти, и тех людей написати в те чины на пример боярам и им, выборным людям; а кого на пример напишут, о том доложити себя государя".
И тот его государев указ бояре, князь Василий Васильевичь с товарищи, им, выборным людям, сказали, и выборные на милостивом его государском указе били челом и говорили боярам, чтобы по прежнему их предложению написати на пример с головы к ротам ротмистров и порутчиков.
И для того выбора указал великий государь прочести им подлинный список стольников и стряпчих, и дворян, и жильцов; и выборным людям те подлинные списки чтены.
И бояре и выборные люди, слушав списков, написали имена на пример в ротмистры и порутчики, и, по написании имен, били челом великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, выборные люди словесно, а боярам, князю Василью Васильевичу с товарищи, говорили, по его, де, великого государя указу, они, выборные люди и братья их, и дети, и сродники написаны в ротмистры и в порутчики; а Трубецких, де, и Одоевских, и Куракиных, и Репниных, и Шейных, и Троекуровых, и Лобановых-Ростовских, и Ромодановских, и иных родов в те чины никого ныне не написано для того, что за малыми леты в чины они не приказаны; и опасно им того, чтобы впредь от тех вышеписанных и от иных родов, которые ныне в ротмистрах и в порутчиках не написаны, не было им и родом их в том укоризны и попреку, и чтобы великий государь пожаловал их: велел тех всех родов, которые ныне в ротмистры и в порутчики для вышеобъявленных причин не написаны, и в которых родех впредь будут дети, писати в те же чины в ротмистры и в порутчики в то время, как они в службу поспеют и в чины приказаны будут, чтобы им впредь от тех родов в попреке и в укоризне не быть. И для совершенной в его государских ратных и в посольских и во всяких делех прибыли и лучшего устроения, указал бы великий государь всем боярам, и окольничим, и думным и ближним людям, и всем чинам быти на Москве в приказех и в полкех, у ратных и у посольских и у всяких дел, и в городех меж себя без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь розрядом и месты не считаться, и розрядные случаи и места отставить и искоренить, чтобы впредь от тех случаев в его государевых ратных и во всяких делех помешки не было, и чтобы их челобитье великому государю донести.
И великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, бояре, князь Василий Васильевичь с товарищи, то выборных людей челобитье доносили. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, слушав таковое их челобитье, ревнуя по господе бозе вседержителе и желая во благочестивом своем царствии сугубого добра, лучшего и пристойного в ратех Устроения и мирного всему христианскому множеству пребывания и жительства, указал быти у себя, великого государя, в податпх святейшему патриарху со архиереи и с выборными властьми, такожде и всем своим государевым боярам и окольничим, и думным людям видети свои государские очи, чтобы то доброначинаемое дело им объявить и при помощи божий усоветовать, в каком определелении тому удобнее быти.
И генваря в 12 день к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малых, и Белыя России самодержцу, в его царские полаты пришед великий господин святейший Иоаким, патриарх московский и всея России, со архиереи и с выборными властьми, подаде ему, великому государю, мир и благословение. И по малом времени указал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, боярину князю Василью Васильевичу объявить святейшему патриарху и архиереям, и властям, и боярам, и окольничим, и думным людям челобитье выборных людей, о чем писано выше сего.
И по указу великого государя боярин князь Василий Васильееичь святейшему патриарху и властям, и боярам, и окольничим, и думным людям челобитье выборных людей объявил.
И по совершении того объявления, великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, святейшему Иоакиму патриарху и архиереям изволил говорить: "Ведомо вашему архиерейству, како превышний он, вся правяй и содержай, монархом и всем человеком жити и пребывати благочестно и праведно повелевает, сый всея правды, истинныя любве, мира и доброго устроения источник; им же царие царствуют и сильнии держат землю, от его же великодаровитыя и всемощныя десницы и наша тихость царский скиптр, царство и державу прияхом, присно во уме носяще оного царя царей приснопомнимое слово: "Снидох с небеси, не да творю волю мою, но волю пославшего мя отца". И аще оный безприкладный царь сего ради сниде с небеси, не да свою, но пославшего его отца волю творит, кольми паче мы, благоволением его сотвореннии и на земли рожденнии, должны есмы не свою, но божественную его волю исполнити и врученныя нам от его величества царствия хоругви управляти благочестия подобающим чином, яко слово пред праведным его престолом о всех владомых нами воздати хотяще. И сего ради подобает нам по божественному его повелению, еже належит обладаемых нами к мирному, благоутешному и любовному всех, всякого чина и возраста, православных христиан лучшему состоянию и укреплению сия предумышляти, устрояти и уставляти; а яже к погибели и общаго добра ко умалению имеются, разрушати и искореняти; сего бо ради, якоже рехом, царские скиптры от непобедимыя его десницы прияхом, да всесильным тоя пасением, якоже лепо, нашу державу управляюще, изобрание некое и добродетели приклад подручным нашим явимся, да тихое и безмолвное житие со истинною любовию праведно поживут пред самим тем спасителем нашим Иисус Христом богом, глаголющим присно: "Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем". Между убо иных наших царских управлений вниде в наша царская слуха некая любовь, правду и мир терзающая, ненависть же, вражду, злобу раждающая, телеса, их же ради нашего царствия начальнии воинства, благороднии тако, якоже прежде, не возможают над противным побед являти; при давних убо предках наших, великих государех, Росийского царьствия, честных родов бояре и воеводы славныя и достопамятныя победы и одоления над многими неприятельскими полки показали, и таковым за божиею помощию ратоборством велию тишину и мирное пребывание христианскому множеству приносили. Но понеже злокозненный плевелосеятель и супостат общий, диавол, видя от такового славного ратоборства христианским родом тишину и мирное устроение, а неприятелем христианским озлобление и искоренение, всеял в незлобивая преждебывших тогда славных ратоборцов сердца местные случаи возлюбити, от которых в мимошедшая времена в ратных и посольских, и во всяких делех чинилася великая пагуба и ратным людям от неприятелей великое умаление. Тем же наша царская держава, разсмотря, яко сие местничества дело благословенной любви вредительно, мира и братского соединения искоренительно, противу неприятелей общего и пристойного промышления усердия разрушительно, паче же всевидящему оку мерзко и ненавистно, желаем, да божественный ею промысел, мира и благоустроения виновный, своим всесильным повелением оныя разрушающия любовь местничества разрушити изволит и от такового злокозньства разроненная сердца в мирную и благословенную любовь соединити благоволит. И сего ради и дед наш государев, блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Федоровичь, всея России самодержец, восприяв прародительский российского царствия престол, во все время своея царския державы желал, чтобы во всех его государских делех, для лучшего устроения и согласия, быти полатным и всяких чинов ратным людям без мест, и начало тому учинити изволил тем, что бояре и окольничие, и думные, и иных чинов ратные люди во многих розрядех тогда были без мест; а когда и отец наш государев, блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил идти на недругов своих, на польского и свейского королей, за их многия неправды, и в тех его государских походех все чины были безместно же, и во время того безместия, при помощи божий, славно над неприятелями победы учинилися. И за те свои службы от отца нашего государева, блаженныя памяти от великого государя, бояре и воеводы, и всяких чинов ратные люди милостивое жалование улучили, на вечную олову и похвалу себе и родом своим. А которые, презрев его государское повеление, вечинали тогда места, и тем чинено наказанье и разорение отъятием поместий их и вотчин. А совершенно то не успокоено для бывших тогда многих ратных дел; однако же множицею благородных повелено быти в полкех без мест, желая привести то всякого добра вредительное дело ко искоренению. А в которых полкех после ратных походов отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, были бояре и воеводы с месты, и в тех полкех между бояры и воеводы для случаев отечества их многий быша несогласия и ратным людям теснота; и от того их несогласия многой упадок ратным людям учинился, а имянно: под Конотопом и под Чудновым, и в иных многих местех. И мы, великий государь, последуя предков наших государских благому намерению, всегда присное попечение о том имели, как бы то всякому добру вредительное и пагубное дело совершенно искоренить и при помощи божий ратное управление и в иных государственных делех устроение для общей высоких и меньших чинов всего своего царствия пользы лучше и добре постановити; токмо по настоящее время начати того, за разными тому благому намерению препятии, не случися. Ныне же благодатию божественного промысла явлено, яко намерение о том и промышление бывшее блаженный памяти деда и отца нашего великих государей является непраздно и нашея тихости желание на разрушение той прежде бывшей между христианских родов вражды хощет пристойное определение прияти, поспешествующим вашим архиерейским святым молитвам, да вине оной многих злоб местничеству разрушившуся и должной христианам любви насадившейся, прославится истинный он монарх и страшный, вся нам благая подавающий. И вы бы, святейший патриарх, со архиереи нам, великому государю, намерение свое о том объявили: по нынешнему ли выборных людей челобитью всем розрядам и чинам быти без мест или по-прежнему быть с месты?"
И великий господин святейший Иоаким, патриарх московский и всеа России, и архиереи, и власти, слушав его государские таковые мудрые глаголы ко общему христианскому добру належащие, воздавше хвалу господу богу за таковую его благодать, давшему ему, великому государю, вкупе со архиереи, рече: "Благоверный и благочестивый великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец! Знамы добре, яко Вы, великий государь, сие от вышняго божия промысла велие и похвалы достойное дело начати изволили, от которого есть и будет умножение любви между человеки, об ней же сам законодавец Иисус Христос бог наш светлее всякия трубы возгласи сице: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, якоже аз возлюбих вы". Наперстник же его святый Иоанн глаголет: "Бог любы есть, и пребываяй в любви, в бозе пребывает и бог в нем пребывает". Ваше же царское величество не токмо сам всегда имаши сохраняти любовь, но и всем пребывающим под своею царскою державою ту же по заповеди божий любовь сохранити повелеваеши и непрестанно о том свое царское усердие простираеши, дабы та его божия заповедь во царствии вашем твердо соблюдалась. Отсюду же всякому разумно есть, яко идеже любовь, тамо и бог, тамо и вся благая, друг друга нелицемерное любление, правда и мир, тишина, единодушие, кротость, благополучие, исполнение милости и плодов благих и всякое благостроение, от враг крепкое защищение и их удобное побеждение: аще бо бог с нами, никто же на ны. А до сего настоящего времени от отечественных местничеств, которыя имелись меж высокородными, велие противление той заповеданной богом любви чинилось, и аки от источника горчайшего вся злая и богу зело мерзкая и всем нашим царственным делам ко вредительному происходило, и благая начинания, яко возрастшую пшеницу, терние подавляло и до благополучного совершения к восприятию плодов благих не допускало, и не точию род, егда со иным родом за оное местничество многовременныя злобы имел, но и в едином роде таковое ж враждование и ненависть содевалась; и аще бы о всех тех противных случаях донести вашему царскому величеству, то б от тягости ваша царская ушеса понести сего не могли. Мы прекращаем то пространное доношение для того, что из вышеявленных вашего царского величества словес изразумели есмы, яко всемогущий господь бог, всея твари творец, неизреченным своим промыслом вся строя на пользу человеческому роду, паче же вашему царствию, низпослав на ваше царское величество таковую свою благодать чрез святого своего духа, еже устрояти мирная и человеком полезная, и доброго от злаго разлучати и во всем милостиво разсуждати, ради имени своего святого, на спасение душ христианских, ко общему народному добру, вашему же царствию на беземертную славу и всех благ на умножение, а братоненавистному преждебывшему враждотворению, сиречь отеческих мест на искоренение, за которое вышепомянутое вашего царского величества намерение свыше царь царствующих и господь господствующих благословит и укрепит. Аз же, вашего царского величества всегдашний богомолец, вкупе с преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы и со всем освященным собором не имамы никоея достойныя похвалы принести толикому вашему царскому намерению за премудрое ваше царское благоволение, которое показуеши православным на спасение, своему же великому богом дарованному царствию ко благому устроению и мирному состоянию; токмо долженствуем едиными усты и единым сердцем, соборне и келейне, приносити ко всемогущему богу молитвы и моления, дабы той всемогущий господь бог таковое твое царское намерение благоволил (привести) к совершению, чтоб от того любовь сохранялась в человеская сердца вкоренялась, и царствие твое мирно строилось".
И великий государь, слыша таковыя словеса, святейшего патриарха и властей прошение, изволил говорить своим государевым боярам, чтоб и они о том чистосердечно ему, великому государю, донесли кождо свою мысль безо всякого зазора.
И бояре, и окольничие, и думные и ближние люди, и все ему, великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, со усердием объявили: "Чтоб он, великий государь, указал учинить по прошению святейшего патриарха и архиереев, и всем им во всяких чинех быти без мест для того, что в мимошедшия лета во многих их государских ратных и в посольских во всяких делех чинилися от тех случаев великия пакости и нестроение, и разрешение, и неприятелям радование, а между ими богу противное дело, нелюбовь и великия продолжительныя вражды. А при державе деда его государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, хотя и было между ими безместие, только совершенно случаи их и места были не искоренены; а ныне указал бы он, великий государь, на искоренение той между ими злобы, от которой происходит нелюбовь, розрядные случаи отставить и совершенно искоренить, чтоб впредь те розрядные случаи никогда не воспомянулись".
И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, восприяв о том совет о святем дусе отца своего и богомольца великого господина святейшего Иоакима, патриарха московского и всеа России, и всего освященного собора и презирая милостиво на своих государевых бояр и окольничих, и думных, и выборных людей, исполняя свое государское о бозе намерение, указал боярину князю Михаиле Юрьевичу Долгорукову да думному дьяку Василью Григорьеву сыну Семенову принести к себе, великому государю, все розрядные книги, в которых писаны бывшие случаи с месты при прежних великих государех царех и великих князех российских и при деде его государеве, блаженныя памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче, всея России самодержце, и при отце его государеве, блаженныя памяти при великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержце, и при его великого государя державе. И по тому его, великого государя, указу, книги принесены.
И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил святейшему патриарху и властям, и своим государевым боярам говорить: "Ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле ко исполнению нашего доброго намерения способствует самое божие смотрение, давшее и хотящее ко благополучному привести совершению, тем, что вся наша царская полата, то есть бояре, окольничие и думные люди, також: стольники и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общего государственного добра советования, постановления и утверждения избранные благоразумным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческого ничто ино, токмо гордость и любви отсечение, и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вси радостными сердцы нам, великому государю, донесли, чтобы мы, великий государь, указали то виновное всякия злобы дело и братоненавидение, разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить; и когда вы, святейший патриарх, со архиереи нам, великому государю, совет предлагаете, а бояре и окольничие и думные люди доносят о искоренении тех случаев с месты, как о том писано выше сего, и чтоб всем чинам у всяких дел по нашему государскому указу быти без мест. И мы, великий государь, слыша таковое от многого времени нам, великому государю, желательное благое дело, всех общим советом совершение, бога, благих дателя, от таковой нам, великому государю, явленной благодати радостным сердцем по премногу благодарим, яко сподобил есть нас оного желательного дела видети совершение. И по тому богом дарованному благому общему намерению, мы, великий государь, нашим царским повелением те случаи и места повелеваем совершенно искоренить. А для совершенного искоренения и вечного забвения, те все прошения о случаях и о местах записки изволяем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна б и претыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Розряде случаев и о местах записки, а у кого такие ж книги и записки и те присылали бы в Розряд. А мы, великий государь, по тому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим, и думным, и ближним, и всяких чинов людям на Москве в приказех у росправных и в полках у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находы не возноситься, также и в попереках никого ничем не укорять и не попрекать, и в укоризну прежних дел, где кто был по воли государской в нижнех чинех или за скудостию, или за иным каким случаем, и в нижних чинех было, того ему во обличение не ставить и никакими вымыслы никого ничем мимошедшими попереки не безчестить. Также буде и впредь, кто от скудости, или каким ни есть случаем объявится где и в нижних каких чинех, и того ему в укоризну не ставить же, и тем его не безчестить. А которых родов ныне за малыми леты в ротмистрах и в порутчиках не написано, и тех родов впредь писать по тому ж в ротмистры и в порутчики".
И то слыша благожелательне святейший патриарх со всем освященным собором и весь его государской сигклит вси с великим усердием бога благодариша и оное его государское благоволение радостне прияли и благохотне утвердиша, глаголюще: "Да погибнет во огни оное, богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется во веки!"
И того ж числа те книги преданы огню государския передния полаты в сенях. А при том стояли от великого государя Царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, боярин князь Михайло Юрьевичь Долгорукой да думный дьяк Василий Семенов; а от великого господина святейшего Иоакима, патриарха московского и всея России, все преосвященные митрополиты и архиепископы до тех мест, покамест те книги совершенно все сгорели.
А как преосвященные митрополиты и архиепископы, и боярин князь Михайло Юрьевичь и думный дьяк пришли и возвестили великому государю и святейшему патриарху, что они по его великого государя указу и за благословением святейшего патриарха учинили, и святейший патриарх говорил боярам и окольничим, и думным людям: "Чтоб они сие, с богом начатое и совершенное за повелением великого государя, его царского величества, и за его со освященным собором благословением и всего сигклита со общего совета, дело отныне и впредь соблюдали крепко и нерушимо; а буде кто ныне и впредь оному делу воспрекословит коим-нибудь образом, и имеющий в домех своих книг и всяких писем, належащих к преждебывшим отечеств их случаям, в Розряд по сему царскому повелению за нашим благословением не принесут и будут держать у себя в дому, или где-инде каким ни есть образом, и те бы опасались тяжкого церковного запрещения и государского гнева, яко преобидники царского повеления и нашего благословения презиратели". Бояре же и окольничие, и думные люди ecu единогласно отвещаша: "Да будет тако, яко рече он, святейший патриарх!".
И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, видя тому всему богоугодному делу совершение, возрадовася радостию велию зело и изволил своих государевых бояр и окольничих, и думных людей за такое их благое дело, которым вражды пресечение имать быти, милостиво похвалить. Да он же, великий государь, изволил им милостиво говорить, что он, великий государь, им и впредь будущим их родом на память изволит быти в Розряде родословной книге родом их. Также и в домех своих такия родословныя книги им держать по-прежнему. А награждая их своею государскою милостию, тое родословную книгу ныне повелевает он, великий государь, пополнить, и которых имен в той книге в родех их не написано, и тех имена в тое родословную книгу написать вновь к сродникам их, и для того взять у них росписи за руками. А которые княжеские и иные честные роды при предках его государевых и при нем, великом государе, были в честях, в боярех и в окольничих, и в думных людех, также и старые роды, которые, хотя и не явились в честях, а с царства прадеда его государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, и при его государеве державе явились в посольствах и в полках, и в городех в воеводах и в иных знатных посылках и у него, великого государя, в близости, а в родословной книге имен их не написано, и те роды с явным свидетельством написать ныне в особую книгу. А которые роды и в вышеписанных честях и в знатных посылках не были, а с царства деда его государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, и при нем, великом государе, были в полковых воеводах, и в послех, и в посланниках, и в знатных каких посылках, и в иных честных чинех, и в десятнях в первой статье написаны, и тех родов имена по тому ж написать в особую книгу со свидетельством; а которые и в тех вышеписанных честных и знатных чинех не были, а в десятнях написаны в средней да в меньшой статьях, и тех имена написать во особую книгу. А буде кто из нижних чинов за службы отцов своих или за свои написаны в московские чины, и тех имена написать во особую ж книгу по их росписям. И быти всем во всех чинех без мест так, как выше сего о том писано. А буде кто от сего времени ныне и впредь те мимошедшие искорененные розрядные случаи каким ни есть образом взочнет и учнет на кого бити челом великому государю, презрев сие нынешнее твердое постановление, и которые роды ныне, по его, великого государя, указу и по росписи, не написаны в ротмистры и в порутчики, а кто кого учнет тем попрекать и укорять, и того лишити данныя ему милости государской, чести, в каковой тогда он будет, а поместья его и вотчины взять на великого государя безповоротно и роздать, кому великий государь пожалует, чтоб то с богом учиненное дело всегда было, по его государскому указу, совершенно нерушимо во всеякой крепости. Так же буде кто мимошедших времен какими случаи учнет возвышатися и другим родом чинить укоризну и безчестие или кому учнут чинить безчестие тем, либо кто в мимошедшия времена до сего времени был, или впредь по какому-либо случаю будет по воле государской или от бедности в каком низком чине, и тем, кто те случаи взочнет и безчестить кого чем учнет, и тому роду всем, сколько их объявится, взять безчестие. И о сем вышепомянутом деянии указал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, боярину князю Михаиле Юрьевичу Долгорукову сказать на Постельном крыльце стольникам, стряпчим, дворянам, жильцам и всяких чинов людям.
И о святем дусе отцу своему и богомольцу, великому господину святейшему Иоакиму, патриарху московскому и всея России, и преосвященным митрополитам, и архиепископам, и своим государевым боярам, и окольничим, и думным людям изволил он, великий государь, говорить: "Сего боголюбезного и всему нашему царствию доброполезного дела на вечное непременное укрепление, изволяем мы, великий государь, нашея царския десницы приписанием утверждение учинити; такожде и вы б, святейший патриарх, и все архиереи, и наши бояре, и окольничие, и думные люди то деяние руками своими подписали. А которые выборные стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы, и городовые дворяне ж, и дети боярские от всех чинов челобитье доносили, и те б по тому ж руками своими приписали".
И тех всех архиереев и своих государевых бояр и окольничих, и думных людей, и выборных стольников и стряпчих, и Дворян московских, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских имена великий государь указал под сим деянием для приписания рук написать. Да и то великий государь указал написать: "Которыя ныне есть в Розряде и в Посольском и в иных приказех и в городех записки, приличны к случаям отеческих дел, или впредь по его, великого государя, указу на Москве в Розряде и в Посольском и в иных приказех будут какия записки ж о полковых и о посольских и о всяких делех, и теми прежними записками и которыя впредь будут, никому никого не безчестить и не попрекать, и в укоризну и в потерку, также и себе в находку не ставить, и мест не всчинать никакими мерами. А быть полатным и всех чинов ратным людям у ратных и у посольских, и у всяких дел без мест, как о том пространно написано выше сего. А буде кто, забыв его царское повеление и указ, прежними какими ни есть записками или которые такия ж записки впредь будут дерзнет кого тем безчестить и попрекать, а себе то в находку ставить и от него, великого государя, тем людям по тому ж быть в опале и в разорении безо всякий пощады, как писано о том выше сего.
А у стрелецких полков впредь быти полковникам, а головами им не зватися, а сотникам зватися капитанами".
Вышеписанное соборное деяние великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил утвердить своею государевою самодержавною рукою сице: божиею милостию царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, во утверждение сего соборного деяния и в совершенное гордости и проклятых мест искоренение моею рукою подписал*.
------------------------------------------------------------------------
* Подписи не воспроизводятся.
Стольник - дворцовый чин, в списке чинов упоминался после думных дьяков и перед стряпчими.
Рейтар - конный воин.
Стряпчий - дворцовый чин.
Жильцы - разряд московских служилых людей.
Архиерей - епископ.
Выборные власти - выборные представители высшего монашествующего духовенства.
Окольничий - думный чин: занимал, как правило, второе место после боярина.
Сый - зд. вечный.
Присно - истинно, вечно.
Убо - итак, следовательно.
Сице - так, таким образом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соборное деяние об уничтожении местничества от 12 января 1682 г.
СГГД. т. 4. М. 1828. с. 396-410.
Настоящий документ представляет собой научно-исторический акт и подключен в систему в качестве учебно-познавательного материала.
Содержание документа соответствует виду, в котором он был опубликован.