Обзор основных нарушений, допускаемых отделами объединенных военных комиссариатов при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу (О.В. Лютницкая, "Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2012 г.)

Обзор основных нарушений, допускаемых отделами объединенных военных комиссариатов при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу


В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, гражданам до проведения призывной комиссии обязаны определить категорию годности. Медицинское освидетельствование граждан осуществляется в целях определения категории их годности и способности нести военную службу по состоянию здоровья. Осуществляется медицинское освидетельствование строго в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, совместного приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" от 23 мая 2001 г. N 240/168.

Врач-специалист, изучив представленные медицинские документы на гражданина и обследовав его, оценив состояние здоровья, физическое развитие, выносит заключение о категории годности к военной службе. При вынесении заключения о категории годности гражданина к военной службе врач-специалист обязан учитывать характер заболевания или физического недостатка, степень их выраженности, компенсации, имеющихся функциональных нарушений, фактическую работоспособность освидетельствуемого и требования, предъявляемые военной службой к состоянию здоровья в том или ином виде Вооруженных Сил Российской Федерации, роде войск или по отдельным военно-учетным специальностям. Гражданин, который признан нуждающимся в обследовании (лечении), по решению призывной комиссии направляется на обследование (лечение) в закрепленное для этих целей медицинское учреждение. Оценка состояния физического развития, состояния здоровья и вынесение заключения о категории годности к военной службе проводятся в соответствии с Расписанием болезней и Таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе). Категории годности к военной службе по всем графам Расписания болезней обозначены буквами А, Б, В, Г, Д, как это указано в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. В соответствии с данным Законом граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория "А") или годными с незначительными ограничениями (категория "Б"), подлежат призыву на военную службу. При этом, граждане, признанные при призыве на военную службу годными к военной службе с незначительными ограничениями, не направляются для прохождения службы в Воздушно-десантные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ, спецсооружения и по отдельным военно-учетным специальностям, если это оговорено Расписанием болезней.

В результате освидетельствования в 2005 году годными к военной службе (категория "А") были признаны 45,1% юношей, годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория "Б") - 29,9%, ограниченно годными (категория "В") - 13,3%, временно негодными (категория "Г") - 10,8% и 0,9% были признаны не годными к военной службе (категория "Д"). В структуре заболеваний, послуживших причиной признания юношей ограниченно годными, временно негодными и не годными к военной службе, наибольший удельный вес имели психические расстройства и расстройства поведения (25,9%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (15,1%), болезни глаза и его придаточного аппарата (13,4%)*(1).

По результатам проверки медицинской комиссии ОВК г. Москвы по Митинскому району Северо-Западного административного округа г. Москвы весной 2010 г. освидетельствовано 1096 граждан, подлежащих призыву на военную службу. Из них признано годными к военной службе ("А") - 309 человек (28,2%), годными к военной службе с незначительными ограничениями ("Б") - 340 человек (31%), ограниченно годными к военной службе ("В") - 417 человек (38%), временно не годными к военной службе ("Г") - 14 человек (1,3%).

Анализ показателя годности граждан к военной службе по состоянию здоровья показывает, что весной 2010 г. он несколько снизился по сравнению с 2009 г. (63,6%), однако значительно выше 2008 г. (53,8%) в соответствии с оценочными показателями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Довольно низкий показатель годности говорит как об общем ухудшении здоровья призывников, так и о недостаточной эффективности проводимых с ними лечебно-оздоровительных мероприятий.

Процент предоставления отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья незначителен и колебался с 2008 по 2011 гг. от 2,7% в 2008 г. до 0,8-0,9% в 2009-2010 гг. В структуре заболеваний, по которым граждане получали отсрочки или были освобождены от призыва на военную службу в 2008 г., на первом месте находятся болезни костно-мышечной системы (31,3%), на втором и третьем местах - болезни системы кровообращения и болезни органов пищеварения - по 10,5%*(2).

Таким образом, в результате роста числа заболеваний среди призывного контингента перед государством и соответственно призывными комиссиями довольно остро встала проблема нехватки числа призывников. Причиной тому, помимо роста заболеваемости, послужили объективные факторы, в том числе снижение числа рождаемости и, как следствие, демографический кризис.

У призывных комиссий возникла потребность восполнения числа граждан, направляемых для прохождения военной службы. Такое восполнение происходит через организацию призывных мероприятий, которые, в свою очередь, нередко проводятся с существенными нарушениями законодательства.

Пункт 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 г., указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних шести месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализа мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование.

Как показывает практика, указанные мероприятия в отношении призывников, подвергшихся вызову на медицинскую и призывные комиссии, часто не проводятся либо проводятся с нарушением установленного законодательством срока. Причем данная норма носит обязательный характер для участников правоотношений и ее действие (применение) не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия каких-либо заболеваний у призывника, подтвержденных документально. Таким образом, наблюдается корреляционная зависимость нарушения порядка проведения медицинских и призывных комиссий и нарушения прав призывников.

Данное положение подтверждается и судебной практикой. Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 20 августа 2009 г. было признано незаконным и подлежало отмене решение призывной комиссии Лефортовского ОВК г. Москвы на том основании, что до прохождения медицинского обследования призывнику не было выдано направление на сдачу анализов. Суд пришел к выводу, что медицинская комиссия не имела права вынести полное и законное заключение о состоянии здоровья гражданина, не имея объективных данных о фактическом состоянии его здоровья, т.е. в отсутствие результатов специальных исследований. Таким образом, требования, предъявляемые к предварительному обследованию призывников, изложенные в п. 7 вышеназванной Инструкции не были выполнены, медицинское освидетельствование проводилось без учета вышеуказанных исследований, не были получены результаты анализов и лабораторных исследований. В результате решение о призыве суд не может признать законным и обоснованным.

Другой наиболее часто встречаемой вариацией нарушения прав призывников являются нарушения, допускаемые при осуществлении и проведении медицинских комиссий. Нередко предоставляемые призывником медицинские документы (копии амбулаторных карт, эпикризы и др.) не только не приобщаются к материалам личного дела призывника, но и не рассматриваются врачами в качестве подтверждения наличия того или иного заболевания, что, в свою очередь, противоречит п. 26 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400), а также ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Кроме того, нарушение данного права непроизвольно является причиной отказа в направлении призывника на дополнительное медицинское обследование.

Так, решением Зюзинского районного суда от 3 августа 2010 г. было признано незаконным и отменено решение призывной комиссии района "Северное Бутово" г. Москвы. Призывник решением призывной комиссии был признан годным, и ему была вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы. Суд обратил внимание на тот факт, что отделом объединенного военного комиссариата, в нарушение законодательной нормы, не были запрошены медицинские сведения, которые и не были учтены при проведении медицинского обследования и определении категории годности. Кроме того, сам призывник настаивал на проведении дополнительного медицинского обследования, в связи с чем направил в адрес отдела объединенного военного комиссариата соответствующее заявление. Кроме того, у призывника в наличии было заболевание, не позволяющее проходить военную службу. Суд сделал вывод, что если бы отделом военного комиссариата были своевременно истребованы медицинские документы, то при определении категории годности было бы учтено имеющееся "непризывное" заболевание. Таким образом, решение о признании годным к прохождению военной службы и призыве на военную службу было отменено, гражданин был освобожден от прохождения военной службы.

Неоднократно встречаются нарушения п. 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, в соответствии с которым военный комиссариат до 15 марта (15 сентября) истребует на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, от психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов), а также иных медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями.

Кроме того, должны быть истребованы сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторных больных и другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.), характеризующие состояние здоровья граждан.

Также должны запрашиваться сведения от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы - сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами; от школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей - медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие их состояние здоровья; от органов внутренних дел - списки лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, состоявших и состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и обязанных состоять на воинском учете граждан, не пребывающих в запасе; от органов дознания и предварительного следствия - списки лиц, в отношении которых возбуждались или возбуждены уголовные дела; от федеральных судов - сведения о лицах, в отношении которых возбуждены или прекращены уголовные дела, а также осужденных за совершение преступления; от органов записи актов гражданского состояния - сведения о гражданах, переменивших фамилию, имя, отчество, а также умерших в текущем году.

Кунцевским районным судом г. Москвы 14 сентября 2011 г. решение о призыве на военную службу было признано незаконным. Суд обосновал свое решение следующим: в соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, призывная комиссия принимает в отношении призывника решение только после определения категории годности его к военной службе. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Пункт 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 г., указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних шести месяцев), анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов), анализ мочи (удельный вес, белок), электрокардиографическое исследование. В соответствии с п. 8 названной Инструкции сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований записываются в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу и находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения.

Суд отметил, что, как следует из копии личного дела призывника Т., ни одно из вышеперечисленных исследований и анализов до начала проведения медицинского освидетельствования не проводилось, записей об этом не имеется, данные флюорографии не указаны. Согласно п. 9 вышеупомянутой Инструкции врач-специалист выносит заключение о категории годности призывника к военной службе после изучения его анамнеза, результатов клинико-инструментального исследования и оценив его состояние здоровья. Суд сделал вывод, что заключение о категории годности призывника было сделано в отсутствие результатов специальных исследований.

Данный факт подтверждался не только отсутствием записей в личном деле призывника, но и отсутствием медицинских документов, которые в соответствии с п. 8 приложения N 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 должны находиться в личном деле призывника до истечения срока его хранения (флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы). Суд посчитал, что данный факт еще раз подтверждает, что заключение о категории годности было сделано в отсутствие результатов специальных исследований. Таким образом, требования, предъявляемые к предварительному обследованию призывников, не были выполнены, медицинское освидетельствование проводилось без учета вышеуказанных исследований, не были получены результаты анализов и лабораторных исследований, т.е. не было фактического исследования состояния здоровья.

Кроме того, в соответствии с п. 32 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" от 2 октября 2007 г. N 400, военный комиссариат был обязан до проведения медицинской и призывной комиссий запрашивать на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, ряд документов и сведений. Однако, как следовало из материалов гражданского дела и личного дела Т., данные действия, вопреки приведенной норме, проведены не были, что существенно нарушило порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации. Представителем призывной комиссии также не были предоставлены доказательства, подтверждающие соблюдение указанной в законодательстве процедуры. Таким образом, нарушение самой процедуры проведения медицинского обследования и призывной комиссии неотъемлемо повлекло принятие заведомо незаконного решения о призыве.

По результатам изучения практики организации призыва и осуществления призывных мероприятий представляется возможным сделать вывод, что установленные нормативными актами сведения на граждан, подлежащих призыву, обычно не истребуются. Красноречиво об этом свидетельствуют материалы проведенной учетно-призывной проверки в 2011 г. в отделе военного комиссариата г. Москвы по Измайловскому району, по результатам которой было выявлено, что в 2010 г. происходили возвраты со сборного пункта призванных граждан*(3). Таким образом, решения о призыве были признаны незаконными. Причинами необоснованных призывов было не выявление серьезных заболеваний (в том числе пороки сердца) и патологий, а также не проведение обязательных обследований и диагностических мероприятий среди граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Изложенное выше, на наш взгляд, свидетельствует о том, что призывными комиссиями нередко нарушаются требования законодательства, регулирующего порядок направления граждан на медицинское обследование и непосредственно процедуры его проведения, а также порядок проведения призыва. В результате указанных нарушений происходит ущемление права призывника на освобождение от призыва на военную службу, предусмотренное п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Еще одним характерным нарушением, допускаемым в ходе призыва, является призыв во время действия права на отсрочку либо предоставление отсрочки без желания призывника ею воспользоваться.

Специальным законодательным актом, регулирующим порядок призыва на военную службу, является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", в котором содержится исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на отсрочку от прохождения военной службы (ст. 24).

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, имеют право на получение отсрочки на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Для реализации права на отсрочку необходимо совершить ряд правовых действий, свидетельствующих о том, что гражданин, подлежащий призыву на военную службу, намерен воспользоваться правом на отсрочку. Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации установлено, что призывная комиссия выносит решение о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу на основании документов, предоставленных призывником. Таким образом, отсрочка предоставляется лишь с учетом его волеизъявления. В последующем, для подтверждения оснований для использования отсрочки от призыва, гражданин, подлежащий призыву, должен ежегодно предоставлять в военкомат справку, подтверждающую факт обучения в вузе (форма справки утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400).

Предоставленная справка подшивается в личное дело призывника. Решение призывной комиссии о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу для получения образования фиксируется в книге протоколов призывной комиссии и учетной карте (личном деле призывника) с указанием, до какого срока предоставлена отсрочка (предоставляется на весь период обучения), а также производится запись в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Кроме того, предоставление отсрочки по обучению при отсутствии выраженного волеизъявления гражданина, имеющего право на отсрочку, т.е. "заочно", является незаконным на том основании, что нарушат право выбора между получением отсрочки и правом на освобождение от прохождения военной службы. Призывная комиссия вправе вынести в отношении призывника только одно из перечисленных в ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решений, список решений является исчерпывающим, в него входит и решение о предоставлении отсрочки, и решение об освобождении от военной службы. Таким образом, принятие решения о предоставлении отсрочки автоматически исключает возможность освобождения от военной службы и не позволяет получить военный билет. Тем самым принятие заочного решения о предоставлении отсрочки призывнику, который не намерен ею воспользоваться, влечет существенное нарушение его прав.

В практике нередки случаи, когда отсрочка предоставляется "заочно", без личной явки призывника на заседание призывной комиссии, т.е. без определения категории годности, таким образом, нарушается право призывника на получение освобождения от прохождения военной службы по состоянию здоровья. В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Данное обстоятельство подтверждается и судебной практикой. Например, решением Перовского районного суда г. Москвы было признано незаконным и отменено решение о предоставлении отсрочки гражданину "заочно", на основании справки об обучении, в отсутствие его волеизъявления. При этом, у призывника имелись заболевания, наличие которых позволяло ему настаивать на вынесении решения об освобождении от прохождения военной службы. Однако во время действия отсрочки, в соответствии с законодательными нормами, он не подлежал вызову ни на медицинскую, ни на призывную комиссии. Таким образом, решение о предоставлении отсрочки препятствовало получению освобождения от военной службы и соответственно получению военного билета по состоянию здоровья. Гражданину была предоставлена отсрочка, однако заявитель не желал воспользоваться своим правом на предоставление отсрочки от прохождения военной службы, с таким заявлением в военкомат не обращался, решение о предоставлении отсрочки было постановлено вопреки его воле. Кроме того, данным решением было нарушено право заявителя на освобождение от военной службы по состоянию здоровья. О том, что предоставлена отсрочка, заявителю стало известно только через три года, при обращении в военкомат. Срок для обжалования удалось восстановить. Суд постановил, что решение о предоставлении отсрочки "заочно", вопреки воле заявителя, является незаконным и подлежащим отмене. При вынесении решения суд принял во внимание факт того, что заявителем не подавалось в военкомат заявление, по которому усматривалось бы желание воспользоваться правом на отсрочку. Отмена решения о предоставлении отсрочки способствовала получению освобождения заявителя от военной службы по состоянию здоровья.

В судебной практике существует довольно спорный вопрос: может ли судебный орган, подменяя функции другого органа, наделенного соответствующими полномочиями, обязать призывную комиссию совершить какие-либо действия в отношении призывника.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в частности, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено два способа устранения нарушенных прав граждан, подлежащих призыву на военную службу, - административный (посредством обращения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации) и судебный. Как показывает практика, наиболее действенным способом является обращение в суд.

Оспаривание как действий/бездействия, так и решений призывной комиссии происходит в порядке гл. 25 ГПК РФ.

При этом, законодателем закреплен срок, в течение которого суд обязан разрешить вопрос по существу, - 10 дней (ст. 257 ГПК РФ), т.е. суд в этот срок должен вынести решение о законности/незаконности действий/решений должностного лица и дать им соответствующую правовую оценку.

Следует знать, что полномочиями по отмене ранее вынесенного решения призывная комиссия отдела военного комиссариата не обладает. Отменить незаконно принятое решение может только призывная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации или непосредственно суд.

Однако в судебной практике возник довольно спорный вопрос относительно возможности и правомерности возложения на призывную комиссию обязательств по совершению определенных действий.

Так, Хорошевский районный суд г. Москвы в решении указал: "оснований для обязания призывной комиссии предоставить заявителю отсрочку от прохождения военной службы суд не находит, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции призывной комиссии и подлежит рассмотрению в установленном законом порядке".

Необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действительно, ни один орган государственной власти не может подменять исполнение функций и обязанностей другого органа, однако согласно ст. 257 ГПК РФ суд обязан устранить допущенное нарушение прав. Думаю, что одним из способов реализации данных полномочий, а именно восстановления в правах, является вынесение судом решения, обязывающего должностное лицо прибегнуть к активным процессуальным действиям, например, вынесению нового решения призывной комиссией, допустим, об освобождении от прохождения военной службы по состоянию здоровья или о предоставлении отсрочки.

Данный факт подтверждается рядом судебных решений, вынесенных районными судами г. Москвы и Московской области (Кунцевским районным судом, Гагаринским районным судом, Балашихинским городским судом). Так, например, Балашихинский городской суд Московской области (дело N 22126/2011) не только рассмотрел вопрос о законности решения о призыве на военную службу, но и взял на себя инициативу и, воспользовавшись ст. 257 ГПК РФ, "в целях восстановления прав заявителя... суд возложил на орган, чьи действия обжаловались, обязанность по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре".


О.В. Лютницкая,

адвокат, член Ассоциации юристов России,

независимый эксперт, уполномоченный

Министерством юстиции Российской Федерации

на проведение экспертизы нормативных правовых актов

и других документов на коррупциогенность


"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2012 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Ахмедов М.Р. Состояние здоровья и оценка готовности к военной службе юношей Юга России (на примере Астраханской области): автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2007. 18 с.

*(2) Результаты проверки учетно-призывной работы в ОВК по Измайловскому району г. Москвы.

*(3) Результаты проверки учетно-призывной работы в ОВК по Измайловскому району г. Москвы.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обзор основных нарушений, допускаемых отделами объединенных военных комиссариатов при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу


Автор


О.В. Лютницкая - адвокат, член Ассоциации юристов России, независимый эксперт, уполномоченный Министерством юстиции Российской Федерации на проведение экспертизы нормативных правовых актов и других документов на коррупциогенность


"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 10