Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества от 27 ноября 2012 г. N 3.1-05/2586 на проект федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не действует)

Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества от 27 ноября 2012 г. N 3.1-05/2586
на проект федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 23 ноября 2012 года.

В качестве законопроекта он внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации 11 апреля 2011 года.

При рассмотрении проекта данного Федерального закона от члена Совета Федерации А.П. Торшина в соавторстве с депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Р.М. Марданшиным, А.А. Ремезковым, В.В. Пинским, А.И. Скоробогатько, О.И. Аршбой, В.П. Машкариным, Ю.А. Напсо, А.С. Кропачевым, И.К. Сухаревым поступило 32 поправки, все они Государственной Думой приняты.

Федеральный закон дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новыми статьями с порядковыми номерами 159.1 "Мошенничество в сфере кредитования", 159.2 "Мошенничество при получении выплат", 159.3 "Мошенничество с использованием платежных карт", 159.4, "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности", 159.5 "Мошенничество в сфере страхования" и 159.6 "Мошенничество в сфере компьютерной информации", разделяющими преступное мошенничество на отдельные составы преступлений в зависимости от сферы действия.

Названные составы преступлений предусматривают квалифицирующие признаки в виде: причинения значительного ущерба гражданину, совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, совершения преступления лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере.

Одновременно действующая редакция части четвертой статьи 159 "Мошенничество" УК РФ дополняется новым признаком "мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение", а в санкции части третьей увеличены размеры штрафа.

Примечанием к статье 159.1 УК РФ предусматривается, что крупным размером в статьях 159.1, 159.3, 159.4, 159.5 и 159.6 признается стоимость имущества, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - шесть миллионов рублей.

По общему правилу, установленному пунктом 4 примечания к статье 158 "Кража" УК РФ, в статьях главы 21 "Преступления против собственности" крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" конкретизирующие порядок проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий при изъятии документов и электронных носителей информации. Одновременно статья 303 УК РФ дополняется частью четвертой, предусматривающей уголовную ответственность за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинства и деловой репутации.

Федеральным законом в новой редакции излагается часть 3 статьи 20 "Виды уголовного преследования" и часть 2.1 статьи 82 "Хранение вещественных доказательств" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

При этом конкретизируется порядок отнесения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160 "Присвоение или растрата", 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверия" УК РФ, к уголовным делам частно-публичного обвинения, а также порядок выемки, обыска и хранения электронных носителей информации.

Федеральный закон устанавливает, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 - 159.6, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.4 частью первой, 159.5 частью первой, и 159.6 частью первой производится в форме дознания.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частью второй - четвертой производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации и может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Кроме того, Федеральный закон устанавливает новую редакцию статьи 7.27 "Мелкое хищение" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая разграничивает мошенничество на административные правонарушения и уголовные преступления.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон позволит снизить ошибки и злоупотребления во время возбуждения уголовных дел о мошенничестве, будет способствовать повышению качества работы по выявлению и расследованию таких преступлений, правильной квалификации содеянного органами предварительного расследования и судом, более четкому отграничению уголовно наказуемых деяний от гражданско-правовых отношений.

По заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и системе российского законодательства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, указанных в статье 106 Конституции Российской Федерации. Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества решил:

рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Председатель Комитета

А.А. Клишас

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.