• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет приобретения спецодежды

Учет приобретения спецодежды

Организация приобрела спецодежду, которую обязана предоставлять работникам согласно законодательству. Как отразить расходы на приобретение спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете?

Юридические аспекты

 

Порядок обеспечения работников спецодеждой закреплен в ст. 221 ТК РФ. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В настоящее время действуют Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила). На основании п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ должно осуществляться в соответствии с типовыми нормами на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (утверждены приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н), а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

 

Бухгалтерский учет

 

Инструкция к счету

10

Типовые проводки

к счету 10: по дебету/по кредиту

 

Бухгалтерский учет специальной одежды осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания).

Согласно п. 2 Методических указаний под спецодеждой понимаются средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников организации. Спецодежда в бухгалтерском учете учитывается в качестве МПЗ с учетом особенностей, предусмотренных Методическими указаниями.

На основании п. 11 Методических указаний спецодежда принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая складывается из всех фактических затрат на приобретение спецодежды и доведения ее до состояния, пригодного к использованию. В соответствии с п. 13 Методических указаний и Планом счетов бухгалтерского учета спецодежда, находящаяся в собственности организации, учитывается до передачи в производство (или эксплуатацию) в составе ее оборотных активов на отдельном субсчете "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" счета 10.

Передача спецодежды в производство (выдача работникам) отражается в бухгалтерском учете с использованием специального субсчета "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" к счету 10.

Стоимость спецодежды со сроком полезного использования более 12 месяцев, вне зависимости от стоимости, погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах (п. 26 Методических указаний). Если выдача спецодежды типовыми нормами не предусмотрена, то срок полезного использования спецодежды определяется исходя из норм, установленных организацией. В силу п. 21 Методических указаний единовременное списание стоимости спецодежды допускается при условии, что срок ее эксплуатации не превышает 12 месяцев.

Пункт 9 Методических указаний предусматривает, что организация может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В п. 9 Методических указаний не говорится о спецодежде. Однако Минфин России считает возможным установить подобный порядок и для предметов специальной одежды (письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159).

 

Документооборот

 

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Формы первичных документов утверждаются руководителем по представлению должностного лица, ведущего бухгалтерский учет (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). 

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

Согласно п. 13 Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

При поступлении спецодежды в качестве материально-производственных запасов основанием для ее оприходования на склад являются первичные документы, полученные от продавца. На складе оформляется приходный ордер (может быть разработан на основе унифицированной формы N М-4).

Если спецодежда учитывается в составе ОС, то могут быть использованы формы для учета ОС (разработать их можно на основе унифицированных форм, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7). 

Подробнее см. Учет приобретения основных средств за плату.

Формы документов

Пример приходного ордера М-4

Пример акта о приемке материалов М-7

Пример карточки учета материалов М-17

 

Налогообложение

 

В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым. См. письма Минфина России от 02.04.2009 N 03-03-06/1/206, от 14.11.2007 N 03-03-05/254, от 13.11.2007 N 03-03-06/4/148.

Если стоимость предметов спецодежды превышает установленный ст. 257 НК РФ для амортизируемого имущества лимит (с 2016 года - 100 000 руб.) и срок их полезного использования (в соответствии с нормами выдачи) превышает 12 месяцев, то такие предметы учитываются в составе амортизируемого имущества с начислением амортизации на основании ст. 256 НК РФ.

 

Пример

Организация приобрела спецодежду (куртки, комбинезоны и ботинки) для монтажных работников на сумму 24 000 руб., в том числе НДС - 4000 руб. Срок эксплуатации спецодежды не превышает 12 месяцев.

В бухгалтерском учете следует произвести записи:

 

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"

60

20 000

(24 000 - 4000)

приняты к учету предметы спецодежды

19

60

4000

отражена сумма предъявленного поставщиком НДС

68

19

4000

принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком

60

51

24 000

произведена оплата поставщику

 

Возможные риски

 

Учитывается ли в расходах стоимость спецодежды, выдаваемой сверх норм, предусмотренных законодательством?

 

Отрицательная практика

 

По мнению Минфина России и налоговых органов, затраты на приобретение спецодежды для работников могут быть отнесены к материальным расходам только при условии, что российским законодательством предусмотрено их обязательное применение работниками конкретно той профессии, для которой они приобретаются налогоплательщиком.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2006 г. N А56-25290/2005 суд указал, что для целей уменьшения налога на прибыль в состав расходов могут быть включены только затраты работодателя на создание безопасных условий труда, которые соответствуют установленным законодательством правилам и нормам.

 

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(-) письмо Минфина России от 5 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/320

(-) письмо Минфина России от 21 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/216

(-) письмо Минфина России от 20 июня 2005 г. N 03-03-04/1/6

(-) письмо УФНС России по г. Москве от 15 января 2009 г. N 19-12/001813

(-) письмо УФНС России по г. Москве от 3 июля 2008 г. N 20-12/063172

 

Акты судебных органов:

(-) Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2006 г. N А56-25290/2005

 

Положительная практика

 

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2008 N Ф03-А59/07-2/5933 судом отклонен довод налоговых органов о том, что расходы по приобретению специальной одежды должны быть в обязательном порядке подтверждены Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды и Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами защиты. Данное требование не вытекает из норм налогового законодательства, так как в соответствии с главой 25 НК РФ основой налогового учета расходов является их экономическая обоснованность и оправданность. Суд также ссылается на определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, из которых следует, что законодатель предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определить в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. При этом суд также обращает внимание и на мнение Пленума ВАС РФ, указавшего в постановлении от 12.10.2006 N 53, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть в состав расходов подлежат включению расходы в случае, если соблюдается условие о том, что затраты произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (извлечение прибыли), для экономического эффекта.

Следовательно, если приобретение спецодежды для своих работников соответствует этому критерию, то у проверяющих отсутствуют правовые основания для исключения указанных затрат из расчета налога на прибыль.

В письме Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/1/214 указано, что расходы, связанные с приобретением специальной одежды, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию, в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, установленными на предприятии.

 

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(+) письмо Минфина России от 16 февраля 2012 г. N 03-03-06/4/8

(+) письмо Минфина России от 16 марта 2011 г. N 03-03-06/1/143

(+) письмо Минфина России от 4 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/214

 

Акты судебных органов:

(+) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2008 г. N Ф03-А59/07-2/5933

(+) Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53

(+) Постановление ФАС Московского округа от 1 июня 2007 г. N КА-А40/4643-07

(+) Постановление ФАС Поволжского округа от 26 июля 2006 г. N А55-31040/05-3

(+) Постановление ФАС Уральского округа от 17 апреля 2006 г. N Ф09-1966/06-С7

 

Учет приобретения спецодежды

Организация приобрела спецодежду, которую обязана предоставлять работникам согласно законодательству. Как отразить расходы на приобретение спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете?

 

Юридические аспекты

Бухучет. Проводки

Документооборот

Налогообложение

Пример

Возможные риски

 

Формы документов

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.


Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.


В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.


Материал подготовлен специалистами компании "Гарант" и приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии

См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации