Типовая Программа и методика тестирования типового программного комплекса, эксплуатируемого в системе Банка России, на соответствие 2000 году (разработана Департаментом информатизации ЦБР 6 января 1999 г.)

Типовая Программа и методика тестирования
типового программного комплекса, эксплуатируемого в системе Банка России, на соответствие 2000 году
(разработана Департаментом информатизации ЦБР 6 января 1999 г.)

 

Одобрена Рабочей группой по решению Проблемы 2000 г.
в информационных системах Банка России 26 января 1999 г.)

 

1. Объект тестирования

 

1.1. Объектом тестирования является программное обеспечение типового прикладного программного комплекса или типовой информационной системы (далее - ТПК), обеспечивающее необходимую информационно-программную поддержку банковской задачи при ее решении до, во время и после наступления 2000 года.

1.2. Состав предъявляемого для тестирования ТПК должен обеспечивать проведение тестирования в полном объеме согласно настоящей Программе и соответствовать принятой стратегии тестирования.

2. Цель тестирования

 

2.1. Целью тестирования является проверка ТПК на соответствие 2000 году, при этом его производительность и функциональность, определенные Техническим заданием, не изменятся после приведения ТПК в готовность к 2000 году по следующим критериям.

1) Никакое значение для текущей даты не должно вызвать прерывания в работе.

2) Функциональные возможности ТПК, связанные с датой, должны быть одинаковыми до, во время и после наступления 2000 года.

3) Во всех интерфейсах, базах данных (БД), архивах столетие в любой дате должно определяться либо явно, либо недвусмысленными алгоритмами или правилами логического вывода.

4) 2000 год должен распознаваться как високосный.

2.2. Основным содержанием тестирования ТПК является проверка надежности программного обеспечения с точки зрения выполнения заданных функций ТПК в соответствии с "Постановкой задачи" в условиях соблюдения критериев соответствия ТПК 2000 году согласно п.2.1.

2.3. В качестве дополнительных компонентов предложенного для тестирования ТПК могут рассматриваться следующие компоненты.

2.3.1. Информационное обеспечение в части:

- соответствия структуры БД (архива) ТПК;

- информационного обмена между компонентами ТПК.

2.3.2. Обеспечение информационной безопасности в части:

- проверки правомерности доступа пользователя;

- защиты от несанкционированного доступа.

3. Общие положения

 

3.1. Настоящая программа и методика тестирования ТПК предназначены для Разработчика ТПК при проведении им тестирования ТПК на соответствие 2000 году.

3.2. Тестирование ТПК проводится на стенде тестирования Разработчика в соответствии с "Постановкой задачи" на тестируемый ТПК, настоящей Программой и методикой тестирования в сроки по согласованию с Заказчиком (в лице Департамента информатизации Банка России).

3.3. Тестирование ТПК проводит Разработчик с участием представителя поставщика (производителя) системно-технического обеспечения ТПК и представителя Заказчика. Заказчик представляется группой экспертов, уполномоченной на подписание итогового Протокола.

3.4. Все компоненты системно-технического обеспечения ТПК, а также компоненты его прикладного обеспечения должны быть предварительно локально протестированы на соответствие 2000 году. Разработчик должен иметь документ, подтверждающий готовность входящих компонентов к 2000 году.

4. Объем тестирования

 

4.1. Соответствие ТПК 2000 году осуществляется проверкой его надежности с точки зрения выполнения заданных в "Постановке задачи" функций, включая проверку ошибок при вводе, функционирование в заданных режимах, выполнение программы обработки в случае ошибочных ситуаций, восстановление результата при сбое ТПК.

4.2. Проверка надежности осуществляется по трем определяющим ее критериям согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93: стабильность, устойчивость к ошибке, восстанавливаемость.

4.2.1. Проверка стабильности ТПК включает:

- правильность обработки входного документа (файла);

- полноту обработки ошибочных ситуаций;

- контроль корректности входных данных;

- проверку параметров по диапазону значений;

- обработку граничных значений;

- обработку неопределенностей.

4.2.2. Проверка устойчивости ТПК к ошибке включает:

- диагностирование ошибочно заданного формата даты во входных данных;

- возможность автоматического обхода ошибочной ситуации при вводе неправильного формата даты;

- правильное завершение работы ТПК при "неправильном" обозначении проблемного года;

- проверку устойчивости работы ТПК при искаженном представлении "проблемной" даты;

- возможность автоматического обнаружения ошибочно выдаваемой даты службой системного времени (BIOS, OS), выдачу диагностических сообщений.

4.2.3. Проверка восстанавливаемости ТПК включает:

- функционирование средств восстановления ТПК в случае появления ошибки при вводе или обработке;

- время формирования заданного результата при задании ошибочной ситуации (неправильной "проблемной" даты) согласно Приложению.

4.3. Проверка по указанным критериям осуществляется путем обработки стандартного и необходимого объема "копий реальных" данных с помощью комплексного теста, подготовленного согласно Приложению.

"Копии реальных" данных на обработку передаются разработчиком в виде файла на магнитном носителе в формате входного документа (или входного массива при взаимодействии с системой передачи данных). Допускается представление экспертами дополнительных тестов по оценке ТПК на соответствие 2000 году.

4.4. Результаты тестирования считаются верными, если при последовательной обработке комплексных тестов (см. Приложение) они в полной мере отвечают требованиям метрики качества "Полнота программного обеспечения" согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93, то есть подтверждаются:

- реализация всех основных функций;

- реализация всех частных функций;

- реализация всех алгоритмов;

- реализация всех взаимосвязей;

- реализация всех межмодульных интерфейсов;

- реализация возможностей настройки;

- реализация интерфейсов с пользователями.

При этом сформированные выходные данные (отчеты) отвечают "Постановке задачи".

5. Условия и порядок проведения тестирования

 

5.1. Сроки проведения тестирования за 2 недели согласуются Разработчиком с Заказчиком (в лице Департамента информатизации) на основании предложения Разработчика.

5.2. Тестирование осуществляется на стенде, использующем системно-технические средства, включая ТС, ОС, СУБД и средства разработки приложений, прошедшие тестирование на соответствие 2000 году по критериям п.2.1.

5.3. Тестирование заканчивается оформлением итогового протокола согласно п.6.2, который подписывается руководителем коллектива Разработчика, представителем поставщика и группой экспертов.

6. Отчетность

 

6.1. В процессе тестирования ведется "Журнал тестирования", в котором отмечается прохождение комплексного теста согласно разделам 1, 2, 3 Приложения.

В Журнале фиксируются даты, вызвавшие ошибочное выполнение или сбой программы.

6.2. Тестирование завершается оформлением "Протокола о результатах тестирования", в котором отражаются полученные результаты тестирования в соответствии с п.4.4 настоящей Программы и дается заключение о степени соответствия программного обеспечения ТПК критериям 2000 года.

Допускается составление "Протокола об ошибках", выявленных в ходе тестирования, в котором указываются сроки их устранения и при необходимости - срок повторного тестирования.


Типовая Программа и методика тестирования типового программного комплекса, эксплуатируемого в системе Банка России, на соответствие 2000 году (Разработана Департаментом информатизации ЦБР 6 января 1999 г. Одобрена Рабочей группой по решению Проблемы 2000 г. в информационных системах Банка России 26 января 1999 г.)


Текст программы опубликован в "Вестнике Банка России" от 31 марта 1999 г., N 20


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.