• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Содержание Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ

Энциклопедия судебной практики. НК РФ: содержание


Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах



Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах



Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Принцип равенства налогообложения

1.1. Право на льготу по транспортному налогу не может зависеть от права управления транспортным средством

1.2. Один и тот же налог, установленный для юридических и физических лиц, не может взиматься по-разному

1.3. Замена совокупности региональных и местных налогов уплатой единого налога распространяется не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей

1.4. ЕСХН должен обеспечивать единые критерии при налогообложении независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции

1.5. Давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам в отношении физических лиц распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц

1.6. Переход на УСН не влечёт нарушения принципа всеобщности и равенства налогообложения

1.7. Решение налогового органа не может установить обязанность уплатить налог в большем размере, чем установлено законом


Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени



Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу


Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах





Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе


Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах




Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов








Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты


Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов


Взаимозависимые лица


Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Общие положения по ст. 21 НК РФ

1.1. Перечень прав, закрепленный ст. 21 НК РФ, является открытым

1.2. Положения ст. 21 НК РФ не ограничивают права и свободы налогоплательщиков

1.3. Письменные разъяснения на основе ст. 21 НК РФ не носят нормативного характера

1.4. К процедуре зачета и возврата излишне взысканного штрафа исходя из смысла ст. 21 НК РФ, применяется по аналогии ст. 79 НК РФ

1.5. Несоблюдение налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении является грубым нарушением прав юридических лиц, закрепленных в ст. 21 НК РФ

1.6. Неисполнение требования о выполнении неправомерных актов и требований налоговых органов в любом случае не подпадает под понятие "налоговое правонарушение"

1.7. Положения ст. 21 НК РФ не влекут автоматически нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и не возлагают на налоговые органы обязанности вручать налогоплательщику вместе с актом копии всех материалов проверки

1.8. Статья 21 НК РФ не распространяется на лиц, у которых имеются документы, содержащие сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике

1.9. Принцип невыполнения неправомерных актов и требований налоговых органов, закрепленный ст. 21 НК РФ, применяется также к банкам как к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

2. Реализация и применение ст. 21 НК РФ

2.1. Право налогоплательщика на представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок обеспечивается посредством ст. 139 НК РФ

2.2. Статья 21 НК РФ не предусматривает право налогоплательщика на предоставление копии федеральных законов, иных нормативных правовых актов либо иных актов, не относящихся к налоговому законодательству

2.3. Реализация права на зачет или возврат переплаты осуществляется посредством обращения в налоговый орган по месту учета с соответствующим заявлением

2.4. Из ст. 21 НК РФ не следует обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы

2.5. Налогоплательщик вправе к апелляционной жалобе приложить ходатайство об обязательном его уведомлении о дате рассмотрения жалобы

2.6. Статья 21 НК РФ не содержит норм, обязывающих налоговые органы представлять налогоплательщику материалы проверки

2.7. Статья 21 НК РФ предоставляет налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли

2.8. Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок

2.9. Последующее расторжение договора купли-продажи недвижимости, неотражение доходов от реализации которой послужило основанием для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, не доказывает наличие переплаты по налогу


Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)


Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Общие положения

1.1. Обязанность платить налог является законным требованием государства, обязательным для всех налогоплательщиков

1.2. Обязанности, предусмотренные п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик должен исполнять самостоятельно

1.3. Статья 23 НК РФ распространяется только на налогоплательщиков

1.4. Оплата родителем-предпринимателем налога за ребенка - это его обязанность не как налогоплательщика, а как представителя другого налогоплательщика - несовершеннолетнего

1.5. Вменение налоговым органом налогоплательщику дополнительных обязанностей не предусмотрено действующим законодательством

1.6. Исполнение налогоплательщиком обязанностей не зависит от действий налоговых органов

1.7. Неуказание в ст. 23 НК РФ о применении ее к авансовым платежам не должно расцениваться как отсутствие у налогоплательщика обязанности по их уплате

1.8. Положения пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ и ст. 23 НК РФ в их взаимосвязи не направлены на ограничение прав и свобод налогоплательщиков

2. Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

2.1. Организации обязаны без запроса представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность

2.2. Обязанность представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность возлагается на юридическое лицо до момента его ликвидации

2.3. Обязанность представлять декларацию возникает, если лицо согласно действующему законодательству относится к числу плательщиков налога

2.4. Обязанность по представлению налоговой декларации не зависит от наличия или отсутствия доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, как и от наличия или отсутствия подлежащей уплате суммы налога

2.5. Отсутствие доступа к телекоммуникационным каналам связи - не основание для освобождения налогоплательщика от обязанности представления налоговой декларации

2.6. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять не любые документы, а документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

2.7. Формы статистической отчетности не относятся к документам, связанным с исчислением и уплатой налогов, в связи с чем налогоплательщик не обязан их предоставлять

2.8. Нормы ст. 23 НК РФ не возлагают на адвокатов и адвокатские образования обязанность предоставлять налоговому органу документы со сведениями о клиентах

2.9. Статья 23 НК РФ, предусматривающая предоставление адвокатами и адвокатскими образованиями документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, не нарушает конституционные права граждан и юридических лиц

3. Обязанность налогоплательщиков вставать на учет, ставить на учет свое недвижимое имущество, вести учет доходов и расходов

3.1. Налогоплательщик не обязан вставать на налоговый учет повторно в одном и том же налоговом органе

3.2. Системный анализ статей 23, 83-85 НК РФ не указывает на то, что налогоплательщик, имеющий основные средства в виде недвижимости, не обязан их ставить на учет до момента поступления ему сведений, необходимых для постановки на налоговый учет, от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость

3.3. Обязанность налогоплательщика вести учет доходов и расходов, хранить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, гарантирует ему начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с законодательством

3.4. Обязанность вести учет доходов и расходов обеспечивает условия не только для надлежащего учета, но и для эффективного контроля налоговых органов за правильностью расчетов и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками

5. Обязанность налогоплательщиков по хранению документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов

5.1. Статья 23 НК РФ не предусматривает освобождения налогоплательщика в случае прекращения предпринимательской деятельности от обязанности сохранения документов, необходимых для начисления налогов

5.2. Для исполнения налогоплательщиком обязанности по хранению документов срок их хранения устанавливается с отчетного периода, а не с даты их составления

5.3. При передаче налогоплательщиком имущества другому лицу срок сохранности документов должен исчисляться с периода передачи этого имущества

5.4. В отношении объектов незавершенного строительства законодательство не предусматривает дополнительных сроков хранения первичных документов

5.5. Статья 23 НК РФ не содержит ограничений для уничтожения документов по истечении сроков их хранения

6. Ответственность за нарушение ст. 23 НК РФ

6.1. Неуказание размера задолженности в требовании об уплате пени - не основание для признания его недействительным

6.2. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не является обстоятельством, смягчающим ответственность за совершенное налоговое правонарушение

6.3. Нарушение контрагентом законодательства в отсутствие доказательств об осведомленности налогоплательщика о налоговом правонарушении не несет негативных последствий для самого налогоплательщика

6.4. Ответственность налогоплательщиков за непредставление в срок документов и иных сведений установлена ст. 126 НК РФ

6.5. Ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий предусмотрена ст. 122 НК РФ

6.6. Ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации отражена в ст. 119 НК РФ


Налоговые агенты

2. Обязанности налогового агента

2.1. На налогового агента не может возлагаться обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику

2.2. Обязанность налогового агента по уплате удержанного у налогоплательщика налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату данного налога

2.3. В случае, если доход получен налогоплательщиком в натуральной форме, налоговый агент не обязан удерживать с него налог

2.4. В случаях, когда уплата налога осуществлялась за счет налогоплательщика налоговым агентом, возмещение излишне уплаченных сумм налога должно осуществляться налоговым органом

2.5. Если денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось, налоговый агент должен исчислить подлежащую уплате плательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог

2.6. Задолженность, находящаяся в распоряжении налогового агента после удержания с доходов физических лиц, взыскивается с налогового агента в порядке, установленном для взыскания недоимок с налогоплательщиков

2.7. В случае освежения материальных ценностей государственного резерва и уплаты НДС за свой счет ответственный хранитель обязан сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога с Управления Росрезерва и вправе возместить налог из бюджета, а не взыскивать его с Управления





Уполномоченный представитель налогоплательщика



Налоговые органы в Российской Федерации

1. Общие вопросы применения ст. 30 НК РФ

1.1. Полномочия налоговых органов должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия

1.2. ФНС РФ не относится к органам, полномочным контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджетную систему РФ соответствующих налогов и сборов

1.3. Результаты мероприятий налогового контроля, относящиеся к одним и тем же обстоятельствам и имеющие существенное значение для дела, должны учитываться вне зависимости от того, каким налоговым органом или работником они установлены

1.4. Различная оценка фактических обстоятельств дела двумя территориальными органами единой налоговой системы РФ не может служить основанием для пересмотра дела

1.5. Факты, выявленные в ходе мероприятий налогового контроля, должны учитываться судом с целью недопущения нарушения принципа равноправия в результате различного правоприменения налоговыми инспекциями, входящими в единую систему налоговых органов

1.6. Факт включения юридического лица в ФИР "Риски" не является однозначным показателем его неблагонадежности

2. Изменение места учета и налоговые органы

2.1. Изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами

2.2. При смене места учета возврат (зачет) излишне уплаченных сумм должен производить налоговый орган по новому месту учета

2.3. Возврат (зачет) налога должен производить налоговый орган, в котором организация состоит на учете как крупнейший налогоплательщик

2.4. Возврат (зачет) налога может производить налоговый орган, в котором состоит на учете обособленное подразделение

2.5. Возврат (зачет) излишне уплаченного налога должен осуществить налоговый орган, в который налогоплательщик подал заявление

2.6. При смене места учета начисление и выплата процентов за несвоевременный возврат переплаты должен производить налоговый орган по новому месту учета

2.7. Если декларация по НДС (заявление о возмещении налога) была рассмотрена инспекцией по прежнему месту учета, то возврат НДС и выплату процентов должен производить налоговый орган по новому месту учета

2.8. Если декларация по НДС (заявление о возмещении налога) была рассмотрена инспекцией по прежнему месту учета, то возврат НДС и выплату процентов должен производить налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика


Права налоговых органов

2. Право налоговых органов на применение расчетного метода доначисления налогов

2.1. При расчетном методе налоги исчисляются с той или иной степенью вероятности, поэтому их достоверное исчисление невозможно по объективным причинам

2.2. Налоговые органы вправе определять сумму налога расчетным путем, если налогоплательщик не представил необходимые документы по требованию инспекции

2.3. Налоговые органы не вправе применять расчетный метод к вычетам по НДС, поскольку в ст. 169, 172 НК РФ предусмотрены специальные правила приобретения права на вычет

2.4. Налоговые органы вправе применять расчетный метод к вычетам по НДС, если подтверждающие документы не представлены в связи с их утратой

2.5. При отсутствии раздельного учета операций, облагаемых по разным ставкам, налоговый орган не вправе определять сумму налога расчетным путем

2.6. Последовательность применения сведений при использовании расчетного метода не регламентирована

2.7. В ст. 31 НК РФ содержится исчерпывающий перечень случаев, в которых следует применять расчетный метод определения налоговых обязательств

2.8. При отсутствии у налогоплательщика НДФЛ документов, подтверждающих право на профессиональный налоговый вычет, он имеет право доказать фактический размер расходов применительно к правилам пп. 7 п. 1 ст. 31 вместо использования возможности, предусмотренной в абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ

2.9. В случае отсутствия одной составляющей для исчисления налога налоговый орган обязан применить расчетный метод

2.10. Если одна составляющая часть по налогу определена расчетным методом, то другие составляющие также должны быть определены по тому же методу

2.11. Налоговый орган при применении расчетного метода исчисления налогов должен определить не только доходы, но и расходы налогоплательщика

2.12. Определение налоговым органом дохода на основании банковских выписок соответствует ст. 31 НК РФ

2.13. При расчетном методе исчисления налогов использование налоговым органом сведений об иных аналогичных налогоплательщиках является дополнительным критерием данного метода

2.14. Выбор аналогичных налогоплательщиков в случае применения расчетного метода исчисления налогов должен производиться с учетом основных параметров деятельности проверяемого налогоплательщика

2.15. Расчетный метод исчисления налогов должен применяться как в случае отсутствия документов, так и в случае признания их ненадлежащими

2.16. Обязанность доказать, что примененный налоговым органом расчетный метод исчисления налогов не соответствует фактическим условиям деятельности, лежит на налогоплательщике

2.17. Статья 31 НК РФ не предусматривает право налогового органа определять цену конкретной операции и сумму НДС по этой операции

2.18. Применение расчетного метода определения налоговых обязательств налогоплательщика связано с отсутствием у налогового органа возможности достоверно определить их другим способом

2.19. При невозможности рассчитать налоги с использованием информации об аналогичных налогоплательщиках (в связи с отсутствием таковых) налоговый орган вправе использовать информацию из деклараций, выписок по счетам в банках и иных платежных документов

4. Право налогового органа пригласить налогоплательщика

4.1. Налоговый орган вправе пригласить налогоплательщика на заседание комиссии по работе с убыточными организациями

4.2. Вызов налогоплательщика для дачи пояснений - право, а не обязанность налогового органа

4.3. Налоговый орган вправе пригласить налогоплательщика на заседание комиссии по легализации налоговой базы

4.4. Вызов налогоплательщика в налоговые органы может быть произведен при исполнении налоговым органом своих обязанностей по проверке правильности соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства

4.5. Налоговый орган не обязан приглашать налогоплательщика с целью вручения акта проверки исключительно посредством письменного уведомления

4.6. Налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчёты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами


Обязанности налоговых органов

2. Обязанности налогового органа при проведении налоговой проверки

2.1. Налоговый орган при проведении проверки обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов

2.2. В налоговом законодательстве отсутствуют нормы, препятствующие проведению налоговых проверок реорганизованного юридического лица

2.3. Решения налогового органа по результатам проверки, решения о возврате налога, а также действия, связанные с возвратом налога, не могут рассматриваться в качестве разъяснения налогового органа по правильности исчисления налога, определения налоговой базы

2.4. Налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику, в отношении которого проведены контрольные мероприятия, копии акта проверки и приложенных к нему документов, однако предоставлять налогоплательщику копии всех материалов проверки налоговый орган не обязан

2.5. Налоговый орган в случае единственно возможного способа защиты фискальных интересов государства может взыскать с налогоплательщика сумму, полученную им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного вычета по НДФЛ, в порядке возврата неосновательного обогащения

3. Обязанность налогового органа по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы

3.1. В случае принятия судом обеспечительных мер у инспекции не возникает обязанности по направлению материалов проверки в следственные органы

3.2. На обязанность налоговых органов по направлению материалов в следственные органы не влияют принятые судом обеспечительные меры

3.3. Налоговый орган не принимает решение о направлении материалов налоговой проверки в следственные органы

3.4. Для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы необходимо наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и факт неуплаты налогоплательщиком требования об уплате налога

3.5. Направление материалов налоговой проверки в следственные органы само по себе не нарушает права и законные интересы налогоплательщика

3.6. Обязанность налогового органа направить материалы в следственные органы не относится к действиям по исполнению решения и не направлена на бесспорное взыскание доначисленных сумм


Обязанности должностных лиц налоговых органов


Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов


Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов



Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц


Полномочия органов внутренних дел, следственных органов




Объект налогообложения


Реализация товаров, работ или услуг

2. Признание различных хозяйственных операций реализацией для целей налогообложения

2.1. Операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг)

2.2. Санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств не являются реализацией услуг

2.3. Предоставление бюджетных субсидий, выделенных для покрытия убытков в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, не подпадает под определение реализации

2.4. Предоставление имущества в финансовую аренду (лизинг) является реализацией услуги

2.5. Доход физического лица от сдачи имущества в аренду не признается выручкой от реализации товаров, работ или услуг

2.6. Получение ТСЖ вступительных и членских взносов на осуществление уставной деятельности не связано с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг

2.7. Операция по выбытию основного средства в результате хищения не является реализацией товара

2.8. Предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса не является реализацией товаров (работ, услуг)

2.9. Оплата открытия сделки РЕПО не может быть квалифицирована как "реализация услуги"

2.10. Выдача поручительства в обеспечение исполнения обязательств не соответствуют понятию "реализация услуги"

2.11. Статьи 38 и 39 НК РФ не возлагают на налогоплательщиков каких-либо обязанностей по уплате конкретных налогов

2.12. Выплата дивидендов путем передачи недвижимого имущества не является реализацией этого имущества

2.13. Возмездная передача права собственности на имущество в любом случае признается реализацией

2.14. Передача товаров комиссионеру не является реализацией товаров, работ или услуг

2.15. Возврат товара не является обратной реализацией

2.16. Расчеты за оказанные услуги путем передачи в собственность товаров в натуральной форме является реализацией товаров

2.17. Деятельность по обеспечению продуктами питания работников, осуществляющих работу вахтовым методом, не является реализацией товаров

2.18. Передача имущественных прав относится к операциям, признаваемым реализацией в целях налогообложения

2.19. Предоставление бюджетных субсидий для содержания в надлежащем состоянии объектов наружного освещения, находящихся в хозяйственном ведении налогоплательщика, не подпадает под определение реализации


Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1. Общие условия применения ст. 40 НК РФ

1.1. Статья 40 НК РФ устанавливает презумпцию соответствия договорной цены уровню рыночных цен

1.2. Контроль за правильностью применения цен вправе осуществлять только налоговые органы

1.3. Перечень оснований для осуществления контроля за ценами является исчерпывающим (закрытым)

1.4. Налоговые органы не вправе осуществлять налоговый контроль за ценами после проведения налоговой проверки и составления соответствующего акта

1.5. Полученная налоговым органом в ходе выездной проверки информация о рыночных ценах, об их источнике и методике расчета должна быть отражена в акте проверки и в соответствующем решении

1.6. Налоговые органы при проведении контроля за ценами могут проводить только те мероприятия налогового контроля, которые предусмотрены в гл. 14 НК РФ

1.7. Рынок товаров (работ, услуг) подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести товар (работу, услугу) без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов, на ближайшей к его месту жительства (месту нахождения) территории РФ или за ее пределами

2. Сделки как объект налогового контроля

2.1. Под сделкой следует понимать договор в целом, а не отдельные услуги, предусмотренные данным договором

2.2. Выдача заработной платы в натуральной форме не является сделкой

2.3. Товарообменными операциями не могут быть признаны любые встречные сделки между налогоплательщиком и контрагентом

2.4. Налоговый орган вправе определить рыночную цену сделки по передаче имущественных прав

2.5. Налоговый орган не вправе определить рыночную цену сделки по передаче имущественных прав

2.6. Налоговый орган не вправе проверить цены по сделкам, связанным с внешнеторговыми сделками

2.7. Налоговый орган вправе проверить цены по сделкам, связанным с внешнеторговым контрактом, если он был заключен раньше, чем проверяемые сделки

2.8. Применение ст. 40 НК РФ в отношении процентов, полученных по договорам займа (кредита), неправомерно

2.9. Единичная сделка не может быть основанием для начала проверки по ст. 40 НК РФ

2.10. Понятие "непродолжительный период времени" определяется в зависимости от конкретных обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика

2.11. Факт взаимозависимости арендодателя и арендатора может служить основанием для проведения проверки по ст. 40 НК РФ

3. Определение рыночной цены

3.1. Налоговые органы вправе использовать только методы определения рыночной цены, перечисленные в ст. 40 НК РФ, которые могут применяться и последовательно

3.2. Факт реализации товара различным покупателям по различным ценам сам по себе не свидетельствует об отклонении цены реализации товаров от рыночных цен

3.3. Использование показателя себестоимости услуг при перерасчете налога по рыночной цене неправомерно

3.4. Определение рыночных цен товаров на основе средних цен, рассчитанных из цен, сложившихся на рынке идентичных (однородных) товаров, не предусмотрено ст. 40 НК РФ

3.5. Доначисление налога не может производиться исходя из средней цены реализации

3.6. Территория, на которой устанавливается рыночная цена, определяется исходя из конкретных обстоятельств дела

3.7. Рыночная цена должна определяться в отношении идентичных товаров

3.8. Рыночная цена должна определяться в отношении однородных товаров

3.9. Сопоставление цен налогоплательщика должно осуществляться с ценами по товарам (работам, услугам), которые уже были реализованы

3.10. Иными разумными условиями договоров, влияющими на критерий сопоставимости, признаются любые условия в зависимости от конкретной хозяйственной операции и характера товара

3.11. Для проведения контроля цен по сделкам обязательным условием является заключение сделок с отклоняющимися ценами в течение непродолжительного периода времени

3.12. Для проведения контроля цен по сделкам необходимо учитывать условия сделок, в т.ч. объем поставок, условия погрузки, способ и место передачи товара и транспортировки, условия оплаты товара и иные факторы, объективно влияющие на цену

3.13. Налоговый орган имеет право оценить закупочную стоимость автомобилей в соответствии со ст. 40 НК РФ, если деятельность дистрибьютора полностью контролируется иностранной организацией, которая имеет неограниченное влияние на осуществление им своей деятельности

3.14. Корректировка цены сделки для целей налогообложения должна осуществляться налоговыми органами не произвольно, а в строгом соответствии с законодательно установленными методами, а также с учетом открытого перечня юридически значимых факторов и обстоятельств обоснованного отклонения от рыночных цен

4. Использование источников информации

4.1. Данные органов статистики при определении рыночной цены не используются

4.2. Данные органов статистики могут быть использованы при определении рыночной цены

4.3. Возможности применения информации ЦБ РФ при определении рыночной цены ограничены

4.4. Данные бюро технической инвентаризации при определении рыночной цены не используются

4.5. Данные таможенных органов при определении рыночной цены не используются

4.6. Информация о цене сделки, предоставленная независимыми оценщиками, должна быть проверена налоговым органом на соответствие ст. 40 НК РФ

4.7. Данные специализированных организаций (не оценщиков) при определении рыночной цены не используются

4.8. Данные торгово-промышленных палат при определении рыночной цены не используются

4.9. Показания свидетелей при определении рыночной цены не используются

4.10. Данные лиц, осуществляющих аналогичную деятельность, при определении рыночной цены не используются

4.11. Данные средств массовой информации при определении рыночной цены не используются

4.12. Данные средств массовой информации могут быть использованы при определении рыночной цены


Принципы определения доходов

3. Средства, не являющиеся доходом в соответствии со ст. 41 НК РФ

3.1. Денежные средства, полученные от продажи квартиры, не влекут получение экономической выгоды и не подпадают под определение дохода, закрепленного в ст. 41 НК РФ

3.2. Экономическая выгода, выражающаяся в освобождении от обязанности уплачивать проценты за пользование заемными средствами, не является доходом для целей налогообложения налогом на прибыль

3.3. Средства, полученные предприятием за выполнение возложенных на него в силу прямого указания закона обязанностей, имеющие целевой характер, не признаются доходами и не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль

3.4. Осуществление платежей при помощи векселя не является доходом

3.5. Целевые средства, выделенные предприятию для возмещения убытков, возникающих при оказании им услуг по регулируемым тарифам и предоставлении скидки от данных тарифов льготным категориям граждан, не являются доходом и не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль

3.6. Денежные средства, являющиеся частью арендной платы, которые предприятие перечисляет в бюджет, не признаются доходом, влекущим получение экономической выгоды

3.7. Неустойка, выплаченная физическим лицам в качестве компенсации их убытка от уплаты банку процентов за пользование кредитом, не может быть признана доходом, поскольку не влечет получение ими какой-либо экономической выгоды

3.8. Денежные средства, внесенные в счет погашением займа, не являются доходом, подлежащим налогообложению

3.9. Получение физическим лицом от банка части страхового возмещения после погашения кредита не является его доходом и не подлежит налогообложению НДФЛ

3.10. Выплата налогоплательщику субсидий в качестве целевого финансирования не являются его доходом и не подлежат налогообложению

3.11. Внесение физическими лицами денежных средств за покупку ценных бумаг не влечет получение экономической выгоды, поскольку не признается выплачиваемым налоговым агентом налогоплательщику доходом

3.12. Выкупная цена, выплачиваемая при изъятии земельного участка, не является экономической выгодой, так как ее получение приводит к равноценному возмещению стоимости земельного участка

3.13. Проценты за пользование чужими денежными средствами, взысканные на основании решения суда, не признаются доходами и не подлежат налогообложению, поскольку являются средством возмещения потерь и не являются способом обогащения заявителя


Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации


Дивиденды и проценты

1. Дивиденды

1.1. Периодичность выплат в качестве дивидендов не относится к основным признакам, характеризующим дивиденды

1.2. Непропорционально распределенная чистая прибыль не признается дивидендами для целей обложения НДФЛ

1.3. Доходы, выплаченные участникам общества, пропорционально их долям в уставном капитале и не превышающие чистую прибыль, признаются дивидендами

1.4. Чистая прибыль не является источником выплат обществом участнику, если в момент получения дохода уставный капитал был не полностью оплачен

1.5. Для признания выплаченных сумм дивидендами необходимо, чтобы выплата производилась из сумм дохода, оставшегося после распределения прибыли, остающейся у общества после налогообложения

1.6. Дивиденды не могут отождествляться с возвратом заемных денежных средств

1.7. Передача имущества в счет выплаты дивидендов не образует иной объект налогообложения, кроме дохода акционера, следовательно, не является операцией, облагаемой у передающей стороны НДС

1.8. Дивидендом может быть признана лишь та выплата, которая распределена в качестве таковой

1.9. Понятие "дивиденды", применяемое в целях налогообложения, более широкое, чем в гражданском законодательстве

1.10. Размер дивидендов, выплачиваемых акционерам, определяется исключительно исходя из долей участия в уставном капитале организации и не зависит от наличия либо отсутствия деловой активности как самого акционера, так и имеющихся у него филиалов, постоянных представительств

2. Проценты по долговым обязательствам

2.1. Процентами по долговому обязательству является только заранее заявленный доход

2.2. Под доходами (расходами) в виде процентов по долговым обязательствам понимается сумма дохода (расхода), исчисленная исходя из установленных договором процентной ставки и срока действия обязательства

2.3. Статья 43 НК РФ устанавливает особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам при исчислении налога на прибыль

2.4. Полученные по решению суда суммы процентов за неправомерное пользование денежными средствами, неустойки и штрафа на основании Закона РФ "О защите прав потребителей" являются доходом, подлежащим обложению налогом в установленном порядке

2.5. Суммы комиссии, штрафа, взысканные судом в пользу гражданина на основании Закона РФ "О защите прав потребителей", носят компенсационный характер за нарушение прав потребителя, в связи с чем налогооблагаемым доходом лица не являются



Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

1. Возникновение обязанности по уплате налогов, сборов

1.1. Обязанность по уплате конкретного налога возникает, изменяется либо прекращается на основании закона, а не в силу волеизъявления налогового органа

1.2. Обязанность по уплате налога является публично-правовой

1.3. Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов возникает с момента получения разрешения на добычу объектов водных биологических ресурсов

1.4. Основанием для возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов признается объект налогообложения

1.5. Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога

1.6. Если налоговое уведомление об уплате транспортного налога не получено до смерти налогоплательщика, то обязанность по уплате налога не возникает

1.7. Если налоговое уведомление об уплате земельного налога не получено до смерти налогоплательщика, то обязанность по уплате налога не возникает

1.8. Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, взысканию сумм, начисленных по результатам проверки, возникает только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам этой проверки

1.9. Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством

1.10. Нарушение срока уплаты налога не является основанием для вывода о неуплате налога

2. Изменение обязанности по уплате налогов, сборов

2.1. Изменение обязанности по уплате налогов означает, что изменились либо срок уплаты налога, либо его сумма

2.2. Принятие судом обеспечительных мер не изменяет обязанности налогоплательщика по уплате налогов

2.3. Признание решения налогового органа судом недействительным не является основанием для изменения обязанности по уплате налогов, сборов

2.4. Признание судом недействительным решения налогового органа, принятого по итогам налоговой проверки, изменяет налоговые обязательства налогоплательщика

2.5. Признание сделки недействительной не всегда влечет изменения обязанности по уплате налогов

2.6. Размер налоговых обязательств может быть изменен в случае недействительности договора только после осуществления двухсторонней реституции

2.7. Частичное погашение налогоплательщиком недоимки не изменяет обязанности по уплате налога

2.8. Перерасчет суммы налога в связи с неверным применением налоговой ставки не признается основанием для изменения налоговых обязательств

2.9. Изменение суммы налога к уплате в связи с представлением уточненной декларации не означает изменения налоговой обязанности

2.10. Изменение в течение налогового периода величины кадастровой стоимости земельного участка при изменении вида его разрешенного использования не является основанием для изменения обязанности по уплате налога или сбора

2.11. Рассрочка по уплате налога (в т.ч. в форме реструктуризации) представляет собой изменение срока уплаты налога

3. Прекращение обязанности по уплате налогов, сборов

3.1. Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания налогов не является основанием для прекращения обязанности по уплате налоговой задолженности

3.2. После уплаты государственной пошлины отношения между плательщиком и государством, связанные с уплатой пошлины, прекращаются

3.3. Обязанность по уплате сборов прекращается аннулированием разрешения, удостоверяющего право на добычу (улов) водных биоресурсов

3.4. Решение вышестоящего налогового органа не может устанавливать, изменять или прекращать обязанность налогоплательщика по уплате налога

3.5. Отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога (сбора)

3.6. Заявление гражданского иска в части сумм одного из неуплаченных налогов не является основанием, прекращающим обязанность по уплате остальных налогов

3.7. Основанием прекращения обязанности по уплате налога не признается утрата лицом статуса индивидуального предпринимателя

3.8. Обязанность по уплате налогов прекращается, и процессуальное правопреемство невозможно после смерти ИП

3.9. Наследственное правопреемство возможно по обязательствам в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц

3.10. Обязанность по уплате налога не изменяется и не прекращается в связи со сменой налогоплательщиком места учета

3.11. Обязанность по уплате налога прекращается в связи с помещением товара под режим реэкспорта

3.12. Обязанность по уплате налога прекращается в связи с извещением налогового органа о невозможности удержать налог с налогоплательщика

3.13. Арест транспортного средства не является основанием прекращения обязанности по уплате налога

3.14. Исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта

3.15. Объявление физического лица, являющегося предпринимателем, банкротом не является основанием для прекращения его обязанности по уплате налога

3.16. Признание недействительным решения налогового органа о взыскании с налогоплательщика налога, пеней, штрафов не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога

3.17. Реорганизация общества не является основанием для прекращения его обязанности по уплате налогов или сборов

3.18. Начало процедуры ликвидации организации не является основанием для освобождения этой организации от налоговых обязательств

3.19. Неправильное указание налоговым органом мощности транспортного средства не освобождает налогоплательщика от уплаты действительной суммы транспортного налога

3.20. Организационно-правовой статус плательщика взносов не может явиться основанием для освобождения такого лица от исполнения своей конституционной обязанности по их уплате

3.21. Налоговое законодательство не связывает прекращение обязанности по уплате налога с нарушением срока направления требования об уплате налога


Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

1. Исполнение обязанности по уплате налога

1.1. Обязанность по уплате налогов и сборов может быть исполнена представителем налогоплательщика за счет собственных средств налогоплательщика

1.2. Отсутствие лицевого счета не освобождает от обязанности по уплате налогов

1.3. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена за счет собственных средств налогоплательщика

1.4. Суммы налогов и сборов могут быть уплачены законным представителем налогоплательщика наличными денежными средствами

1.5. Досрочной признается уплата налога после окончания налогового периода, когда сформирована налоговая база и определена сумма налога, но до наступления установленного законом срока платежа

1.6. Ст. 45 НК РФ не предусматривает исполнение обязанности по уплате налогов лицами, не имеющих такой обязанности

1.7. О недобросовестном поведении налогоплательщика при исполнении обязанности по уплате налога могут свидетельствовать наличие у него счетов в других банках, по которым проводятся все операции и непроведение по открытому счету других операций, кроме уплаты налога

2. Взыскание налога

2.1. При наличии лицевого счета налоговый орган не вправе обращать взыскание на валютные счета налогоплательщика

2.2. При изменении статуса и характера деятельности налогоплательщика налоговый орган не вправе взыскивать доначисленные налоги во внесудебном порядке

2.3. Налоговый орган вправе взыскать налог в бесспорном порядке в случае неправомерного применения налогоплательщиком режима налогообложения

2.4. Налоговый орган не вправе взыскивать задолженность во внесудебном порядке, если доначисление налогов обусловлено изменением юридической квалификации сделок

2.5. Взыскать недоимку нельзя, если выручка от дочерней компании поступила на счет основного общества до возникновения обязанности по уплате налога

2.6. Взыскать недоимку нельзя, если выручка от головной организации поступила на счет дочерней компании до возникновения обязанности по уплате налога

2.7. Налоговый орган вправе взыскать налог, если реальность хозяйственных операций налогоплательщика не подтверждена или если в решении указано на создание налогоплательщиком видимости сделок

2.8. Статьи 45 и 46 НК РФ содержат исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд

2.9. Взыскание долга по налоговым обязательствам с бюджетных учреждений возможно только в судебном порядке

2.10. Взыскание задолженности по транспортному налогу с физического лица независимо от наличия у него статуса предпринимателя должно производиться по ст. 48 НК РФ

2.11. Взыскание налогов с физического лица, налогоплательщиком которых является юридическое лицо, незаконно

2.12. Взыскание налога не с должника, а с зависимого лица возможно только в случае, когда все процедуры принудительного взыскания задолженности с самого налогоплательщика в бесспорном порядке исчерпаны

2.13. Понятие "иной зависимости" между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности должно толковаться с учетом цели - противодействие избежанию налогообложения

2.14. Вывод о взаимозависимости юридических лиц и согласованности их действий по неисполнению налоговых обязательств первого юридического лица путем уступки права требования вновь созданному для этих целей юридическому лицу является основанием для взыскания с цессионария недоимки, числящейся за цедентом

2.15. П. 2 ст. 45 НК РФ не устанавливает предельного срока обращения в суд

2.16. Взаимозависимость ликвидированной и вновь созданной организаций, перевод работников, имущества, денежных средств первой в пользу последней могут свидетельствовать об обязанности вновь созданной организации погасить налоговую задолженность ликвидированной организации

3. Ошибки в платежных поручениях на уплату налога

3.1. Неверное указание в платежном поручении КБК не является основанием считать налогоплательщика не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязанность по уплате налога

3.2. Обязанность по уплате налога может быть признана исполненной, несмотря на то, что в платежном поручении код ОКАТО указан неправильно

3.3. Обязанность по уплате налога не считается исполненной, если неверно указано ОКАТО

3.4. Неверное указание регистрационных номеров транспортного средства не свидетельствует о неуплате транспортного налога

3.5. Заявление об уточнении платежа может подаваться при любых ошибках в платежном поручении, за исключением ошибок, повлекших неперечисление суммы налога в бюджет

3.6. Существует только два вида критических ошибок, приводящих к возникновению недоимки по налогу: неправильное указание номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя

4. Признание обязанности по уплате налога исполненной

4.1. Обязанность по уплате налога считается исполненной, даже если сумма налога была перечислена в бюджет другого субъекта

4.2. Отзыв лицензии у банка не влияет на обязанность налогоплательщика по уплате налога

4.3. Перечисление денежных средств в счет уплаты налогов в большем размере признается исполнением обязанности по уплате налогов

4.4. Налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налога, если сумма налога определена исходя из реальных обязательств налогоплательщика с учетом начислений за предыдущие периоды

4.5. Неперечисление банком сумм налогов, списанных с расчетного счета налогоплательщика, не влечет признание обязанности налогоплательщика по уплате налога в бюджет неисполненной

4.6. Для признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной имеет значение установление по платежным документам уплаты налога именно этим налогоплательщиком и за счет собственных средств, форма уплаты при этом не важна

4.7. Обязанность по уплате налога считается исполненной в случае, когда изъятие части имущества, предназначенной для уплаты налога, фактически произошло

4.8. Для исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик должен доказать факт предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств и факт наличия достаточного остатка на счете в день платежа

4.9. Согласно ст. 45 НК РФ отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка не относится к случаям, когда обязанность по уплате налога не считается исполненной

4.10. Перечисление исчисленного и удержанного налога до наступления дня выплаты заработной платы работникам не относится статьей 45 НК РФ к случаям, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной

4.11. Налог (взнос) может быть признан уплаченным только в случае, если в результате предпринятых налогоплательщиком мер существовала реальная возможность поступления денежных средств в бюджет, т.е. когда направленные на уплату налога (взноса) действия налогоплательщика носили добросовестный характер

4.12. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с его расчетного счета вне зависимости от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет

4.13. Обязанность по уплате налогов считается исполненной, если на момент предъявления в банк платежного поручения об уплате налогов у налогоплательщика на счете присутствовали денежные средства в достаточном объеме и отсутствовали основания сомневаться в реальной деятельности банка

5. Признание обязанности по уплате налога неисполненной

5.1. О непоступлении налога в бюджет свидетельствует то, что налог был перечислен в бюджет по месту регистрации юридического лица, а не по месту нахождения его структурного подразделения

5.2. Обязанность по уплате налога не признается исполненной досрочно, если ранее налогоплательщик не уплачивал налог до наступления установленных сроков

5.3. Обязанность по уплате налога считается неисполненной, если денежные средства в бюджет перечислены в отсутствие обязанности по уплате налогов и до наступления сроков уплаты налога

5.4. Если налогоплательщик направил заявление конкурсному управляющему банка о включении в реестр требований кредиторов банка требования на спорную сумму налога, то обязанность по уплате налога считается неисполненной

5.5. Ст. 45 НК РФ распространяется только на добросовестных налогоплательщиков

5.6. Перечисление денежного залога не может считаться исполнением обязанности по уплате налога в отсутствие оснований для перехода залога в статус налогового платежа

5.7. Обязанность по уплате налога не считается исполненно