Пояснительная записка к проекту федерального закона N 163560-6 "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 163560-6 "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "Об охране здоровья населения от  воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ) и направлен на охрану таких основополагающих прав гражданин, как право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации).

Это обусловлено высокой распространенностью потребления табака в Российской Федерации и связанными с этим негативными медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими последствиями.

По экспертным оценкам, в России курят более 40% взрослого населения - 43,9 млн. человек.

Около 80% населения Российской Федерации ежедневно подвергается пассивному курению.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, из-за болезней, вызванных курением, в Российской Федерации ежегодно умирает до 400 тыс. россиян, более половины таких смертей (63%) приходится на болезни системы кровообращения, что связано с высоким уровнем распространенности потребления табака.

По оценкам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин - почти 20%), в целом составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн. рублей или 6,3 % ВВП.

Такая ситуация получила оценку как угрожающая здоровью населения Российской Федерации и требующая принятия неотложных мер.

В целях формирования единой правоприменительной практики и однозначного толкования с учетом специфики области регулирования законопроектом вводятся понятия "курение табака", "окружающий табачный дым", "последствия потребления табака", "спонсорство табачными организациями", "стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления табака".

Законопроектом предусмотрено с учетом положений РКБТ и международного опыта разграничение полномочий между органами разных уровней власти в области охраны здоровья населения от последствий потребления табака, определяются права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предусматривается проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака.

Так, для реализации статьи 8 РКБТ законопроектом предлагается запретить курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта, жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, на рабочих местах и в рабочих зонах в помещениях, на отдельных транспортных средствах и в ряде других мест.

Поэтапно предлагается запретить курение в помещениях, предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, с оборудованием, по решению собственника, на переходный период специально выделенных изолированных помещений, оборудованных системами вентиляции.

При этом на основании решения собственника допускается курение табака в специально оснащенных местах на открытых территориях и в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, в транспорте дальнего следования, специально выделенных изолированных помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов.

Также законопроектом предлагается:

увеличение акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также установление минимальных розничных цен на табачную продукцию (статья 6 РКБТ);

регулирование и раскрытие состава табачных изделий, а также установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий, которое будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (статьи 9 - 11 РКБТ);

просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма, в том числе посредством программ образования и информационных кампаний в средствах массовой информации (статья 12 РКБТ);

введение запрета на стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей, а также на демонстрацию табачных изделий и процесса курения во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях для взрослых, если это не является неотъемлемой частью художественного замысла (статья 13 РКБТ);

оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости (статья 14 РКБТ);

введение учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий (статья 15 РКБТ);

Положения законопроекта содержат также нормы, направленные на ограничение оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Так, право продажи табачной продукции и табачных изделий предлагается оставить только за стационарными торговыми объектами, площадь которых превышает 50 кв. метров (в городах и поселках) и 25 кв. метров (в сельских населенных пунктах и вне них). В случае отсутствия в населенном пункте стационарного торгового объекта допускается развозная торговля табачной продукцией в данном населенном пункте.

Законопроектом также предусмотрен запрет выкладки и демонстрации табачной продукции в торговом объекте.

Эти меры сопряжены с вводимым законопроектом запретом на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними в соответствии со статьей 16 РКБТ.

В целях недопущении роста доли теневого рынка табака в связи с повышением акцизов на табачную продукцию, а также в целях предотвращения продажи табачной продукции несовершеннолетним требуется укрупнение розничной сети и улучшения качества государственного контроля продажи табака.

Положения законопроекта, касающиеся осуществления розничной продажи табачной продукции, аналогичны требованиям, предъявляемым к предприятиям розничной торговли алкогольной продукцией, согласно требованиям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Реализация перечисленных положений законопроекта снизит шаговую доступность табачных изделий, особенно для несовершеннолетних.

Реализация предлагаемых законопроектом мер приведет к снижению спроса на табачную продукцию, будет способствовать профилактике заболеваний, связанных с потреблением табака, формированию ответственного отношения к своему здоровью и неприемлемого отношения к потреблению табака, что позволит сократить к 2016 году количество курящих на 40-50%, и в результате снизить смертность в Российской Федерации на 150 - 200 тыс. человек в год.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

 

Предусмотренные законопроектом меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака, не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета в связи с тем, что их реализация в основном связана с соблюдением и исполнением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами положений законопроекта.

Предусмотренное законопроектом увеличение акцизов на табачную продукцию позволит к 2015 году обеспечить увеличение поступлений в федеральный бюджет более чем в 4 раза и составит 466 млрд. рублей по отношению к 2011 году (106 млрд. рублей).

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая меры по просвещению и информированию населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма, предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (пункт 13 статьи 9).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1166 указанное финансовое обеспечение осуществляется, в том числе, путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, что в свою очередь обеспечивает софинансирование мероприятий по реализации полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных законопроектом (на выполнение работ и оказание услуг по пропаганде здорового образа жизни, в том числе на проведение коммуникационной кампании в 2012 году - 300 млн. рублей).

Осуществление других мер, включая обеспечение государственного контроля в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака будут реализованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предполагается осуществление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти полномочий, определенных законопроектом в пределах установленной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете.

Учитывая возможные поступления в федеральный бюджет от реализации предусмотренных законопроектом мер, принятие законопроекта является экономически выгодным, а также способствует развитию человеческого потенциала страны за счет сохранения здоровья населения.

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

 

В случае принятия проекта федерального закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" признанию утратившими силу подлежат:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака";

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 189-ФЗ "О  внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака";

3) статья 50 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О  лицензировании отдельных видов деятельности";

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака";

5) статья 2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ "О  внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации";

6) пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности.

Кроме того, потребуется внесение изменений в:

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации;

3) Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию";

4) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N  38-ФЗ "О рекламе".

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.