• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет компьютерной техники (для бюджетной сферы)

Учет компьютерной техники (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Персональный компьютер (ЭВМ) представляет собой сложный объект основных средств, который в зависимости от конкретных обстоятельств может рассматриваться и как единый объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, и как комплекс конструктивно-сочлененных предметов. В качестве элементов компьютера выступают, в частности, системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор "мышь", колонки, микрофоны.

Анализ положений нормативных правовых актов, разъяснений специалистов уполномоченных органов, судебной практики и авторских материалов позволяет выделить следующие возможные варианты организации учета компьютерной техники.

1. Системные блоки и мониторы могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств. При этом клавиатуры, манипуляторы типа "мышь" и тому подобные объекты также рассматриваются в качестве отдельных объектов нефинансовых активов.

2. Мониторы и системные блоки (их части), а также клавиатуры, манипуляторы типа "мышь" и иные аналогичные объекты рассматриваются в качестве запасных (составных) частей компьютеров. Сами компьютеры являются отдельными инвентарными объектами. Если по каким-либо причинам возникает необходимость в замене составных частей компьютера, то в установленном порядке осуществляется ликвидация существующего объекта и в состав материальных запасов поступают запасные части (монитор, системный блок и т.д.). Из этих и иных запасных частей собирается новый компьютер, учитываемый под новым инвентарным номером.

3. Системный блок рассматривается в качестве "базовой" составной части компьютера. Пока он не вышел из строя, продолжает существовать соответствующий инвентарный объект. Замена иных составных частей ЭВМ (в том числе и монитора) в зависимости от конкретной ситуации рассматривается или в качестве ремонта, или в качестве модернизации инвентарного объекта.


Первый вариант, безусловно, самый удобный с точки зрения его реализации в любой организации - он позволяет организовать работу по формированию в учете полной и достоверной информации об имущественном положении организации с наименьшими трудозатратами. При инвентаризации отдельные мониторы и системные блоки легко могут быть идентифицированы по инвентарным номерам даже в том случае, если несанкционированное перемещение такого имущества в организации носит "массовый" характер. А сам порядок определения возможности учета объектов в качестве отдельных основных средств, основанный на критерии "самостоятельности объекта", во многом носит субъективный характер. К сожалению, учет системных блоков и мониторов в качестве отдельных объектов может быть квалифицирован проверяющими в качестве искажения данных учета и отчетности (постановление Третьего ААС от 15.12.2015 N 03АП-5692/15).

Третий вариант организации учета основан на ряде неоспоримых методологических принципов. Однако также не подлежит сомнению и то, что он служит источником все новых разногласий с органами финансового контроля, предметом все новых разъяснений и комментариев. Связано это, в частности, с такими факторами:

- замена мониторов (иных составных частей) компьютера может квалифицироваться и в качестве ремонта компьютера, и в качестве его модернизации (при этом такая квалификация, по сути, достаточно субъективна);

- действующие в настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений таких понятий, как "ремонт", "модернизация", "дооборудование", "разукомплектование", "частичная ликвидация", "замена по причине морального износа" и т.п.;

- подобный вариант учета нередко затруднительно качественно реализовать на практике.

Второй вариант учета, по сути, является "компромиссным" - монитор и системный блок учитываются в составе единого инвентарного объекта, однако у организации не возникает необходимости в квалификации осуществляемых операций в качестве ремонта, модернизации, дооборудования и т.п.

Пример

В бюджетном (автономном) учреждении принято решение о замене морально устаревшего ЭЛТ-монитора, числящегося в составе ЭВМ, на современный LED-монитор, приобретенный за счет средств субсидии на выполнение госзадания. Согласно учетной политике организации системный блок рассматривается в качестве базовой составной части единого инвентарного объекта - компьютера, относящегося к иному движимому имуществу. Компьютер используется в деятельности, не облагаемой НДС. Стоимость LED-монитора 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.). Остаточная стоимость выбывающего монитора определена профильной комиссией учреждения и равна 1 000 руб. Сумма начисленной по ЭВМ амортизации (в части выбывающего монитора) 2 000 руб.

Данные о замене монитора отражены в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (в том числе в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта").

В бухгалтерском учете следует сделать записи:


В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

4 105 36 340

4 302 34 730

4 105 36 000

4 302 34 000

11 800

Отражено поступление LED-монитора от продавца (с учетом НДС)

4 302 34 830

4 201 11 610

4 302 34 000

4 201 11 000

11 800

Оплачены обязательства учреждения по договору купли-продажи


Увеличение

18

(340 КОСГУ)


Увеличение

18

(340 КОСГУ)

4 104 34 410

4 101 34 410

4 104 34 000

4 101 34 000

2 000

Отражена частичная ликвидация ЭВМ - списана сумма амортизации, начисленной по объектам в части суммы, приходящейся на стоимость выбывающего ЭЛТ-монитора

4 401 10 172

4 101 34 410

4 401 10 172

4 101 34 000

1 000

Отражена частичная ликвидация ЭВМ - списана остаточная стоимость выбывающего ЭЛТ-монитора

4 105 36 340

4 401 10 172

4 105 36 000

4 101 10 172

1 500

ЭЛТ-монитор, годный к эксплуатации, учтен в составе материальных запасов (по оценочной стоимости)

4 106 31 310

4 105 36 440

4 106 31 000

4 105 36 000

11 800

Стоимость LED-монитора учтена в составе вложений в основные средства

4 101 34 310

4 106 31 310

4 101 34 000

4 106 31 000

11 800

Отражено увеличение стоимости объектов в связи с модернизацией


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт