Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели в 2018 году

Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели

Учет любых операций со средствами субсидий на иные цели (целевых субсидий), соответствующих расчетов, а также нефинансовых активов, приобретенных за счет средств таких субсидий, ведется на счетах рабочего плана счетов с указанием в 18 разряде аналитического кода 5 "Субсидии на иные цели".

Учет расчетов по средствам субсидий на иные цели ведется на счете 5 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов" (5 205 80 000 "Расчеты по прочим доходам").

Внимание

В учете бюджетного (автономного) учреждения начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели отражается не в сумме фактически поступивших на лицевой счет (счет) денежных средств, а только в сумме подтвержденных отчетом расходов (п.п. 93, 150 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н; п.п. 72, 73, 96, 178 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н). Иными словами, начисление доходов может быть отражено в бухгалтерском учете только после того, как средства субсидии были израсходованы в установленном порядке.

История вопроса

Применяемый до 2016 года порядок формирования номера счета бухгалтерского учета не исключал возможности использования бюджетными и автономными учреждениями при формировании номера счета в 1-17 разрядах кодовых обозначений главных распорядителей бюджетных средств, разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджета, определенных действующими Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ. Кроме того, необходимость подобной организации аналитического учета могла прямо вытекать, например, из условий получения целевых субсидий и требований правовых актов, действующих в конкретном публично-правовом образовании (смотрите письмо Минфина России от 30.06.2011 N 02-06-10/2913).

В то же время при отражении в учете операций по поступлению субсидий на иные цели, как правило, не возникало необходимости в использовании классификации доходов бюджета в 1-17 разрядах соответствующих счетов (могли быть задействованы, например, только разряды 1-3). Если учреждению предоставлялось несколько целевых субсидий, то все "доходные" и "расходные" операции следовало отражать обособленно в разрезе кодов субсидий, указанных в Сведениях (код формы по ОКУД 0501016).


Содержание имущества осуществляется прежде всего в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (код вида финансового обеспечения 4). В то же время имущество может приобретаться (создаваться) за счет средств целевых субсидий (код вида финансового обеспечения 5). Приобретенное за счет средств таких субсидий имущество, как правило, сразу же принимается к учету с кодом вида деятельности 4 (даже в том случае, если фактически оно используется в нескольких видах деятельности). В настоящее время в отдельных публично-правовых образованиях также существует практика принятия к учету нефинансовых активов с применением кода финансового обеспечения 5 и последующим "переводом" активов на учет с кодом 4.

При приобретении (создании) активов за счет средств целевых субсидий по каким-либо причинам может возникнуть необходимость в частичной оплате обязательств перед контрагентами за счет средств от приносящей доход деятельности. В таких ситуациях имущество не может учитываться в рамках приносящей доход деятельности, какой бы значительной не была сумма израсходованных учреждением собственных средств.


На примере рассмотрим бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете бюджетного (автономного) учреждения в случае получения целевой субсидии в сумме 150 000 руб. на приобретение оборудования, относящегося к особо ценному движимому имуществу. Стоимость оборудования составила 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Имущество будет использоваться в рамках деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Не использованный остаток целевой субсидии подлежит возврату в очередном финансовом году. Все расчеты проводились в безналичном порядке через отдельный лицевой счет, открытый в органе казначейства.


В бухгалтерском учете следует сделать записи*(1):

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

5 201 11 510

5 205 81 660

5 201 11 000

5 205 81 000

150 000,00

На отдельный лицевой счет учреждения поступила целевая субсидия

Увеличение

17

(180 КОСГУ)


Увеличение

17

(180 КОСГУ)


5 206 31 560

5 201 11 610

5 206 31 000

5 201 11 000

35 000,00

Поставщику перечислен аванс


Увеличение

18

(244 КВР

310 КОСГУ)


Увеличение

18

(244 КВР

310 КОСГУ)

5 106 21 310

5 302 31 730

5 106 21 000

5 302 31 000

118 000,00

Учтено поступление имущества

5 302 31 830

5 206 31 660

5 302 31 000

5 206 31 000

35 000,00

Произведен зачет аванса

5 302 31 830

5 201 11 610

5 302 31 000

5 201 11 000

83 000,00

Произведен окончательный расчет с поставщиком


Увеличение

18

(244 КВР

310 КОСГУ)


Увеличение

18

(244 КВР

310 КОСГУ)

5 304 06 830

5 106 21 410

5 304 06 000

5 106 21 000

118 000,00

Отражен перевод оборудования на учет по виду деятельности "4"

4 106 21 310

4 304 06 730

4 106 21 000

4 304 06 000

4 101 24 310

4 106 21 310

4 101 24 000

4 106 21 000

118 000,00

Оборудование принято к бухгалтерскому учету в составе основных средств

5 205 81 560

5 401 10 180

5 205 81 000

5 401 10 180

118 000,00

Начислен доход по предоставленной целевой субсидии в объеме расходов, произведенных учреждением и подтвержденных Отчетом

5 205 81 560

5 303 05 730

5 205 81 000

5 303 05 000

32 000,00

Начислена задолженность по возврату в бюджет не использованного остатка целевой субсидии

5 303 05 000

5 201 11 610

5 303 05 000

5 201 11 000

32 000,00

Учреждением возвращен неиспользованный остаток целевой субсидии


Увеличение

18

(180 КОСГУ)


Увеличение

18

(180 КОСГУ)

_________________

*(1) См. также:

- бухгалтерские записи, приведенные в Приложении к письму Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164;

- бухгалтерские записи и пример заполнения Отчета (ф. 0503737), приведенные в Примере 1 Приложения N 1 к письму Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257.


Тема

Субсидия на иные цели (целевая субсидия)


См. также

Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кодов вида деятельности 5 (6) на код вида деятельности 4

Пример. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с одного кода вида финансового обеспечения на другой

Денежные средства на счетах. Счет 201 01 (для госсектора)

Учет расчетов по доходам в бюджетном (автономном) учреждении

Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания

Учет расчетов по возврату бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет средств при выявлении фактов нецелевого использования субсидии текущего года

Учет расчетов по возврату бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет субсидий прошлых лет при выявлении фактов нецелевого их использования

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на август 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт