Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 65н.

Классификация операций сектора государственного управления используется в ходе составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при формировании 18 - 20 разрядов кодов классификации:

- доходов бюджетов;

- расходов бюджетов;

- источников финансирования дефицитов бюджетов.

Кроме того, согласно требованиям Раздела V Указаний N 65н КОСГУ применяется при осуществлении операций автономными и бюджетными учреждениями.

Указания N 65н (в том числе их раздел "Классификация операций сектора государственного управления") не устанавливают законность осуществления организациями госсектора тех или иных расходов (письма Минфина России от 15.08.2014 N 02-05-11/40969, от 17.10.2014 N 02-05-10/52622). Законность осуществления за счет бюджетных средств тех или иных расходов определяется путем анализа соответствия фактически проведенных расходов положениям правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084):

Внимание

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 18 БК РФ КОСГУ используется только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности.

Отнесение расходов (доходов) на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной операции. В свою очередь, экономическое содержание операции определяется на основании содержания договора (контракта) и соответствующих первичных документов.

Таким образом, при отнесении расходов на определенную статью (подстатью) КОСГУ принципиальное значение имеет квалификация конкретных операций в соответствии с положениями действующего законодательства (трудового, гражданского и т.д.).

Пример

Денежные обязательства по выплате физическому лицу (работнику) заработной платы, а также дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных трудовыми отношениями, исполняются госучреждением-работодателем за счет статьи 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ. На эту же статью относятся и расходы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, начисляемых на подобные выплаты.

Если же с тем же сотрудником дополнительно заключается договор гражданско-правового характера на выполнение определенных работ, то все расходы (включая расходы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование) должны относиться на соответствующую подстатью статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ.

Перечни расходов, приведенные в Разделе V Указаний N 65н, не являются закрытыми и не исключают отнесения на конкретные статьи (подстатьи) КОСГУ иных, не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов (см., например, письмо Минфина России от 20.02.2015 N 02-05-11/8399).

При подобных обстоятельствах алгоритм принятия решения об отнесении того или иного вида расходов на конкретный код КОСГУ выглядит следующим образом.

 

Определяем, предусмотрено ли прямо Указаниями N 65н отнесение конкретного вида расходов на определенную статью (подстатью) КОСГУ?

 

 

 

 

 

НЕТ

 

 

ДА

 

 

 

 

 

Определяем, не содержат ли перечни расходов, относящиеся к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ, расходов, аналогичных по экономическому содержанию рассматриваемым видам затрат?

 

 

Применяем соответствующую
статью (подстатью) КОСГУ

 

 

 

 

 

 

 

НЕТ

 

ДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относим расходы к ПРОЧИМ

 

 

Применяем соответствующую статью (подстатью) КОСГУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подстатья 212 "Прочие выплаты"

Подстатья 226 "Прочие работы, услуги"

Статья 290 "Прочие расходы"

 

Примечание

Положения Указаний N 65н не допускают возможности выделения из единых актов выполненных работ (актов оказания услуг) отдельных позиций для их оплаты по различным статьям (подстатьям) КОСГУ (см. также письма Минфина России от 03.10.2013 N 02-05-10/41173, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564, от 18.06.2015 N 02-05-11/35429). При ином подходе было бы просто невозможно организовать качественное планирование и осуществление бюджетных расходов, связанных с оплатой различных работ.

В то же время в рамках одного договора расходы могут оплачиваться по нескольким статьям (подстатьям) КОСГУ при выполнении следующих условий (письмо Минфина России от 01.12.2015 N 02-10-10/69756):

- в рамках договора можно выделить несколько предметов закупок различных товаров (работ, услуг);

- из условий договора и содержания первичных учетных документов можно выделить отдельные суммы расходов по соответствующим направлениям в целях корректного применения различных кодов КОСГУ.

Достаточно часто профессиональные суждения различных должностных лиц по вопросу об "аналогичности" тех или иных операций могут кардинально различаться. Однако соответствующая правовая позиция специалистов Минфина России может содержаться в официальных письмах финансового ведомства, разъясняющих положения Указаний о применении бюджетной классификации РФ, применявшихся в прошлые годы.

Не стоит сразу же откладывать подобные письма в сторону за ненадобностью - при принятии окончательного решения об отнесении того или иного вида расходов на конкретную статью (подстатью) КОСГУ с разумной осмотрительностью мнение специалистов уполномоченных органов, свидетельствующее об аналогичности отдельных видов расходов, может быть учтено безотносительно к конкретным Указаниям о применении бюджетной классификации.

Кроме того, если определенные виды расходов в действующих Указаниях о применении бюджетной классификации в явном виде не упоминаются, совсем не лишним будет согласовать порядок применения КОСГУ при осуществлении таких расходов путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним. К таким документам, например, относятся:

- сметы;

- задания на оказание государственных (муниципальных) услуг;

- методические рекомендации (указания).

 

Коды КОСГУ применяются также и в целях бухгалтерского (бюджетного) учета в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Инструкциями по применению соответствующих Планов счетов, утвержденными приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н. При этом порядок применения кодов КОСГУ в целях бухгалтерского учета и кассового исполнения операций может различаться.

Некоторые статьи (подстатьи) КОСГУ могут применяться организациями госсектора только в целях ведения бухгалтерского учета по методу начисления и, соответственно, не используется при кассовом исполнении операций. Речь идет о кодах КОСГУ 172 "Доходы от реализации активов", 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 270 "Расходы по операциям с активами". Так, например, код 172 "Доходы от реализации активов" КОСГУ используется только в целях ведения бухгалтерского учета по методу начисления и, соответственно, не применяется при кассовом исполнении операций. Кассовые поступления от выбытия (реализации) нефинансовых активов отражается по соответствующим статьям группы КОСГУ 400 "Выбытие нефинансовых активов".

Согласно Указаниям N 65н в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета организации госсектора вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций (в рамках третьего разряда кода) по статьям КОСГУ:

310 "Увеличение стоимости основных средств";

320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";

330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов";

340 "Увеличение стоимости материальных запасов"

530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале".

Внимание

Коды выбытия нефинансовых и финансовых активов, уменьшения обязательств в настоящее время не применяются при отражении в учете фактов хозяйственной жизни, которые не приводят к уменьшению стоимостных показателей активов, имеющихся в распоряжении госучреждения или же к уменьшению его обязательств. Речь идет, в частности, об отражении в учете:

- внутренних записей по дебету и кредиту одного и того же аналитического счета (в том числе при отражении внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов);

- принятия к учету объектов нефинансовых активов по первоначальной (фактической) стоимости, сформированной при их приобретении, получении, создании или изготовлении (списании их стоимости с кредита счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы").

В подобных ситуациях и по дебету, и по кредиту отражаются счета, при формировании номеров которых используются коды поступлений активов, увеличения обязательств.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Пожидаева, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения