Энциклопедия решений. Неэффективное использование бюджетных средств и имущества

Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая научнообоснованная методика, позволяющая квалифицировать действия должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств. Впрочем, не существует и официально утвержденного определения самого понятия "неэффективное использование бюджетных средств".

Таким образом, констатируя при проверках наличие подобных нарушений, должностные лица органов финансового контроля, по сути, формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансовой и хозяйственной деятельности учреждения. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов.

Внимание

Ни административная, ни уголовная ответственность за "неэффективное использование бюджетных средств" в настоящее время не предусмотрена.

Вместе с тем указание на подобное нарушение в материалах проверок нередко становится основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений.

Именно поэтому каждое решение руководителя учреждения, связанное с расходованием денежных средств, должно быть обоснованно с экономической точки зрения (а по возможности и подкреплено соответствующими расчетами). Данное правило в полной мере применимо и к решениям, связанным с использованием имущества учреждения, если такие решения влекут образование новых бюджетных (денежных) обязательств.

В то же время применение органами финансового контроля понятия "неэффективное использование бюджетных средств", конечно же, не беспочвенно. По сути, квалифицируя таким образом действия должностных лиц учреждения, проверяющие констатируют нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ. В данной норме речь идет о любых расходах, осуществляемых за счет бюджетных средств. Иными словами, в качестве нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств может рассматриваться, например, осуществление налоговых платежей, связанных с закреплением за учреждением излишнего (не используемого) имущества. Один из распространенных примеров неэффективного использования имущества - его невостребованность в деятельности учреждения с момента ввода в эксплуатацию (см., например, п. 5 представления Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР 07-216/07-04).

Кроме того, важно разграничивать правомерность и эффективность расходов: неэффективными должны признаваться только те действия организаций госсектора, которые осуществляются законно, но недостаточно результативно. Если же в ходе контрольных мероприятий выявляются признаки нарушения каких-либо требований законодательства по расходованию денежных средств, то необходимо вести речь о незаконном расходовании средств (расходовании средств с нарушением закона) (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084). В этом случае прежде всего должны применяться соответствующие виды ответственности, а не оцениваться эффективность.


В последние годы уполномоченными органами осуществляется планомерная работа по разработке и внедрению современных методов оценки эффективности расходования денежных средств в государственном секторе экономики.

Основой для осуществления такой деятельности, безусловно, является внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования (см., в частности, Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах"; Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов; Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588). При этом в настоящее время уже разработаны и применяются ряд методических указаний и рекомендаций для оценки эффективности капитальных вложений, деятельности органов исполнительной власти (местного самоуправления), расходов в рамках целевых программ.

Актуальность подобной работы существенно возросла в связи с продолжающимся процессом формирования принципиально новых правоотношений между государственными (муниципальными) учреждениями и их учредителями. Дело в том, что деятельность все большего числа таких учреждений осуществляется на основе государственных (муниципальных) заданий, а не бюджетных смет (смотрите, в частности, абзац 2 п. 3 ст. 69.2 БК РФ). Как следствие, все острее встает вопрос о разработке единой, внятной методики, позволяющей объективно оценивать качество выполнения государственных (муниципальных) заданий и, соответственно, эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых в качестве финансового обеспечения выполнения таких заданий. Иными словами, в ходе совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений внимание органов финансового контроля неминуемо будет смещаться с вопросов целевого использования бюджетных средств на контроль:

- достижения учреждениями запланированных результатов;

- результативности и целесообразности произведенных расходов.


Вполне вероятно, что вслед за выработкой научнообоснованных принципов и механизмов контроля, позволяющих свести к минимуму субъективный фактор при квалификации определенных расходов учреждений в качестве неэффективного расходования бюджетных средств, на законодательном уровне будет определена мера ответственности за подобные нарушения. Однако в настоящее время при проверках вопросов эффективности расходования бюджетных средств (в том числе и средств субсидий) преобладают субъективные профессиональные оценки, поэтому решение проблем повышения эффективности подобных расходов исключительно путем принятия соответствующих кадровых и организационных решений представляется вполне оправданным, ведь в противном случае было бы не избежать многочисленных судебных разбирательств.


Обратите внимание: попытки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств обеспечить эффективное использование денежных средств путем "тотальной" регламентации порядка осуществления расходов в подведомственных учреждениях, а порой и путем направления в данные учреждения прямых указаний об осуществлении (не осуществлении) тех или иных расходов не в полной мере соответствуют требованиям бюджетного законодательства. Более того, как показывает практика, подобные действия, как правило, приводят к прямо противоположному эффекту - средства расходуются с еще меньшей эффективностью, чем могла бы быть обеспечена учреждениями.

Описанная выше проблема еще в большей мере проявляется при анализе действий автономных и бюджетных учреждений, получающих субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Дело в том, что данные учреждения, равно как и их учредители, в настоящее время только перестраивают свою работу, ориентируясь прежде всего на выполнение государственного (муниципального) задания в заданный промежуток времени и с должным качеством.


Помимо эффективности использования денежных средств, контролирующие органы уделяют пристальное внимание и вопросу эффективного использования государственного (муниципального) имущества, принадлежащего учреждениям на праве оперативного управления. Выявление фактов неэффективного использования имущества может привести к принятию собственником имущества (в лице уполномоченных органов) соответствующих управленческих решений в отношении виновных лиц.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт